Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Характеристика предмета и метода административного права позволяет определить понятие административного права как отрасли российского права.
При этом следует отметить, что в литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права и, следовательно, собственного понимания и определения предмета административного права.
Так, Б.М. Лазарев определял административное право как отрасль права, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами Советского государства исполнительной и распорядительной деятельности.
Ю.М. Козлов определял административное право как отрасль российской правовой системы, представляющую собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Ю.А. Тихомиров отмечает, что административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан.

Работа содержит 1 файл

Вопрос 2.docx

— 23.09 Кб (Скачать)

Вопрос 2. Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права  

 Характеристика  предмета и метода административного  права позволяет определить понятие  административного права как  отрасли российского права. 
   При этом следует отметить, что в литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права и, следовательно, собственного понимания и определения предмета административного права. 
   Так, Б.М. Лазарев определял административное право как отрасль права, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами Советского государства исполнительной и распорядительной деятельности. 
   Ю.М. Козлов определял административное право как отрасль российской правовой системы, представляющую собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности). 
   Ю.А. Тихомиров отмечает, что административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан. Он определяет административное право как отрасль российского права, т.е. систему правовых норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан в управлении государственными делами. Административное законодательство представляет собой систему взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих данную сферу. А наука административного права является теорией и методологией изучения, анализа и разработки концепций и рекомендаций по вопросам регулирования административно-правовой сферы. 
   Таким образом, ключевым понятием в определении административного права является то, что административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач и функций государственного управления. 
   Вместе с тем при формулировании понятия административного права необходимо также учитывать и то, что к его предмету относятся внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, отношения связанные с государственной службой, а также отношения, которые возникают в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий. 
   Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления), а также внутриорганизационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения, связанные с государственной службой и осуществлением административной юрисдикции. 
   Административное право тесно связано с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны осуществлять регулирование общественных отношений с помощью правовых средств. 
   Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы компетенции органов государственной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности государственных органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Все это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и соответственно регулируют отношения в этой сфере. 
   Нормы административного права детализируют указанные принципы применительно к многообразной системе органов исполнительной власти, регулируют на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право свои исходные начала берет у конституционного права. 
   Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право - их неравенством (одна из сторон - орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права. 
   Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью. 
   Следовательно, если имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, связаны с имущественными правами граждан и юридических лиц, то административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления. 
   Финансовое право отграничивается от административного лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер. 
   Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией). 
   Разграничение административного права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения (в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.п.). Основным содержанием таких отношений является реализация права граждан на труд (трудовой договор, оплата труда, право на отпуск и т.п.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно вопросы определения и реализации полномочий администрации, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства.

6. Система административного права  

 Административное  право регулирует многообразные  отношения управленческого характера,  которые могут быть сгруппированы  в однородные комплексы. На  этой основе строится система  этой отрасли права, предполагающая  выделение административно-правовых  норм, регулирующих однородные общественные  отношения, в самостоятельные  правовые институты (например, институт  государственной службы, административной  ответственности). Институты административного  права регулируют отношения, имеющие  общий для всех направлений  управленческой деятельности характер. Вместе с тем нормы административного  права группируются в рамках  их регулирующего воздействия  на отдельные области (например, культура, наука, образование, оборона,  внутренние дела). 
   Соответственно складывается следующая система административного права: 
   а) часть первая административного права - это общие институты административного права, определяющие административное право в системе российского права. К ним относятся предмет и метод административного права, административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, субъекты административного права, административно-правовые формы и методы деятельности субъектов государственного управления, административная ответственность, административно-процессуальное право; 
   б) часть вторая административного права определяет вопросы организации государственного управления в сферах государственной деятельности - в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической. 
   В рамках указанных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление в отдельных областях государственной деятельности - промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, торговли, обороны, внутренних дел, юстиции и ряда других. 
   Таким образом, административное право является крупной и сложной отраслью российского права. Это обусловлено необходимостью реализации исполнительной власти во всех сферах жизни общества. От эффективности ее осуществления (организации государственного управления) в очень большой степени зависит вся жизнь государства, гарантированность реализации гражданами прав и свобод. 
   Соответственно на системе административного права строится и система учебной дисциплины "Административное право
 

Понятие науки административного  права   

 Административное  право в общественной жизни  выступает в нескольких ролях:  как отрасль законодательства, как  отрасль правовой науки и как  учебная дисциплина. Но если административное  право как совокупность юридических  норм предписывает соответствующее  поведение, то наука административного  права исследует нормы административного  права, классифицирует и систематизирует  их, объединяет в правовые институты  и представляет в определенной  системе. Наука административного  права выявляет эффективность  административного законодательства  и практики его применения. 
   В связи с изложенным науку административного права следует рассматривать как систему взглядов и представлений о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах исполнительно-распорядительной деятельности государства. Она раскрывает теоретические положения об отрасли административного права и предмете ее регулирования. Наука административного права исследует такие правовые проблемы, как сущность государственного управления, его организацию в различных областях государственной деятельности, формы и методы его осуществления; административно-правовой статус органов исполнительной власти, граждан и организаций; прохождение государственной службы и статус государственных служащих; административный процесс и ряд других. 
   Нормативную основу науки административного права составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие различные стороны государственного управления. Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, теория права, а также работы отечественных и зарубежных юристов. Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально юридический и другие методы научного исследования. Наука административного права вырабатывает конкретные пути оптимизации государственного управления, всего механизма административно-правового регулирования. Она тесно связана с другими отраслями правовой науки и прежде всего с теорией государства и права и конституционным правом, которые содержат общие базовые принципы для всех отраслей юридической науки. 
   В процессе накопления и обработки знаний об административном праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманной и понятно изложенной информации. К этим средствам, образующим состав науки административного права, относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки. 
   Говоря о составе науки административного права, нужно отметить, что его основу образуют такие элементы, как предмет, методология и система науки. 
   Предметом науки административного права являются административно-правовые нормы, административные правоотношения, административно-правовые категории и правоприменительная практика. 
   При изучении административного права научное познание прежде всего направлено на анализ совокупности юридических норм. Действующие нормы систематизируются, объединяются в институты и подотрасли, складываются в систему административного права. 
   Наряду с нормами изучаются административные правоотношения: исследуются их субъекты и объекты, юридические факты, виды правоотношений. В науке административного права дается классификация административных правоотношений по ряду оснований: материальные и процессуальные, вертикальные - горизонтальные и другие. Однако как нормы административного права, так и административные правоотношения показывают не весь объект познания и не дают полного представления о предмете науки административного права. 
   Для науки административного права важны и административно-правовые категории. В административном праве к таким знаниям относятся категории "исполнительная власть", "органы исполнительной власти", "государственная служба", "государственная должность", "административное принуждение" и др. Административно-правовые категории создают устойчивость данной науки и сохраняют ее целостность. 
   Важной частью предмета науки административного права является практика государственного управления, правоприменительная деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц). Наука административного права изучает действующее административное законодательство в тесной связи с жизнью граждан, с работой аппарата управления. Изучая жизнь, ученый может заметить пробелы в законодательстве и указать на необходимость новых дополнительных норм и попытаться их сформулировать. 
   Предмет науки административного права тесно связан с предметом административно-правового регулирования. Предмет административно-правового регулирования - это вид управленческих общественных отношений, требующий административно-правовой формы регулирования. В свою очередь правовые нормы, регулирующие эти отношения и образующие отрасль права, являются предметом познания, в процессе которого формируются знания об административном праве. 
   Предмет и содержание науки административного права неразрывно связаны с ее методом познания. Метод правовой науки - это система методов познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу. На методологическую основу опирается также наука административного права. 
   Наука административного права использует прежде всего специально юридический и сравнительно-исторический методы. 
   С помощью специально юридического метода осуществляется изучение норм права и правоотношений. Этот метод включает такие приемы, как описание и анализ административно-правовых норм и правоотношений, их объяснение, толкование, классификацию. Это логические приемы исследования. В рамках формально-догматического метода особенно значительна роль классификации и систематизации. При классификации посредством группировки административно-правовых явлений и понятий сопоставляются эти понятия, что помогает составить более полное представление о каждом из них в отдельности и об исследуемом предмете в целом. 
   Сравнительно-исторический метод исследования представляет собой исторический подход к анализу и оценке важнейших категорий государственного управления и административно-правовых институтов. Наука административного права не может игнорировать все то ценное и позитивное, что было накоплено административным законодательством России и что представляет собой ее вклад в общий потенциал мировой правовой культуры. 
   Охарактеризованные методы связаны между собой и каждый из них может применяться в сочетании с другими. Все эти методы имеют общее основание, которое определяется общим свойством того предмета (объекта), который изучается и познается, - административного права.


 

  


Информация о работе Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права