Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:37, контрольная работа
Характеристика предмета и метода административного права позволяет определить понятие административного права как отрасли российского права.
При этом следует отметить, что в литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права и, следовательно, собственного понимания и определения предмета административного права.
Так, Б.М. Лазарев определял административное право как отрасль права, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами Советского государства исполнительной и распорядительной деятельности.
Ю.М. Козлов определял административное право как отрасль российской правовой системы, представляющую собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Ю.А. Тихомиров отмечает, что административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан.
Вопрос 2. Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права
Характеристика
предмета и метода
При этом следует отметить, что в литературе
по административному праву имеется множество
определений административного права.
Авторы этих определений исходили из собственного
понимания предмета и метода административного
права и, следовательно, собственного
понимания и определения предмета административного
права.
Так, Б.М. Лазарев определял административное
право как отрасль права, нормы которого
регулируют общественные отношения в
сфере государственного управления, т.е.
те общественные отношения, которые возникают
в ходе организации и осуществления органами
Советского государства исполнительной
и распорядительной деятельности.
Ю.М. Козлов определял административное
право как отрасль российской правовой
системы, представляющую собой совокупность
правовых норм, предназначенных для регулирования
общественных отношений, возникающих
в связи и по поводу практической реализации
исполнительной власти (в более широком
понимании - в процессе осуществления
государственно-управленческой деятельности).
Ю.А. Тихомиров отмечает, что административное
право есть базовая отрасль в системе
права с мощным императивно-регулирующим
потенциалом, обеспечивающим функционирование
исполнительной власти и соблюдение публичных
интересов юридическими и физическими
лицами, охрану и реализацию прав граждан.
Он определяет административное право
как отрасль российского права, т.е. систему
правовых норм, издаваемых органами исполнительной
власти и другими органами для организации
и функционирования государственного
управления, регулирования функционально-юридических
режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной
деятельности и участия граждан в управлении
государственными делами. Административное
законодательство представляет собой
систему взаимосвязанных законодательных
актов, регулирующих данную сферу. А наука
административного права является теорией
и методологией изучения, анализа и разработки
концепций и рекомендаций по вопросам
регулирования административно-правовой
сферы.
Таким образом, ключевым понятием в определении
административного права является то,
что административное право фактически
выступает в качестве юридической формы
реализации задач и функций государственного
управления.
Вместе с тем при формулировании понятия
административного права необходимо также
учитывать и то, что к его предмету относятся
внутриорганизационные отношения в органах
исполнительной власти, а также в аппаратах
законодательных и судебных органов, отношения
связанные с государственной службой,
а также отношения, которые возникают
в сфере административного судопроизводства
и связаны с реализацией судами (судьями)
и другими участниками этого судопроизводства
своих функций и полномочий.
Таким образом, административное право
можно определить как отрасль права, регулирующую
общественные отношения в сфере осуществления
исполнительной власти (государственного
управления), а также внутриорганизационные
отношения в аппаратах государственных
органов, отношения, связанные с государственной
службой и осуществлением административной
юрисдикции.
Административное право тесно связано
с другими отраслями права, так как, несмотря
на специфические особенности каждой
из них, все они призваны осуществлять
регулирование общественных отношений
с помощью правовых средств.
Конституционное право закрепляет принципы
организации государственных органов,
определяет место органов государственной
власти в механизме государства, основы
их взаимоотношений, наиболее общие вопросы
компетенции органов государственной
власти, основные права и обязанности
граждан, которые практически реализуются
в сфере деятельности государственных
органов. Конституционным правом регулируются
и общественные отношения, складывающиеся
в процессе деятельности органов исполнительной
власти. Все это свидетельствует о том,
что ряд вопросов практики государственного
управления охватывается одновременно
конституционным и административным правом.
При этом нормы конституционного права
закрепляют общие, единые для всех государственных
органов демократические принципы их
организации и деятельности и соответственно
регулируют отношения в этой сфере.
Нормы административного права детализируют
указанные принципы применительно к многообразной
системе органов исполнительной власти,
регулируют на их основе практическую
управленческую деятельность этих органов.
Таким образом, административное право
свои исходные начала берет у конституционного
права.
Административное право связано и с гражданским
правом, поскольку оба они регулируют
различные стороны имущественных отношений.
Но гражданское право регулирует отношения,
характеризующиеся равенством сторон,
а административное право - их неравенством
(одна из сторон - орган управления). Имущественные
отношения, связанные непосредственно
с проявлением исполнительно-распорядительной
деятельности, регулируются соответственно
нормами административного права.
Следовательно, административное право
регулирует те стороны имущественных
отношений, воздействуя на которые органы
управления выступают не как субъекты
гражданских прав, а как субъекты государственного
управления, наделенные административной
властью.
Следовательно, если имущественные отношения,
регулируемые гражданским правом, связаны
с имущественными правами граждан и юридических
лиц, то административное право имеет
своим предметом имущественно-организационные
отношения, для которых характерно властное
распоряжение соответствующего органа
управления.
Финансовое право отграничивается от
административного лишь в силу специфики
и большого общественного значения объекта
правового регулирования (процесс собирания
и распределения денежных средств). Фактически
же финансовая деятельность государства
является разновидностью исполнительно-распорядительной
деятельности; методы регулирования финансовых
отношений в основном носят административно-правовой
характер.
Земельное право регулирует земельные
отношения между субъектами земельных
отношений (организациями, гражданами)
и государством. Вместе с тем эти отношения
регулируются и административным правом,
ибо значительная часть отношений по землепользованию
возникает, изменяется и прекращается
на основе административно-правовых актов
(например, многие отношения, связанные
с выделением земельных участков, с их
эксплуатацией).
Разграничение административного права
и трудового права проводится также по
предмету правового регулирования. Трудовое
право регулирует трудовые, а также некоторые
другие связанные с ними общественные
отношения (в области социального страхования,
рассмотрения трудовых споров, по поводу
заключения коллективных договоров и
т.п.). Основным содержанием таких отношений
является реализация права граждан на
труд (трудовой договор, оплата труда,
право на отпуск и т.п.). Трудовое право
регулирует, следовательно, общественные
отношения, непосредственно связанные
с правовым статусом личности как участника
трудовых процессов. Административное
право воздействует на те стороны этих
отношений, которые связаны с организацией
трудовых процессов, а также с государственной
службой. Соответственно вопросы определения
и реализации полномочий администрации,
определения порядка оформления на работу,
увольнения, поощрения, применения мер
дисциплинарной ответственности и т.п.
решаются на административно-правовой
основе. В равной мере это относится к
отношениям между администрацией и профсоюзами
по вопросам планирования и организации
производства.
6. Система административного права
Административное
право регулирует
Соответственно складывается следующая
система административного права:
а) часть первая административного права
- это общие институты административного
права, определяющие административное
право в системе российского права. К ним
относятся предмет и метод административного
права, административно-правовые нормы,
административно-правовые отношения,
субъекты административного права, административно-правовые
формы и методы деятельности субъектов
государственного управления, административная
ответственность, административно-процессуальное
право;
б) часть вторая административного права
определяет вопросы организации государственного
управления в сферах государственной
деятельности - в сфере экономики, социально-культурной,
административно-политической.
В рамках указанных институтов выделяются
нормы административного права, регулирующие
управление в отдельных областях государственной
деятельности - промышленности, сельского
хозяйства, коммуникаций, торговли, обороны,
внутренних дел, юстиции и ряда других.
Таким образом, административное право
является крупной и сложной отраслью российского
права. Это обусловлено необходимостью
реализации исполнительной власти во
всех сферах жизни общества. От эффективности
ее осуществления (организации государственного
управления) в очень большой степени зависит
вся жизнь государства, гарантированность
реализации гражданами прав и свобод.
Соответственно на системе административного
права строится и система учебной дисциплины
"Административное право
Понятие
науки административного
права
Административное
право в общественной жизни
выступает в нескольких ролях:
как отрасль законодательства, как
отрасль правовой науки и как
учебная дисциплина. Но если административное
право как совокупность |