Автор: Татьяна Новосёлова, 03 Сентября 2010 в 20:07, контрольная работа
Данная контрольная работа посвящена одной из важных тем правовой науки - административной ответственности. Считаю необходимым упомянуть об основных составляющих юридической ответственности.
Введение……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 Ответственность по административному праву и её виды…………………………………………………………….. 5
§1.1 Дисциплинарная ответственность по административному праву.……………………............................................................................... 5
§1.2 Материальная ответственность по административному праву……. 10
ГЛАВА 2 Правовые аспекты регулирования и совершенствования Норм………………………………………………………………………… 15
§2.1 Понятие и особенности административно-правовых норм………... 15
§2.2 Виды административно-правовых норм…………………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы……………………………………... 26
Для
административного права
Однако
вся совокупность действующих административно-
Это означает, что существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление, которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти. Наполненные единым юридическим содержанием, эти правовые нормы не равнозначны по своей юридической силе.
Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда — подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента РФ как главы государства (ст. 115 Конституции РФ).
Являясь вторичной (производной) формой правоустановления, административно-правовые нормы, создаваемые непосредственно субъектами исполнительной власти, обеспечивают действенность, прежде всего конституционных и законодательных правовых норм. Тем самым они служат одним из существенных юридических средств, придающих этим нормам характер реально «работающих» правовых установлении, а также детализирующих и конкретизирующих содержащиеся в них общие правила поведения.
Обычно нормы законов не имеют прямого действия, представляя собой наиболее общие правила поведения принципиального характера, абстрагирующиеся от конкретных особенностей и условий их практического применения (исполнения). Между тем, Россия — не унитарное государство; ее территория огромна, причем территориальные особенности нередко весьма существенны. Россия — многонациональное государство; эффективное развитие территорий, национально-государственных образований и отдельных народностей невозможно без корректировки тех или иных норм законов. Конечно, это стремится учесть сам законодатель, но практически решение данной задачи—не его функция.
Поэтому на долю административно-правовых норм, создаваемых субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по приданию тем или иным позициям, законодательно закрепленным, прямого действия. Иначе говоря, общие нормы закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти и в полном соответствии с функционально-компетенционными принципами разделения властей, как правило, нуждаются в опосредствовании их нормами административного права. Государственно-правовая действительность наглядно подтверждает жизненность подобного, отработанного многолетней практикой, механизма соотношения административно-правовых норм, содержащихся в законодательных актах и устанавливаемых субъектами исполнительности власти.
Что же касается структуры административно-правовых норм, она традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти, Диспозиция нормы — это предписания, запреты и дозволения.
Санкция предусматривается, как правило,
в виде конкретных мер дисциплинарного
или административного воздействия, причем
далеко не все нормы имеют таковые. Например,
нормы, регулирующие управленческую деятельность,
исходят из того, что взаимоотношения
между, вышестоящими и нижестоящими административно-
§2.2. Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.
Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти, должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
В
соответствии со сложившимися в юридической
теории и практике представлениями
о процессе и процессуальной деятельности
следует акцентировать внимание преимущественно
на их юридической сущности, как это имеет
место, например, в отношении уголовного
и гражданского процесса. На подобной
базе можно выделить административно-
юрисдикционные
нормы, регламентирующие порядок рассмотрения
и разрешения преимущественно во внесудебной
форме различного рода административно-правовых
споров. Имеется в виду реализация административной
юрисдикции, т.е. принадлежащих соответствующим
органам управления полномочий по самостоятельной
правовой оценке поведения лиц или организаций
и по применению в необходимых случаях
установленных мер административно-
Налицо, следовательно, правоохранительный аспект административно - юрисдикционных норм.
Но управленческая деятельность не сводится только к юрисдикционной. Существенна значимость, например, подготовки и принятия управленческих решений, регистрационных, разрешительных и иных функций, широко используемых в процессе государственно-управленческой деятельности. Это также процессуальные действия. В силу этого административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего, практической работы аппарата управления, можно выделить в особую группу — административно-процедурные нормы.
Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или регулирование — общее свойство любых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.
Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:
а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в таких рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание.
В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно не может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование не своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.
В
частности это выражается в том,
что многие обязывающие административно-
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения;
в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;
б) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;
г) административно-правовой статус общественных объединений;
д)
отдельные стороны
е) административно-правовой статус граждан,
С
учетом федеративного устройства России
административно правовые нормы
по своему масштабу подразделяются на
общефедеральные, а также устанавливаемые
субъектами федерации (республиканские,
территориальные или региональные и т.п.).
По объему регулирования административно-правовые
нормы могут быть общи ми, межотраслевыми,
отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые
нормы могут иметь либо (внутрисистемный),
юридическая сила распространяется на
нижестоящие звенья механизма исполнительной
власти, либо общеобязательный характер.
В последнем случае
их действие охватывает все виды участников
регулируемых управленческих отношении.
Заключение
Итак, ответственность по административному праву делится на два вида дисциплинарная и материальная. Для наступления дисциплинарной ответственности необходим дисциплинарный проступок. А для наступления материальной ответственности необходимы условия: наличие реального ущерба; наличие связи между проступком и последствием; вина правонарушителя; виновные действия не должны являться преступлением.
Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.