Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:49, реферат
В данном реферате освещены вопросы, связанные с особенностями применения уголовного наказания и уголовной ответственности к несовершеннолетним, а также особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Ответственность несовершеннолетних.…………………………………….. 5
2. Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних………………….8
3. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного действия………………………………………………………………………….13
4. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и
наказания……………………………………………………………………....... 16
5. Судимость несовершеннолетних и ее погашение…………………………. 20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………...23
Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности по общим нормам в связи с деятельным раскаянием (статья 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим (статья 76), в связи с изменением обстановки (статья 77), в связи с истечением сроков давности (статья 78).
Несовершеннолетний может быть освобожден от наказания по общим нормам об условном осуждении (статьи 73,74 УК), условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким (статьи 79,80 УК), освобождении от наказания в связи с болезнью ( статья 81 УК), отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (статья 82 УК), освобождении в связи с истечением сроков давности исполнения приговора ( статья 83 УК).
Условное осуждение целесообразно применять к совершеннолетним и близким к достижению совершеннолетия лицам, совершившим преступление до достижения совершеннолетия, если назначив наказание в виде лишения свободы или исправительных работ, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания.
К несовершеннолетним, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.
5. Судимость несовершеннолетних, и ее погашение.
Судимость - уголовно-правовая характеристика личности преступника. Особенности личности несовершеннолетнего, поэтому учитываются в применении этого института. Возраст от 14 до 21 года - это возраст социальной адаптации лица, которая требует от несовершеннолетнего значительных усилий. С другой стороны, естественные возрастные потребности несовершеннолетнего достаточно велики, в ряде случаев выше потребностей взрослого человека (потребность самоутверждения, желание существовать в разумном и справедливом обществе), возможности же реализации потребностей у несовершеннолетнего весьма ограниченны, что часто приводит несовершеннолетнего к "бунту против общества" и принятых в обществе порядков и норм, способствует совершению преступлений. Кроме того, несовершеннолетние ввиду своей психической незрелости не могут отвечать за совершенное преступление в равной мере со взрослыми преступниками. Социализация лица (приобретение профессии и материальной независимости, создание семьи) приводит очень быстро к изменению отношения молодого человека к обществу, более или менее полному принятию социальных норм. Высокая динамика изменения личности несовершеннолетнего и требование справедливого соотношения преступления и его правовых последствий предполагают существование специальных норм, регламентирующих судимость несовершеннолетних.
Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 УК РФ, сокращаются и соответственно равны:
а) шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы;
б) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;
в) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
К несовершеннолетним применяются предусмотренные статье 86 УК общие положения о судимости (части первая и шестая статьи 86), положения о несудимости лиц, освобожденных от наказания (часть вторая статьи 86), о погашении судимости в отношении лиц, условно осуждённых,- по истечении испытательного срока (пункт "а" части третьей), и в отношении лиц, осужденных к более мягким наказаниям, чем лишение свободы - по истечении одного года после отбытия наказания ( пункт "б" части третьей), о погашении судимости при условно-досрочном освобождении (часть четвертая) и о снятии судимости ( часть пятая статьи 86 УК РФ.). Но применение данных статей возможно только при примерном поведении и честном отношении к труду несовершеннолетнего.
Заключение.
В настоящее время проблема роста преступности несовершеннолетних очень актуальна, поэтому важным является и вопрос об их уголовной ответственности.
В отношении уголовной ответственности несовершеннолетних действуют специальные нормы. Это обусловлено, прежде всего, тем, личность преступника до конца не сформирована. Исправительное воздействие к несовершеннолетним носит воспитательный характер, поэтому при несении несовершеннолетним уголовной ответственности должны выполняться не только исправительные, но и воспитательные задачи.
Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Особенно это становиться нетерпимым теперь, когда преобразование всех сторон бытия неизбежно и глубоко затрагивают вопросы культуры, духовной жизни. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным, или он бежит из него подальше от пьяного угара. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет? Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993г. – М.: Норма:Норма-Инфра-М, 2002. – 128с.
2. Уголовной кодекс Российской Федерации [Текст]:[c посл. изм.от 08.12.2003 №169-ФЗ ]– М.:Инфра-М, 2004. – 188стр.
3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ [Текст] / под общ.ред. В. М. Лебедева. – М.: Норма:Норма-Инфра-М, 2002. – 880 с.
2