Отчет о производственной практике в ЗАО Учебный Центр «ПрофСервис»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:38, отчет по практике

Описание работы

Целью практики является закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы.

Задачи преддипломной практики:

-формирование практических умений анализа внешней среды организации

-приобретение навыков по управлению внутренней средой организации

-отработка умений по организации деловых встреч, совещаний, по составлению текста выступлений на деловых мероприятиях

-обучение студентов практическим навыкам работы при решении управленческих и хозяйственных задач

-приобретение студентами практических умений по анализу финансового состояния предприятия

Содержание

Введение

1.Внешняя среда организации

2.Управление внутренней средой организации

3.Деловое и управленческое общение

3.1.Опросник межличностных отношений (ОМО)

4 Принятие управленческих решений

4.1Процесс принятия управленческого решения

4.2Модели принятия решений в организации

5. Оценка структуры баланса и финансовых результатов

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 852.50 Кб (Скачать)

 

      4 Принятие управленческих  решений 

     Принятие  решений – составная часть  выполнения любой управленческой функции. Выбор стратегии, типа структуры  управления, делегирование полномочий подчиненному, приказ о поощрении работников, действия по ликвидации сбоев в деятельности предприятия и пр. – все это примеры решений, принимаемых менеджерами организации.

     Управленческое  решение – это и результат, и содержание труда менеджера. Менеджмент – это всегда процесс принятия управленческих решений. Решение является реакцией на возникающую проблему или задачу, которые менеджер не имеет права игнорировать или переложить на плечи других людей, а должен решать. Процветание или неудачи компании – это результат решений, принятых менеджерами.

     Принимая  решение, менеджер осуществляет сознательный выбор из имеющихся вариантов  или альтернатив действий. Он несет  ответственность за выбор решения  и его последствия. Чем выше уровень  управления, тем выше ответственность за принятие организационных решений.

     Управленческие  задачи решать проще, проблемы – сложнее. Процесс нахождения решения обычно называется «устранением проблемы». По закону Парето менеджеры решают 20% проблем, которые обеспечивают 80% общего результата и 80% задач, дающих остальные 20%. Поэтому считается, что задачи, особенно повторяющиеся, менеджер должен решать очень быстро, чтобы оставалось время на обдумывание текущих и предотвращение будущих проблем.

     Управленческие  решения можно классифицировать по-разному. На предприятии решения принимаются в отношении индивида (личности) и организации в целом и/или ее подразделений (организационные решения). Цели принятия решений в отношении личности зависит от ценностей, разделяемых руководством организации. Например, если ценностью организации является экономический человек, то решения будут приниматься так, чтобы работник обеспечил максимальную прибыль. Если же человек рассматривается в качестве важнейшего ресурса развития компании, то будут приниматься решения по поводу его карьерного и профессионального роста, раскрытия интеллектуального потенциала, использования новых мотивационных стимулов и пр.

     Цели  принятия организационных решений зависят от роли руководителя, который за них отвечает. Например, в компетенцию первого руководителя попадают управленческие решения по достижению стратегических целей организации. Финансовый директор принимает решения по обеспечению требуемого уровня прибыли и рентабельности в компании, начальник отдела продаж – решения, направленные на рост объемов продаж и т.п.

     Организационные решения можно классифицировать по функциям управления.. Осуществление  функции планирования заключается  в принятии следующих ключевых решений: выбор миссии компании, стратегических и тактических целей, принятие бюджета поступления наличности, утверждение планов деятельности и пр. По функции организации основными решениями являются выбор организационной структуры, создание (совершенствование) механизма координации деятельности исполнителей и подразделений, распределение полномочий и ответственности, делегирование полномочий и пр. По функции мотивации принимаются решения о выборе методов индивидуальной и коллективной мотивации, повышению уровня удовлетворенности работой, установлению приоритетов стимулирования и пр. По функции контроля основными решениями являются выбор стандартов для измерения работы, определение частоты измерений, масштабов допустимых отклонений фактических результатов от стандартов и пр. Все решения, принимаемые по функциям управления, имеют предметные области – себестоимость, производство, персонал, НИОКР и др.

     По  способу принятия можно выделить решения запрограммированные, незапрограммированные, научно обоснованные, интуитивные и  основанные на суждениях. Те решения, которые нужно принять осознанно только один раз, после чего они становятся правилами, определяющими действия в будущем, называются запрограммированными. Этот термин предложил лауреат Нобелевской премии Г. Саймон.

     Запрограммированные решения являются частью повседневной деятельности предприятия, постоянно повторяются и подчинены принятой менеджерами политике. Их примерами являются: расчет премиальных выплат за выполнение плана, определение повышающего или понижающего коэффициента к заработной плате, прогнозирование бюджета и т.п. Запрограммированные решения иначе называют структурированными, они имеют разработанный алгоритм и используются для стандартных управленческих ситуаций.

     Незапрограммированное решение – это не структурированное  решение, принимаемое в нестандартной ситуации, когда отсутствует прошлый опыт. Эти решения вызывают наибольшие затруднения у менеджера, так как необходимо каждый раз искать процедуру их выбора. К этой группе относятся решения по выходу конкретной компании из кризиса, предотвращению захвата другой компанией, поиску стратегий развития, размерах инвестиций в новое производство, усилению мотивации и пр.

     При принятии незапрограммированного решения важно правильно понять причину проблемы, содержание затруднения в деятельности, системное влияние внешних и внутренних факторов.

     Научно  обоснованные решения – это те, которые не зависят от прошлого опыта и принимаются на основе расчетов. Их иногда называют рациональными, так как они принимаются на основе научно обоснованной схемы с использованием экономико-математических моделей, экспертных оценок, сопоставлений вариантов и пр. Процесс выбора решения является длительным, но позволяет найти наилучшую альтернативу.

     В отличие от научно-обоснованных, интуитивные решения принимаются быстро, на основе ощущения, что поступить надо именно так. Это ничем не обоснованное решение. Менеджер даже не нуждается в понимании ситуации: озарило, и все! Подобные решения предпочитают руководители, имеющие хорошую интуицию, знающие, что принимаемые ими таким способом решения являются правильными.

     Решения, основанные на суждениях, похожи на интуитивные, принимаются быстро, но предполагают использование знаний и своего и/или  чужого опыта (суждения). Суждение дает представление о том, к чему привело подобное решение в похожей ситуации в прошлом, на другом предприятии и пр. Принимают то решение, которое принесло успех в прошлом. Критерием выбора является здравый смысл. Например, однажды руководитель принял на работу выпускника вуза, у которого в дипломе были только отличные оценки, но тот оказался очень заурядным специалистом. После этого у него сформируется стойкое предубеждение против отличников, и в ситуации выбора он отдаст предпочтение выпускнику с посредственными оценками в дипломе. Другим примером может быть копирование чьего-то опыта управления лишь на основании того, что он был успешным в другой компании.

     Недостатком подобных решений является то обстоятельство, что суждение нельзя соотнести с  новой ситуацией. Суждения могут  не позволить увидеть новое и  перспективное. Считается, что руководитель, предпочитающий принимать решения на основе суждений, боится нового и не стремится к изменениям.

     Имея  дело с людьми, нельзя добиться, чтобы  все всегда были довольны, и менеджер по ситуации вынужден идти на компромисс. Компромиссное решение – это выбор, балансирующий между положительными и отрицательными последствиями для затрагивающих его людей, структурных подразделений или компании в целом. Например, при спаде производства принимается решение не увольнять работников из компании, но и не индексировать заработную плату в зависимости от уровня инфляции в стране.

     Бескомпромиссное  решение принимается без учета  мнений недовольных им людей. Например, принимается решение одинаково  наказывать всех сотрудников за опоздание  на работу без выяснения причин.

     Решение может быть принято единолично и  коллективно. Считается, что коллективное обсуждение позволяет сопоставить  различные точки зрения, выслушать  оппонентов, предвидеть последствия  решения и т.п. Но коллективное решение  не всегда может быть лучше единоличного, все зависит от характера проблемы, ситуации и времени, отпущенного на выбор альтернативы.

     4.1. Процесс принятия управленческого решения

 

     Под процессом принятия управленческого  решения понимается выполнение определенной последовательности операций, приводящей к решению проблемы предприятия, фирмы. Для целей нашего изучения не столько важно само решение, сколько важен способ его принятия. Знание последовательности операций и способов их осуществления позволяют менеджеру принимать решения более квалифицированно. Более того, анализируя, на каких этапах возникают наибольшие затруднения, менеджер может целенаправленно пополнять свои знания и развивать навыки и умения.

     Как правило, выделяют логический ряд отдельных  этапов в процессе принятия решения:

     Этап 1. Определить проблему, которую нужно  решить.

     Этап 2. Установить факты и причины, приведшие  к возникновению проблемы.

     Этап 3. Произвести поиск вариантов решений  проблемы.

     Этап 4. Свести к минимуму количество приемлемых альтернатив действий.

     Этап 5. Принять решение, или выбрать  альтернативу.

     Этап 6. Выполнить решение.

       

     В схеме процесса принятия решения  названные этапы можно представить  несколько иначе, сгруппировав их в три стадии (Рис. 2). В ней принципиально важным является тот факт, что процесс принятия решения начинается не с постановки цели, а с определения проблемы. Если вначале поставить цель, то нахождение решения не приведет к устранению проблемы. Например, поставлена цель: добиться дисциплины на рабочем месте, а проблема заключается в плохом качестве продукции. Рабочие за счет принимаемых мер действительно могут стать дисциплинированными, но качество продукции от этого не улучшится.

     Осознание наличия проблемы является самым  сложным этапом в этом процессе. Если проблема поставлена неправильно, то и все дальнейшие действия будут неверными. По большому счету, проблему решить нельзя, так как решаются только задачи. Но если проблема возникла, то менеджер вынужден с ней работать и искать способы выхода из ситуации затруднения. Самый лучший вариант – выявление проблемы и разделение ее на части, с которыми можно работать, сводя их к решаемым задачам.

     Выработка возможных вариантов решения  – это этап работы мыслительной работы, требующий напряжения ума. Быть эффективным менеджером означает ломать время от времени голову над трудными задачами.

     Оценка  возможных вариантов напоминает процесс фильтрации, при котором  вначале отбрасываются совершенно неприменимые возможности, затем постепенно исключаются непригодные альтернативы до тех пор, пока не останется два или три варианта.

     На этапе «фильтрации» вопросы, задаваемые в отношении каждой альтернативы, должны быть продуманными и оправданными, чтобы помогать выбору решения. Если альтернативы можно представить в цифровой форме, или разместить на определенной шкале, показанной, например, на рис. 3,.то принять решение становится намного легче  

     

     Реализация  решения – это процесс превращения  решения в действие. Его реальная ценность проявляется только тогда, когда оно осуществлено и ситуация, по поводу которой было принято, изменилась.

     Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого  решения

     На  выбор решения влияет множество  факторов:

  • личностные оценки руководителя;
  • внешняя среда, приводящая к неопределенности или определенности результата, риску;
  • время, отпущенное на выбор альтернативы;
  • ограничения на негативные последствия решения;
  • взаимосвязанность решений,
  • знаниевые и информационные ограничения;
  • поведенческие ограничения.

     В классическом подходе к управлению считается, что менеджеры абсолютно рациональны, прекрасно понимают суть проблемы, имеют не противоречащие друг другу цели, ясно видят альтернативы, ищут приемлемое решение. 

     4.2.Модели принятия решений в организации 

 

     В зависимости от того, как процесс принятия управленческого решения воспринимается и интерпретируется на разных уровнях – индивидуальном или организационном, выделяют четыре модели принятия решений: политическую, личностно ограниченной рациональности, рациональную и организационно ограниченной рациональности (рис. 3).

Информация о работе Отчет о производственной практике в ЗАО Учебный Центр «ПрофСервис»