Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:22, контрольная работа
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;
- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;
- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
Особенности, способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений.
Административно-правовые отношения
- это урегулированные нормами
административного права
К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон
данных отношений связаны с
деятельностью исполнительных
- всегда одной из сторон в
таких отношениях выступает
- административные
- если произошло нарушение
- разрешение споров между
- административные
Они достаточно существенны, так как
на природу административно-
Подводя итог вышесказанному, можно
дать соответствующее понятие
Разграничение административных и других правовых отношений.
Разграничение административных и иных правоотношений предполагает единый общий критерий. Им может быть только характер регулируемых правом общественных отношений, т. е. предмет правового регулирования. Он же служит основанием разграничения отраслей права. Широкоизвестное мнение многих ученых о том, что вторым, вспомогательным методом систематизации права может служить метод правового регулирования.
Наиболее тесно административно
К государственно-правовым следует отнести общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности высших органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления.
В этом заключается специфика, отличающая их от всех других правовых, в частности административных, отношений.
Своеобразно соотношение админ
С большими трудностями связано отграничение административных отношений от гражданских.
В процессе многих действий
складываются административно-правовые
имущественные отношения между
администрацией предприятия и администрацией
соответствующих медицинских, бытовых,
учебных учреждений. К имущественным
административно-правовым отношениям,
стороны которых не связаны подчинением,
относятся также отношения
В системе административно-
Таким образом, ни
имущественный характер, ни подчинения
одной стороны правоотношения
другой не могут быть
Административные отношения отличаются и от трудовых отношений. Трудовое право определяется как отрасль права, "регулирующая общественно-трудовые отношения рабочих или служащих и некоторые другие отношения, связанные с трудовыми отношениями рабочих и служащих".
Многие общественные
отношения, регулируемые
Осуществляя свои административные служебные обязанности и права, служащие вступают в административно-правовые отношения. В качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых правовых отношений.
Административные отношения отличаются от уголовных правоотношений. Уголовными признаются "те общественные отношения, которые возникают вследствие совершения наиболее общественно опасных посягательств на охраняемые государством отношения. Эти общественные отношения приобретают в результате их юридического регулирования вид уголовных правоотношений".
Уголовные правоотношения
имеют много общего с
Общность этих двух
видов общественных отношений
выражается в том, что, во-
Границы между этой
частью административного
Итак, административно-правовые
отношения составляют
Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы.
Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).
Источники административного права на федеральном уровне
I. Законодательные
1. Конституция Российской федерации
2. Федеральные Конституционные законы
3. Федеральные законы
4. Законы РСФСР; законы РФ; законы СССР
II. Подзаконные
1. Указы президента
2. Постановления правительства
3. Акты министерств и ведомств
Источники
административного права на
I. Законодательные
1. Конституции и уставы субъектов РФ
2. Законодательство субъектов
II. Подзаконные
1. Президентские акты, акты глав администраций
2. Акты правительств субъектов
3. Акты министерств и ведомств субъектов
Источники
административного права на
1. Акты представительных органов самоуправления
2. Акты исполнительных органов самоуправления
Источники
административного права на
Межгосударственные
Источники
административного права
Акты руководителей
государственных предприятий,
Характеристика источников административного права
Правовые свойства нормативных правовых актов неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др.
Законы среди всех источников
административного права
Основной закон (Конституция) РФ;
федеральные конституционные законы (например, о Правительстве РФ);
федеральные законы (например, о военном положении, о чрезвычайном положении);
законы РФ (например, об основах муниципальной службы);
основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ;
законы субъектов РФ.
Указы Президента РФ также регулируют важные вопросы организации государственного управления.
Решения представительных местных органов (местного самоуправления) издаются по вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам.
Акты управления составляют группу источников адм. права. Их принимают высшие органы (Правительство), центральные (министерства и ведомства), органы упр-я субъектов РФ и муниципальные органы. Акты упр-я могут приниматься в усл-ях правового гос-ва только по вопросам упр-я, т.е. распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения и не могут затрагивать прав и обязанностей граждан. С этих позиций осн. источниками адм. права являются: положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, акты, не имеющие названных форм.
Положения как источник адм. права – самая распространенная и многочисленная форма нормативных актов. Положения органически закрепляют компетенцию одного органа государственного управления или группы таких органов, например положения о министерствах, комитетах и других органах, а также их структурных подразделениях.
Уставы учреждены и действуют во многих отраслях государственного управления. По действующему законодательству уставы обязаны иметь предприятия, учебные заведения и многие другие организации. В уставах закрепляются структура организации и компетенция входящих в неё органов.
Кодексы как источники административного права.
Первая группа – о юридической ответственности.
Вторая группа имеет целью упорядочение организации отрасли, в них регулируются, наряду с административно-правовыми отношениями, отношения в других отраслях права.
Инструкции содержат общие
разъяснения о порядке
Правила регулируют вопросы, которые в законодательстве урегулированы лишь в принципе.
Кодификация – один из видов, приемов систематизации административного законодательства (Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях).
Инкорпорация как способ группирования правовых норм отраслевого масштаба или нескольких отраслей существенно помогает в практическом применении законодательства.