Особенности, способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;
- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;
- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Работа содержит 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО НА ПЕЧАТЬ.docx

— 22.90 Кб (Скачать)

Особенности, способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений.

 

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами  административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере  деятельности исполнительной власти.

К таким особенностям относятся:

- права и обязанности сторон  данных отношений связаны с  деятельностью исполнительных органов  государства и других субъектов  исполнительной власти;

- всегда одной из сторон в  таких отношениях выступает субъект  административной власти (орган,  должностное лицо, негосударственная  организация, наделенные государственно-властными  полномочиями);

- административные правоотношения  практически всегда возникают  по инициативе одной из сторон;

- если произошло нарушение административно-правовой  нормы, то нарушитель несет  ответственность перед государством;

- разрешение споров между сторонами,  как правило, осуществляется в  административном порядке.

- административные правоотношения  являются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

Они достаточно существенны, так как  на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового  регулирования (императивность и односторонность  волеизъявления субъектов управления) содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод  административного права, которые  дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми  отношениями. Административно-правовые отношения напрямую связаны с  практической реализацией задач, функций  и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность  накладывает определенный отпечаток  на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности  и права непременно связаны с  практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для  государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что  они складываются преимущественно  в особой сфере государственной  и общественной жизни - в сфере  государственного управления. Стоит  отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный  субъект исполнительной власти (в  широком смысле государственного управления).

Подводя итог вышесказанному, можно  дать соответствующее понятие административного  правоотношения, как урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором  стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных  и гарантированных административно-правовой нормой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разграничение административных и других правовых отношений.

Разграничение административных и иных правоотношений предполагает единый общий критерий. Им может  быть только характер регулируемых правом общественных отношений, т. е. предмет  правового регулирования. Он же служит основанием разграничения отраслей права. Широкоизвестное мнение многих ученых о том, что вторым, вспомогательным методом систематизации права может служить метод правового регулирования.

Наиболее тесно административное право, связано с государственным (конституционным) правом. Это объясняется взаимной близостью, переплетением многих административно-правовых и государственно - (конституционно-) правовых отношений.

 К государственно-правовым следует отнести общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности высших органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления.

 В этом заключается  специфика, отличающая их от  всех других правовых, в частности  административных, отношений.

 Своеобразно соотношение административных и финансовых правоотношений. Общественные отношения, возникающие в области финансовой деятельности, составляют специфическую часть государственно-правовых и административно-правовых отношений. Соответственно этому нормы права, регулирующие эти общественные отношения, выделяются в относительно самостоятельную отрасль права и в своей совокупности составляют финансовое право.

С большими трудностями связано  отграничение административных отношений от гражданских.

В процессе многих действий складываются административно-правовые имущественные отношения между  администрацией предприятия и администрацией соответствующих медицинских, бытовых, учебных учреждений. К имущественным  административно-правовым отношениям, стороны которых не связаны подчинением, относятся также отношения между  работниками отдела технического контроля и работниками цехов и отделов  заводов, возникающие в процессе контроля за качеством и комплектностью изготовляемой предприятием продукции.

 В системе административно-правовых  отношений имеется много неимущественных  отношений, стороны которых не  связаны подчинением.

 Таким образом, ни  имущественный характер, ни подчинения  одной стороны правоотношения  другой не могут быть использованы  для разграничения этих отраслей  права.

Административные  отношения отличаются и от трудовых отношений. Трудовое право определяется как отрасль права, "регулирующая общественно-трудовые отношения рабочих или служащих и некоторые другие отношения, связанные с трудовыми отношениями рабочих и служащих".

 Многие общественные  отношения, регулируемые административным  и трудовым правом, органически  связаны между собой. Это отношения,  возникающие в процессе труда  служащих аппарата государственного  управления, а также непосредственно  связанные с ними отношения  по материальному обеспечению  служащих в старости, в случае  болезни, инвалидности и т.  д., отношения по надзору за  охраной труда служащих и т.п. 

 Осуществляя свои административные служебные обязанности и права, служащие вступают в административно-правовые отношения. В качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых правовых отношений.

 Административные отношения отличаются от уголовных правоотношений. Уголовными признаются "те общественные отношения, которые возникают вследствие совершения наиболее общественно опасных посягательств на охраняемые государством отношения. Эти общественные отношения приобретают в результате их юридического регулирования вид уголовных правоотношений".

 Уголовные правоотношения  имеют много общего с отношениями,  возникающими вследствие совершения  дисциплинарных и административных  проступков, наложение взысканий,  за которые регулируются административным  правом.

 Общность этих двух  видов общественных отношений  выражается в том, что, во-первых, они порождаются правонарушениями (преступлениями и проступками); во-вторых, их целью является, зашита  общества от правонарушений. Вместе  с тем между этими видами  общественных отношений имеются  различия, вытекающие из особенностей  преступлений и проступков. Исходя из этих различий делятся и нормы права, регулирующие указанные отношения.

 Границы между этой  частью административного права  и уголовным правом подвижны, так как с изменением общественных  условий отдельные, относящиеся  к проступкам действия и бездействия  могут быть отнесены к преступлениям,  и наоборот, действия или бездействия,  относящиеся к преступлениям,  могут быть отнесены к проступкам. Административное право управленческим  характером регулируемых им общественных  отношений отличается также от  уголовно-процессуального и от  гражданско-процессуального права.

 Итак, административно-правовые  отношения составляют специфическую  часть общественных отношений,  а регулирующие их нормы в  своей совокупности образуют  отрасль административного права.

 

 

Источники административного  права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы.

 Нормативно-правовой  акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

 Источники административного права на федеральном уровне

I. Законодательные 

1. Конституция Российской  федерации 

2. Федеральные Конституционные  законы 

3. Федеральные законы

4. Законы РСФСР; законы  РФ; законы СССР 

II. Подзаконные 

1. Указы президента 

2. Постановления правительства 

3. Акты министерств и  ведомств 

 Источники  административного права на уровне  субъектов 

I. Законодательные 

1. Конституции и уставы  субъектов РФ 

2. Законодательство субъектов 

II. Подзаконные 

1. Президентские акты, акты  глав администраций 

2. Акты правительств субъектов 

3. Акты министерств и  ведомств субъектов 

 Источники  административного права на уровне  местного самоуправления (в случае  наделения органами местного  самоуправления необходимыми государственными  полномочиями)

1. Акты представительных  органов самоуправления 

2. Акты исполнительных  органов самоуправления 

 Источники  административного права на межгосударственном  уровне 

 Межгосударственные соглашения 

 Источники  административного права внутриорганизационного  характера 

 Акты руководителей  государственных предприятий, организаций,  учреждений (или акты их коллективных  органов).

Характеристика  источников административного права

Правовые свойства нормативных  правовых актов неодинаковы. Различаются  акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др.

Законы среди всех источников административного права обладают высшими юридическими свойствами: они  регулируют наиболее общие и значительные управленческие и иные отношения  административного права. Законы принимаются  законодательными органами власти РФ, её субъектов, различаются законы:

Основной закон (Конституция) РФ;

федеральные конституционные  законы (например, о Правительстве РФ);

федеральные законы (например, о военном положении, о чрезвычайном положении);

законы РФ (например, об основах муниципальной службы);

основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ;

законы субъектов  РФ.

Указы Президента РФ также регулируют важные вопросы организации государственного управления.

Решения представительных местных органов (местного самоуправления) издаются по вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам.

Акты управления составляют группу источников адм. права. Их принимают высшие органы (Правительство), центральные (министерства и ведомства), органы упр-я субъектов РФ и муниципальные органы. Акты упр-я могут приниматься в усл-ях правового гос-ва только по вопросам упр-я, т.е. распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения и не могут затрагивать прав и обязанностей граждан. С этих позиций осн. источниками адм. права являются: положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, акты, не имеющие названных форм.

Положения как источник адм. права – самая распространенная и многочисленная форма нормативных актов. Положения органически закрепляют компетенцию одного органа государственного управления или группы таких органов, например положения о министерствах, комитетах и других органах, а также их структурных подразделениях.

Уставы учреждены и действуют во многих отраслях государственного управления. По действующему законодательству уставы обязаны иметь предприятия, учебные заведения и многие другие организации. В уставах закрепляются структура организации и компетенция входящих в неё органов.

Кодексы как источники административного права.

Первая группа – о юридической ответственности.

Вторая группа имеет целью упорядочение организации отрасли, в них регулируются, наряду с административно-правовыми отношениями, отношения в других отраслях права.

Инструкции содержат общие  разъяснения о порядке проведения в жизнь того или иного акта, а также устанавливают дополнительные правила к ним.

Правила регулируют вопросы, которые в законодательстве урегулированы  лишь в принципе.

Кодификация – один из видов, приемов систематизации административного  законодательства (Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях).

Инкорпорация как способ группирования правовых норм отраслевого  масштаба или нескольких отраслей существенно  помогает в практическом применении законодательства.


Информация о работе Особенности, способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений