Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 20:25, доклад
Поощрение представляет собой очень сложный вопрос, наполненный противоречивостью и дискуссионностью. Особо ярко это проявляется на современном этапе, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что данная тема очень актуальна. Поощрение является важным средством в процессе воспитания и стимулирования служебной деятельности государственных гражданских служащих. Кроме того, это возможность для укрепления законности и дисциплины в современной системе.
Особенности поощрения в государственном управлении
Поощрение представляет
собой очень сложный вопрос, наполненный
противоречивостью и
В административно-правовой доктрине поощрение рассматривается как один из методов государственного управления. Одни авторы утверждают его самостоятельное значение, другие исследуют поощрение в качестве одного из проявлений убеждения.
Первое мнение представляется более обоснованным. Не следует забывать, что все способы и средства управленческого воздействия на практике взаимосвязаны, часто неотделимы друг от друга. Собственно, их сочетание и является залогом эффективной деятельности субъектов административного права. Именно поэтому автономность методов следует воспринимать, на наш взгляд, с некоторой долей условности и, рассматривая один из методов, необходимо изучать возможности его сочетания с другими.
Поощрение осуществляется посредством специфического набора правовых средств, отличных от задействованных, в рамках убеждения. Первичным их уровнем являются правовые нормы. Достаточно высокая эффективность поощрений государственных гражданских служащих имеет место только в случае соблюдения установленных требований по их применению.
Важным условием является соблюдение следующих принципов: законность и обоснованность применения любой из мер поощрения. Данные меры могут применяться только органами и руководителями, которые обладают подобным правом1. Учитывая сказанное, данные субъекты обязаны применять поощрения, в рамках предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами правил, и в определенных пределах, которые отражают грань их компетенции. Система современного российского права представляет собой группу отраслей, которые в своей совокупности и взаимодействии образуют сложное социальное явление, призванное упорядочить наиболее значимые общественные отношения. В свою очередь, каждая отрасль права имеет свою логически детерминированную структуру, состоящую из отдельных норм права, которые группируются по родовому признаку в отдельные правовые институты2. Именно подобные институты способны носить как отраслевой, так и межотраслевой характер и специфику. Именно одним из данных институтов межотраслевого характера является рассматриваемый в данной работе институт поощрения.
Поощрительные нормы можно обнаружить в различных отраслях права, и в каждой из них они имеют определенные особенности. Закон определяет виды поощрений, уточняя конкретные формы: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; поощрение Правительства РФ; поощрение Президента РФ; присвоение почетных званий Российской Федерации; награждение знаками отличия Российской Федерации; награждение орденами и медалями Российской Федерации3.
Таким образом, можно выделить две группы специфических форм:
1) формализованные – нормативно закрепленные в законодательстве, как меры поощрения;
2) неформализованные, - не названные в законодательстве среди мер поощрения, но специфическому характеру, содержанию, целям и значению являющиеся данными формами. Подобные формы широко используются на государственной службе.
На текущем этапе развития вопрос функционирования института государственной гражданской службы становится приоритетным и более актуальным. Проблема поощрения как метода административно-правового регулирования становится все более острой. Учитывая особенности развития современных отношений, просто необходима разработка института поощрения, как универсального способа организации общественных отношений. Данный вариант позволил бы в полной мере использовать его стимулирующий потенциал. Поощрение в правовых рамках государственного гражданского служащего это по своему содержанию акт вознаграждения, который характеризуется с учетом положительной оценки результатов служебной деятельности либо выполненной работы4. Механизм правового обеспечения содержит в своей структуре поощрительные средства, положительно воздействующие на сознание личности. Таким образом, формируется в определенной последовательности следующая структура: интерес - мотивация - стимул – поощрения.
В рамках анализа административно-правового закрепления института поощрения в деятельности органов исполнительной власти можно говорить о сложившейся системе конкретных мер поощрения. Данная система включает определенные элементы, это внутриорганизационные или дисциплинарные аспекты поощрения. Поощрение может быть рассмотрено в рамках отдельных групп: связь с организационным продвижением по службе; связь с квалификационным продвижением по службе; награждение почетным знаком органа исполнительной власти; связанные с единовременным материальным поощрением за отдельные достижения в государственно-служебной деятельности; выдача денежной премии, награждение ценным подарком, награждение именным оружием; связанные с предоставлением дополнительных постоянных компенсаций5.
Интерес представляют два вида имеющих свои особенности: внешнеорганизационный и административно-правовой вид поощрения. Последний имеет связь с предоставлением упрощенного (льготного) порядка осуществления отдельных видов деятельности. К примеру, сокращение количества действий проверочного характера при поступлении внештатного сотрудника на службу; абсолютное (полное) материальное вознаграждение.6. Неформализованные меры так называемого морального стимулирующего воздействия (похвала, направление в престижную командировку, распространение передового опыта несения службы со ссылкой на авторство и т.д.).
Реализация мер морального стимулирующего воздействия не сопровождается определенным процессуальным оформлением и созданием официальных актов, цель которых определенное регулирование. В процессе реализации мер организационного стимулирования происходит одновременное принятие административного акта, но данный процесс не всегда процессуально оформлен, как поощрение. Все дело в том, что формальное закрепление в нормативных правовых актах названных мер в качестве поощрений не произведено.
Поощрение статусного характера сопровождается увеличением денежного содержания и льгот материального характера на постоянной основе. Предоставление данных льгот возможно либо в разовом порядке за отдельные достижения в государственно-служебной деятельности, либо на постоянной основе за преданность и верность определенной системе государственной службы7.
В свою очередь не совсем корректно утверждение, о том, что поощрительный метод основан на стремлении лиц приобрести какое-либо материальное или моральное благо, на желание улучшить свое положение и т.п. Поощрения и награждения гражданского служащего являются важными элементами в системе стимулирования гражданских служащих, поскольку свидетельствуют о высокой оценке проделанной гражданским служащим работы. Поощрение или награждение способствует стремлению других государственных служащих добросовестно выполнять служебные обязанности.
Поощрительные нормы в КоАП РФ вовсе не самостоятельны. Поощрение в смысле награды в нем отсутствует. Государство не должно награждать за правонарушения даже с незначительной общественной опасностью. Данные нормы реализуются в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а значит, преследуют поставленную цель (общая и частная превенция). При этом, в отличие от иных норм КоАП РФ, поощрительные нормы не имеют карательной сущности, они скорее связаны с воспитанием правонарушителя. С их помощью государство ослабляет или нейтрализует лишения, предусмотренные для правонарушителя административными наказаниями, а взамен требует дальнейшего соблюдения позитивных правовых предписаний. Именно эти нормы обеспечивают парность стимулов и ограничений в административно-деликтном законодательстве. Благодаря им принудительное производство становится более гибким, приспособленным для решения конкретного дела и в итоге - для достижения превентивной цели административных наказаний.
1 Гукова Ж.А. Эффективность механизма поощрения государственных гражданских служащих // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 72 - 74.
2 См.: Осинцев Д.В. Методы административного воздействия. СПб., 2010. С. 101.
3 См.: Чуряев А.В. К вопросу о системе административно-правовых методов государственного управления // Административное и муниципальное право. 2011. № 11. С. 70 - 75.
4 См.: Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. М., 2010. С. 57.
5 См.: Трофимов Е.В. Наградные правоотношения и механизм наградного правового регулирования // Административное право и процесс. 2011. № 10. С. 22 - 26.
6 См.: Трофимов Е.В. Структура и содержание наградного правоотношения // Право и политика. 2010. № 12(132).
7 См.: Бахрах Д.Н. Поощрение в деятельности публичной администрации // Журнал российского права. 2006. № 7. С. 69.
Информация о работе Особенности поощрения в государственном управлении