Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией Российской Федерации (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан - важнейшая задача государства. Охрана здоровья людей - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждому человеку, поддержание его активной долголетней жизни.

Работа содержит 1 файл

реферат АП.docx

— 21.55 Кб (Скачать)

     Основы  организации управления здравоохранением и  социальным развитием. 

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией Российской Федерации (ст. 7). Каждый гражданин имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан - важнейшая задача государства. Охрана здоровья людей - это совокупность мер  политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждому человеку, поддержание  его активной долголетней жизни.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого  человека в соответствии с внутренним законодательством и общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Охрана  здоровья граждан базируется на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. К ним относятся оказание медицинской помощи в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения; соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения, связанных  с этими актами государственных  гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медицинской  и санитарной помощи: социальная защищенность в случае утраты здоровья; ответственность  органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций  независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение  прав граждан в области охраны здоровья. Общие вопросы здравоохранения  относятся к совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов (пункты "д", "е" "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации). Компетенция Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления закреплена в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Граждане  Российской Федерации имеют право  на бесплатную медицинскую помощь в  государственной и муниципальной  системах здравоохранения в соответствии с действующими правовыми актами.

В Российской Федерации введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены  законом Российской Федерации "О  медицинском страховании граждан  в Российской Федерации". Объем  медицинских услуг гражданам  поставлен в зависимость от вида медицинского страхования. Гарантированный  объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного  медицинского страхования. Каждый гражданин  получает страховой полис на бесплатное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной  системы здравоохранения.

Законодательством Российской Федерации гарантируется  медицинская помощь гражданам. Основным, доступным и бесплатным для каждого  гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь.

Управление  социальным развитием — деятельность, являющаяся специфическим видом  менеджмента и составной частью управления персоналом. Функции управления социальным развитием выполняют  структурные подразделения службы управления персоналом. Особенность  этих функций в том, что они  реализуются в соответствии со стратегическими  планами социального развития организации. Главными социальными ориентирами  управления социального развития являются:

- создание благоприятных условий труда и отдыха работников организации;

- вознаграждение за труд;

- социальная защита персонала;

- поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе;

- обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества. 

Органы государственного управления в области здравоохранения и социального развития. 

Здравоохранение и социальное развитие представляет собой активно развивающуюся  отрасль государственного управления, тесно связанную не только с административным правом, но также с правом социального обеспечения, трудовым, жилищным и иными отраслями российского права. Государственные задачи в области здравоохранения и социального развития решаются посредством создания эффективных систем здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, пенсионного и социального обеспечения, защиты трудовых прав граждан, минимизации безработицы, созданием институтов правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проведением эффективной миграционной политики, политики в области семьи, материнства отцовства и детства, обеспечения права граждан на жилье и т.д. Управление в области здравоохранения основывается на нормах Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. К государственной системе здравоохранения относятся: федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения; органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения; Российская академия медицинских наук; государственные лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, органы санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные государственные предприятия и учреждения. К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. 

Административное  законодательство о  здравоохранении  и социальной защите граждан. 

Именно  правовые методы, а не административные, должны лечь в основу восстановления управляемости здравоохранением путем  построения не административной управленческой вертикали, что уже невозможно на сегодняшний день, а жесткой правовой вертикали с формированием системы  нормативно-правовых актов, базирующихся на их юридической силе. Единство системы государственной власти в РФ обеспечивается тем, что Конституция РФ и федеральные законы как акты федеральной государственной власти обязательны на всей территории РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (принятие которых возможно по предметам совместного ведения, например, по вопросам здравоохранения) не должны противоречить федеральным законам. Принятие основополагающих федеральных законов в сфере здравоохранения (закона о здравоохранении в РФ, нового закона о медицинском страховании, закона о государственных гарантиях предоставления медицинской помощи гражданам) не позволит субъектам РФ не исполнять нормы, изложенные в этих федеральных законах.

Полное  и четкое законодательное разграничение  полномочий и определение границ компетенции региональной власти также  не позволит субъектам РФ выводить законодательство о здравоохранении  отдельных территорий за пределы  единой государственной системы. Таким  образом, с построением жесткой  правовой вертикали без административных решений решатся проблемы реализации государственной политики в области  здравоохранения на региональном уровне.

Законотворческая  деятельность в сфере российского  здравоохранения осуществляется Государственной  Думой ФС РФ и может быть оценена  как весьма интенсивная. 

Приоритетный  национальный проект в области охраны здоровья. 

Проект  федерального закона "Об основах  охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях совершенствования  законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской  помощи и является базовым нормативным  актом для всей сферы здравоохранения  Российской Федерации, устанавливая правовые основы ее регулирования.

Проект  федерального закона направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных  прав граждан на охрану здоровья и  медицинскую помощь и закрепление  гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы  здравоохранения.

С момента  принятия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан  от 22 июля 1993 г. N 5487-1 произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы  исполнительной власти, организационных  основ оказания медицинской помощи, определены концептуальные направления  реформирования и модернизации отрасли  здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья.

Кроме того, принято большое количество законодательных актов в смежных  отраслях, затрагивающих вопросы  прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской  помощи. 

Государственная, муниципальная и  частная системы  здравоохранения. 

К государственной  системе здравоохранения относятся  Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения  республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и  Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный  комитет санитарно-эпидемиологического  надзора Российской Федерации, которые  в пределах своей компетенции  планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную  систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и  организации, аптечные учреждения, создаваемые  министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями  Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации государственной  системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности  являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с  настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения  Российской Федерации, министерств  здравоохранения республик в  составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. 

К муниципальной  системе здравоохранения относятся  муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной  собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и  организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные  учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе  Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Финансирование  деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной  системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных  для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

К частной системе  здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество  которых находится в частной  собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой  и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему  здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские  учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые  частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными  объединениями, а также физическими  лицами.

Деятельность  учреждений частной системы здравоохранения  осуществляется в соответствии с  настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления. 

Информация о работе Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием