Оказание юридической помощи гражданам РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 05:02, контрольная работа

Описание работы

Юридическая помощь гражданам России, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

Содержание

1.Оказание юридической помощи гражданам Р.Ф. бесплатно.
2. Этика адвоката - составная часть юридической этики.
3. Исковое заявление.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

       Министерство  сельского хозяйства

       Российской  Федерации

ФГОУ  ВПО «Воронежский государственный  аграрный университет им.

К.Д. Глинки» 
 

       Контрольная работа

       по  предмету:  «Адвокатская деятельность» 
 
 

                                                         
 

               
 
 
 

План. 
 
 

1.Оказание  юридической помощи гражданам  Р.Ф. бесплатно.

2. Этика  адвоката - составная часть юридической  этики.

3. Исковое  заявление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Оказание юридической  помощи гражданам  Р.Ф. бесплатно.

       Юридическая помощь гражданам России, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

  • истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  • ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
  • гражданам РФ - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
  • гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

       Перечень  документов, необходимых для получения гражданами РФ юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

       Юридическая помощь оказывается во всех случаях  бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 26 Закона об адвокатуре).1

       Законодательство, регулирующее предоставление бесплатной юридической  помощи по уголовным  делам в РФ

       УПК РФ не содержит материального (финансового) критерия доступа к бесплатной юридической  помощи, и в статье 47 УПК, раскрывающей статус обвиняемого, говорится о  праве пользоваться помощью защитника  бесплатно в случаях, предусмотренных  Кодексом. Даже статья 50 “Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда” содержит лишь скупое указание: “По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем, прокурором или судом… В случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя, прокурора или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет федерального бюджета”.

       Статья 51 УПК РФ указывает лишь на случаи обязательного участия защитника, а именно:

       -     подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

       -     подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

       -     подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу;

       -     лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

       -     уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

       -     обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке в связи с согласием с предъявленным обвинением.

       Среди условий для обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве ст.51 первым называет следующее: если “подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника…”. На первый взгляд, это условие делает ненужными все остальные. Возможно, таким построением статьи 51 УПК законодатель хотел подчеркнуть, что в случаях, предусмотренных пп. 2–7 ч.1 этой статьи, отказ от защитника не обязателен для органов, ведущих производство по делу, ввиду повышенной опасности нарушения прав человека в перечисленных случаях (поправки, внесенные в УПК РФ в июле и декабре 2003 г., прямо установили, что отказ обвиняемого от защитника не является обязательным для дознавателя, следователя, прокурора и суда – см. ч. 2 ст. 52 действующей редакции). Если добавить к этим нормам требование п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ (см. ниже), то можно сделать вывод, что российское уголовно-процессуальное законодательство де-факто предусматривает обязательное участие защитника по любому уголовному делу, за исключением тех редких случаев, когда дознаватель, следователь, прокурор или суд согласятся с отказом подозреваемого или обвиняемого от защитника, что крайне невыгодно первым трем участникам процесса, так как в этом случае полученные ими показания могут быть признаны судом недопустимыми. Причем если подозреваемый или обвиняемый не привлекает защитника по собственному выбору, защитник ему назначается бесплатно. В чем может заключаться такое обязательное участие защитника, будет рассмотрено ниже.2

       Эта практика зачастую доводится до абсурда: даже если следователь заведомо знает о том, что подследственный откажется от дачи показаний, он все равно привлекает защитника к участию в таком следственном действии в роли своеобразного “понятого от защиты”. Отказ от защитника также в таких случаях не принимается. Изучение одним из авторов примерно 150 уголовных дел в архиве Московского областного суда, начатых производством после вступления в силу УПК РФ 2001 г., выявило стопроцентное участие защитников (как правило, назначенных) в допросе подозреваемого и обвиняемого и при предъявлении обвинения, даже в тех случаях, когда потом защитники не привлекались к участию в деле вплоть до завершения следствия и предоставления материалов дела для изучения. Опрошенные работники следственных органов на вопрос “В проведении каких следственных действий Вы сами предлагаете участвовать защитнику?” единогласно ответили: “Во всех”, а один счел необходимым пояснить: “это очень удобно”. Налицо, таким образом, формализм, заменивший реальные цели обязательного и деятельного участия защитника в досудебном производстве.

       Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (далее – Закон об адвокатуре) содержит следующие нормы:

       -         адвокат обязан исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.2 ч.1 ст.7);

       -         труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов (ч.8 ст. 25);

       -         размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.9 ст.25);

       -         размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно устанавливаются ежегодно собранием (конференцией) адвокатов (ч.10 ст.25).  

       Первым  документом, обозначившим четкие критерии оценки вознаграждения труда адвокатов по назначению, стало Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 года № 400 “О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда”. Оно предусмотрело следующие критерии расчета выплат:

       -     оплата за один день участия защитника в деле по назначению составляет от одной четверти до одного минимального размера оплаты труда (МРОТ), предусмотренного для регулирования оплаты труда или определения размеров пособий по временной нетрудоспособности;

       -     при определении размера оплаты учитывается сложность уголовного дела (подсудность, число и тяжесть вменяемых преступлений, количество обвиняемых, объем материалов дела, транспортные расходы);

       -     в районах, где предусмотрены надбавки за условия труда, необходимо учитывать их при расчете размера выплат.  

       Подавляющее большинство адвокатов, опрошенных исследователями, полагают, что названные  ставки не стимулируют активную деятельность адвоката. О том же говорили судьи и следователи.

       Некоторые моменты оказались вовсе упущены. Так, статья 6 Закона об адвокатуре предусмотрела  право адвоката “привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи”; это же право подтверждено п.3 ч.1 ст. 53 УПК РФ. Кроме того, п.7 ч.1 той же статьи УПК говорит о праве защитника снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела. Было бы странно ожидать от адвоката, чтобы, осуществляя защиту по назначению за весьма незначительное вознаграждение, он из собственных средств оплачивал услуги специалиста и копирование материалов дела (хотя, как показывают материалы опроса, некоторые адвокаты все же снимают копии за свой счет либо делают это в суде или следственном отделе по личной договоренности). Следовательно, можно с полной уверенностью говорить, что лицу, получающему помощь адвоката по назначению, не приходится рассчитывать ни на услуги специалиста, ни на получение копий материалов дела, что серьезно ущемляет его право на защиту.

       Не  менее важно отсутствие дифференциации между различными видами деятельности, осуществляемой добросовестным адвокатом  в ходе защиты по уголовному делу (в то время как эти моменты обычно учитываются при определении размера гонорара по соглашению). Никак не компенсируются адвокату по назначению и транспортные расходы. В регионах, где адвокатам приходится выезжать в отдаленные и малонаселенные районы, эта проблема становится серьезным препятствием для доступа к правосудию.

       Возможно, частично решить эту проблему позволяют  предусмотренные законом дополнительные вознаграждения, выплачиваемые адвокатам  за счет фондов адвокатских палат. Насколько оправданно палатам брать на себя финансирование таких расходов – вопрос дискуссионный. Но в любом случае далеко не во всех регионах палаты могут выплачивать такие вознаграждения.

       Кодекс  РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает в качестве возможных видов ответственности такие серьезные меры, как административный арест до 15 суток и административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства. Однако никакой возможности получить в таких случаях бесплатную юридическую помощь действующее законодательство не предусматривает.

       Не  предусматривается предоставление бесплатной юридической помощи при  обжаловании действий или бездействия  органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, в том числе и тех, которые затрагивают важные права и свободы граждан – например, таких действий администрации исправительных учреждений, как водворение в штрафной изолятор, перевод в помещения камерного типа и одиночные камеры на срок до шести месяцев. В соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ, “осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, … суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека”, а в соответствии с ч. 8 той же статьи “для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи”. Однако никакой возможности получить бесплатную юридическую помощь у такого осужденного нет (да и к платной помощи на практике доступ существенно ограничен).

       Между тем Европейский суд в своих  решениях неоднократно указывал, что, с точки зрения применения ст. 6 Европейской  конвенции о защите прав человека, вопрос о том, рассматривается ли национальным законодательством то или иное правонарушение как уголовное, имеет второстепенное значение. Гораздо важнее с точки зрения применимости ст. 6 цель, существо и строгость наказания.3 
 
 

Информация о работе Оказание юридической помощи гражданам РФ