Обжалование действия(бездействия) должностных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации объявляет высшей ценностью человека, его права и свободы (ст. 2) . Государство гарантирует и защищает права и свободы граждан (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), создавая при этом правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных органами государственной власти и их должностными лицами при осуществлении возложенных на них функций. В соответствии со статьей 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1 Право на обжалование, порядок и сроки обжалования 4
1.1 Право на обжалование и порядок обжалования 4
1.2 Порядок и сроки подачи жалобы 7
1.3 Форма и содержание жалобы 13
2 Лица уполномоченные рассматривать жалобы, последствия подачи жалобы, основания для отказа в рассмотрении жалобы. 15
2.1 Лица уполномоченные рассматривать жалобы 15
2.2 Последствия подачи жалобы, основания для отказа в рассмотрении жалобы 16
2.3 Сроки рассмотрения жалобы, решение по жалобе, упрощенный порядок обжалования. 19
3 Практика обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в суде 24
Заключение 33
Список используемых источников 34

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается от имени таможенного  органа, в связи с чем в соответствии с п. 3 данной статьи такое решение принимает начальник таможенного органа, который также может специально уполномочить на принятие решения иное должностное лицо этого таможенного органа (например, заместителя начальника таможни).

     Гарантией всесторонности и объективности  при рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица является запрет на ее рассмотрение должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемое действие (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом.

2.2 Последствия подачи жалобы, основания для отказа в рассмотрении жалобы

     По  общему правилу подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного  органа (должностного лица) не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или  действия.

     ТК  РФ предусматривает два исключения из данного правила. В соответствии с п. 2 51 статьи ТК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству РФ, а также в случае, когда неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе (но не обязан) полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до принятия решения по существу жалобы. При этом законом не предусмотрено право таможенного органа, рассматривающего жалобу, в аналогичной ситуации обязать таможенный орган совершить какое-либо действие или принять решение в случае обжалования бездействия таможенного органа или его должностного лица.

     Таможенный  орган, рассматривающий жалобу, вправе приостановить исполнение обжалуемого решения или действия как по собственной инициативе, так и по просьбе лица, подавшего жалобу. ТК РФ не установлены форма, порядок принятия и исполнения такого решения, что может вызвать некоторые затруднения на практике.

     Реализация  этой нормы даст возможность предотвратить  наступление для заинтересованных лиц вредных последствий, связанных  с исполнением обжалуемого решения  или действия.

     Статьей 52 предусмотрены основания и порядок принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу. Такое решение принимается таможенным органом, уполномоченным на рассмотрение жалобы, по следующим основаниям:

     1) не соблюдены установленные сроки  обжалования и лицо не обратилось  с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;

     2) не соблюдены требования, установленные  п. 1 и 2 ст. 50 ТК РФ;

     3) лицо уже обратилось с жалобой  аналогичного содержания в суд  и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение. ТК РФ, как было отмечено выше, не ограничивает права лица на одновременную или последующую подачу жалобы по тому же поводу и основанию в суд либо арбитражный суд. При этом необходимо учитывать, что в случае одновременного рассмотрения жалобы аналогичного содержания в суде, арбитражном суде и в таможенном органе, а также в случае принятия по такой жалобе решения приоритет отдается судебному рассмотрению или решению, причем независимо от вступления его в законную силу. Связано это с тем, что вступившие в силу решения судов и арбитражных судов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по таким делам подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении;

     4) предметом указанной жалобы являются  решение, действие (бездействие)  органа, не являющегося таможенным  органом, или должностного лица  органа, не являющегося таможенным  органом. Решение об отказе  в рассмотрении жалобы на решение,  действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы, а в случае, предусмотренном подп. 3 п. 1 комментируемой статьи, - со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения. ТК РФ не указывает, в какой форме принимается такое решение и в каком порядке оно доводится до сведения заявителя жалобы. Поскольку такое решение может повлечь нарушение прав и свобод заинтересованных лиц, оно может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

     Статья 53 предоставляет лицу, обратившемуся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, возможность отозвать ее. Единственное условие, установленное законодателем для отзыва жалобы, состоит в том, что он должен быть совершен до принятия соответствующего решения по данной жалобе. Несмотря на то, что закон не содержит каких-либо требований к содержанию заявления об отзыве жалобы, последнее должно подаваться в таможенный орган, рассматривающий жалобу, в той же, что и сама жалоба, письменной форме. Лицо, подавшее жалобу, не обязано приводить мотивы своего отказа.

     Следует отметить, что законодателем не установлено  каких-либо ограничений при повторной  подаче жалобы по тому же поводу и основаниям, за исключением того, что повторная  жалоба по тому же поводу может быть подана в пределах сроков, установленных ст. 48 ТК РФ.

2.3 Сроки рассмотрения жалобы, решение по жалобе, упрощенный порядок обжалования. 

     В соответствии с п. 1 статьи 55 ТК РФ жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Указанный срок рассмотрения жалобы начинает течь со дня, следующего за днем ее официальной регистрации по существующим правилам делопроизводства в таможенном органе, правомочном рассматривать данную жалобу. По истечении указанного срока заявитель имеет право предъявить жалобу на бездействие таможенного органа в установленном порядке.

     В случае необходимости, например при  направлении запросов в компетентные органы или организации, срок рассмотрения жалобы может быть продлен. Решение  о продлении срока рассмотрения жалобы принимает начальник таможенного органа. Продление указанного срока осуществляется не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

     Важным  этапом всего процесса рассмотрения жалобы является принятие по ней решения - индивидуального акта, которым таможенный орган разрешает жалобу по существу.

     Решение по результатам рассмотрения жалобы оформляется в письменном виде и  в обязательном порядке должно содержать: наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу; должность, фамилию и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе; фамилию и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой; краткое изложение жалобы по существу; принятое по жалобе решение; доводы и основания принятого решения; сведения о порядке обжалования принятого решения.

     Форма решения по результатам рассмотрения жалобы утверждается правовым актом  федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

     Закон содержит перечень возможных решений  по результатам рассмотрения жалобы:

     1) установив, что обжалуемые решения,  действия (бездействие) таможенного  органа или его должностного  лица были совершены в соответствии  с законом, в пределах полномочий органа (должностного лица) и права, свободы и законные интересы лица не были нарушены, таможенный орган, рассматривающий жалобу, признает правомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;

     2) в случае, если обжалуемым решением (действием) нарушены права и  свободы лица, обратившегося с  жалобой, созданы препятствия  осуществлению его прав и свобод, на него незаконно возложена  какая-либо обязанность, таможенный  орган, рассматривающий жалобу, признает неправомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

     В случае признания решения таможенного органа неправомерным, если не требуется восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, таможенный орган отменяет обжалуемое решение полностью или в части. В случае если требуется принять новое решение, таможенный орган, рассмотревший жалобу, отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.

     В случае если признается неправомерным  действие (бездействие) таможенного  органа или его должностного лица, таможенный орган, рассмотревший жалобу, определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.

     Кроме того, если в ходе рассмотрения жалобы будут выявлены признаки виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей, должностное лицо таможенного органа, рассматривающего жалобу, принимает меры по привлечению виновного должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке (п. 5 статьи).

     Пункт 4 данной статьи устанавливает порядок и сроки реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Такое решение направляется в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого были признаны неправомерными, в течение 10 дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в решении не установлен иной срок. Он должен совершить действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.

     Копия решения, принятого по результатам  рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков, установленных ст. 55 ТК РФ.

     Необходимо  отметить, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или  его должностного лица может считаться разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, по ним приняты необходимые меры и заявителю дан исчерпывающий письменный ответ, соответствующий действующему законодательству.

     Поставленные  в жалобе вопросы считаются разрешенными лишь тогда, когда восстановлены нарушенные права заявителя, удовлетворена его законная просьба, установлены и устранены причины, породившие жалобу, либо правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении просьбы.

     В случае несогласия с принятым решением таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица заинтересованное лицо имеет право обжаловать его в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

     Статья 57 ТК РФ является новеллой в таможенном законодательстве и предусматривает упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа. Применение этого порядка имеет своей целью ускорение производства таможенных операций, своевременное и оперативное рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов.

     Для применения указанного порядка обжалования  необходимо соблюдение ряда условий:

     1) решения, действия (бездействие), которыми, по мнению лица, подающего жалобу, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность, приняты или совершены должностным лицом таможни или таможенного поста;

     2) указанные решения, действия (бездействие)  приняты или совершены в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. руб., и (или) одного транспортного средства.

     В соответствии с п. 2 данной статьи при применении упрощенного порядка обжалования жалоба на соответствующие решение, действие (бездействие) представляет собой обращение в устной форме к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. При этом указанное должностное лицо обязано безотлагательно рассмотреть данную жалобу и незамедлительно принять по ней решение.

Информация о работе Обжалование действия(бездействия) должностных лиц