Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:58, реферат

Описание работы

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменение глав 3-8, которой, в конечном счете, возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации.docx

— 13.42 Кб (Скачать)

Общая характеристика правового статуса субъектов  Российской Федерации

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается  в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими  правовыми актами. Так, республики принимают  свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основные вопросы статуса урегулированы федеральным Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. от 7 июля 2003 г.) полностью вступил в действие с 1 января 2005 года Собрание законодательства РФ 2003 г. №27 ст. 2709; 2004 г. №50 ст.4950; 2005 г. №1 ст.25..

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменение глав 3-8, которой, в  конечном счете, возможны только с одобрения  органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов  Российской Федерации. На основе Конституции  России и в соответствии с ней  и федеральными законами субъекты Федерации  принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

В соответствии с принципом  верховенство Конституции РФ федеральные  конституционные законы и федеральные  законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или  иным образом перераспределять установленные  Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а  также предметы ведения субъектов  РФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционного статуса субъекта РФ, улучшению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской федерации.

Субъекты РФ сами устанавливают  свое наименование, а в случае изменения  новое наименование подлежат включению  в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим  точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции  РФ подчеркивается добровольностью  вхождения каждого субъекта в  Российской Федерации и распространение  всех норм Конституции в равной степени  на все субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов  РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого  субъекта РФ), а также в порядке  формирования Государственного Совета РФ, который состоит из высших должностных  лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Однако правовой статус субъектов  все же не во всем одинаков. Так республики объявляют государствами, а все  другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться  только как государственные образования. Конституции республик могут  приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов  РФ - только законодательными собраниями. Большинство автономных округов  входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные  образования наравне с этими  края и областями. Такое положение  субъектов РФ имеет повод говорить о асимметричности российской федерализма.

Субъекты Федерации имеют  свою правовую систему, в которую  входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система  субъектов РФ как бы образуют собственное  конституционное право, однако, не разрывает  единого поля конституционного права  РФ составная его федеративного  аспекта. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона установлена  в Калининградской области. Статус особой экономической зоны предоставляет  органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного  регулирования, транзита товара, налогов, режима инвестиций и предпринимательской  деятельности. Органам государственной  власти Калининградской области  в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для  определенных категорий иностранных  граждан и лиц без гражданства  относительно срока и мета пребывания в Калининградской области. При  этом данное ограничение не должно нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством  РФ и международными договорами РФ. Можно предположить, что такая  необычная норма связана со специфическим  географическим положением этого региона.


Информация о работе Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации