Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:10, лекция
Структура национальной системы образования. История образования в Белоруссии. Кодекс об образовании. Формы получения образования. Уровни образования. Интернатные учреждения.
Образование в Белоруссии
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2011; проверки требует 1 правка.
Образование в Белоруссии (белор. Адукацыя ў Беларусі) — обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности.
[показать] Содержание |
[править] Общие сведения
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.
Основные ступени образования:
В общеобразовательных
После успешного окончания
базовой школы имеется
Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.
Основной документ, дающим право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании
В Белоруссии имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов.
Образование в средней школе является бесплатным. Базовое общее образование (1—9 классы средней школы) является обязательным.
Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента[2]. Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали»[3].
В системе образования Белоруссии используются два официальных языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках
В 2003 году в Белоруссии была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик. Оценка «10» предполагает свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению. Очевидно, что эта оценка не эквивалентна оценке «5» прежней 5-бальной системы оценивания знаний и должна ставиться довольно редко.
В Болонском процессе Белоруссия не участвует.
Правовые, экономические, социальные
и организационные основы специального
образования (процесса обучения и воспитания
лиц с особенностями
[править] История образования в Белоруссии
В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой между Российской империей, Прусским королевством и Австрией.
В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.
Одной из первых гимназий на территории нынешней Беларуси является Слуцкая гимназия[5]. На территории нынешней Белоруссии также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на родном белорусском и польском языках.
После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись - царизм не желал создавать возможный "рассадник вольнодумства".
[править] Реформа 2008 года
Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.[6]
[править] 2010
В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий "Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян"[7]
2 декабря 2010 года на
сессии Палаты представителей
Национального собрания принят
проект Кодекса Республики
В 2010 году был создан Институт пограничной службы Республики Беларусь[10].
На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60% студентов белорусских вузов - заочники)[11].
Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82% выбрали государственные вузы[12]
[править] 2011
В нормативные документы,
регламентирующие поступление в
высшие и средние специальные
учебные заведения Беларуси, будут
вноситься изменения и
В 2011 году приём будут
осуществлять 55 высших учебных заведений
(45 государственной формы
6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила»[15].
На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек)[16].
[править] Кодекс об образовании
[править] Проект
2010 год - при подготовке
проекта в парламентскую
Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко[18]..
Ряд положений проекта:
[править] Формы получения образования
Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):
Дистанционное образование в последние годы интенсивно прорабатывается. Допускается сочетание различных форм получения образования[19].
[править] Уровни образования
|
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
[править] Высшее образование
[править] История
[править] Начальный период
Долгое время на территории современной Республики Беларусь не было высших учебных заведений. В конце XVIII века при участии приглашённого из Франции Жана Эммануэля Жилибера в Гродно была открыта медицинская академия, которая, однако просуществовала всего несколько лет. В первой половине XIX века некоторое время действовали иезуитский коллегиум в Полоцке и земледельческий институт в Горках, но они просуществовали недолго из-за содействия преподавателей и студентов коллегиума армии Наполеона и участия студентов земледельческого института в восстании 1863 года. Был также закрыт Виленский университет, и в результате Беларусь осталась без высшего образования.
Ещё в апреле 1863 года князь А. П. Ширинский-Шихматов предложил создать в Виленском округе две учительские семинарии, в Виленской и Ковенской губерниях. В каждой из них должно было заниматься по 30 человек из числа детей православных белорусских и литовских крестьян.Министерство народного просвещения согласилось финансировать эти заведения, но граф М. Н. Муравьёв Муравьёв-Виленский, бывший в 1863–1865 годах генерал-губернатором, проект в представленном ему виде не поддержал. Прозванный «Муравьёвым-вешателем» граф хотел, чтобы в этих заведениях работали в основном православные священнослужители и воспитанники духовных семинарий, причём не местные, которые «ополячились», а вызванные из Центральной России.[20].
В результате политических и бюрократических проволочек первым учительским институтом, открытым в Вильно, оказался еврейский Учительский институт, который начал работать 1873 года. Однако он не был государственным учебным заведением. Поступление в него для белорусов, русских, литовцев и других христиан было закрыто по конфессиональному признаку. Открыть же государственный, «христианский» Виленский учительский институт, удалось только в 1876 году. Помимо него в начале XX века были также открыты учительские институты в Витебске и Могилёве[20].
В начале XX века ставился вопрос о создании университета в других губерниях с белорусским населением, помимо Виленской, но решить его так и не удалось. С началом Первой мировой войны деятельность учительских институтов была прервана; Виленский был эвакуирован в Самару.
[править] БССР
В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов —
После присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) — первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней[21].
После Великой
Отечественной войны и восстановления нормальной
работы существовавших ранее вузов стала
наблюдаться направленность к увеличению
числа технических вузов и к увеличению
приёма в них, что было вызвано потребностями экономики
БССР в квалифицированных кадрах
для промышленности[21]. В конце 40-х — начале 50-х также
создавались специализированные гуманитарные
вузы, а учительские институты (прежде
всего в западных областях БССР преобразовывались
в педагогические институты). Отчасти
благодаря этому, а также благодаря развитию
заочного образования, к 1958
году БССР превзошла западноевропейские
страны по количеству студентов на 10 000
человек. В 1958/59 учебном году в 25 вузах БССР насчитывалось 55,7 тыс. студентов
и свыше 3 тысяч человек профессорско-
В конце 50-х — начале 60-х годов в образовании в БССР наблюдается направленность к увеличению внимания к фундаментальной науке. Значительно увеличивается приём в аспирантуру, перед учёными ставятся наиболее перспективные научные задачи и отсекаются неперспективные. В результате, Белорусский государственный университет вскоре включается в число 25 ведущих учреждений СССР по развития науки. Увеличивается и приём студентов на наиболее перспективные специальности (например, за 1958—1965 количество студентов на химическом факультете БГУ увеличилось с 300 до 1000, что было обусловлено, в частности, значительным развитием химической промышленности БССР в годы семилетки)[21]. Для обеспечения развивающейся радиоэлектронной промышленности квалифицированными кадрами в 1964 году был открыт Минский государственный радиотехнический институт (сегодня — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). В 1969 году Гомельский государственный педагогический институт был преобразован в Гомельский государственный университет и стал, таким образом, вторым университетом в БССР. В 1978 году Гродненский государственный педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет.