Образование в Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:10, лекция

Описание работы

Структура национальной системы образования. История образования в Белоруссии. Кодекс об образовании. Формы получения образования. Уровни образования. Интернатные учреждения.

Работа содержит 1 файл

Образование в Белоруссии.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

Образование в  Белоруссии

[править]

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2011; проверки требует 1 правка.

Образование в Белоруссии (белор. Адукацыя ў Беларусі) — обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности.

 

[показать]

Содержание


[править] Общие сведения

Структура национальной системы  образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

  1. дошкольное (ясли, детские сады)
  2. общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы). Начинается с 6 лет.
  3. общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее профессиональное (техникумы)
  4. высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии).

В общеобразовательных учреждениях  к занятиям 1 сентября приступают более 1 млн учащихся[1]

После успешного окончания  базовой школы имеется возможность  продолжить обучение в:

  • колледжах
  • лицеях
  • гимназиях
  • профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив  обучение в школе.

Основной документ, дающим право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании

В Белоруссии имеется 45 государственных  и 10 негосударственных вузов.

Образование в средней  школе является бесплатным. Базовое  общее образование (1—9 классы средней  школы) является обязательным.

Планировался перевод  среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента[2]. Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали»[3].

В системе образования  Белоруссии используются два официальных  языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках

В 2003 году в Белоруссии была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик. Оценка «10» предполагает свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению. Очевидно, что эта оценка не эквивалентна оценке «5» прежней 5-бальной системы оценивания знаний и должна ставиться довольно редко.

В Болонском процессе Белоруссия не участвует.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные  условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной  помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями  психофизического развития (специальном  образовании)"[4].

[править] История образования в Белоруссии

В конце XVIII века белорусские  земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой между Российской империей, Прусским королевством и Австрией.

В XIX веке в Российской империи  была создана единая система государственных  учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и  университеты.

Одной из первых гимназий на территории нынешней Беларуси является Слуцкая гимназия[5]. На территории нынешней Белоруссии также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на родном белорусском и польском языках.

После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись - царизм не желал создавать возможный "рассадник вольнодумства".

[править] Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу  к 11-летнему обучению.[6]

[править] 2010

В системе среднего образования  Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа  факультативных занятий "Основы православной культуры. Православные святыни восточных  славян"[7]

2 декабря 2010 года на  сессии Палаты представителей  Национального собрания принят  проект Кодекса Республики Беларусь  об образовании[8][9]

В 2010 году был создан Институт пограничной службы Республики Беларусь[10].

На бюджетную форму  обучения в вузы было подано почти  на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60% студентов  белорусских вузов - заочники)[11].

Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82% выбрали государственные вузы[12]

[править] 2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в  высшие и средние специальные  учебные заведения Беларуси, будут  вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ[13].

В 2011 году приём будут  осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 - частной)[14].

6 июня 2011 года Министерство  образования закрыло «Женский  институт Энвила»[15].

На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего  образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и  ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек)[16].

[править] Кодекс об образовании

[править] Проект

2010 год - при подготовке  проекта в парламентскую комиссию  поступило около 1,5 тыс. устных  и письменных замечаний. Проект  сформирован впервые[17].

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко[18]..

Ряд положений проекта:

  • Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
  • Частные вузы обяжут иметь общежитие
  • Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
  • Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

[править] Формы получения образования

Образовательные программы  осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и  возможностей личности):

  • В образовательном учреждении:
    • Очная форма
    • Очно-заочная (вечерняя)
    • Заочная
    • Дистанционная, непрерывная
  • В форме семейного образования
  • Самообразование
  • Экстернат
  • С репетитором

Дистанционное образование в последние годы интенсивно прорабатывается. Допускается сочетание различных форм получения образования[19].

[править] Уровни образования

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

 

[править] Высшее образование

[править] История

[править] Начальный период

Долгое время на территории современной Республики Беларусь не было высших учебных заведений. В  конце XVIII века при участии приглашённого из Франции Жана Эммануэля Жилибера в Гродно была открыта медицинская академия, которая, однако просуществовала всего несколько лет. В первой половине XIX века некоторое время действовали иезуитский коллегиум в Полоцке и земледельческий институт в Горках, но они просуществовали недолго из-за содействия преподавателей и студентов коллегиума армии Наполеона и участия студентов земледельческого института в восстании 1863 года. Был также закрыт Виленский университет, и в результате Беларусь осталась без высшего образования.

Ещё в апреле 1863 года князь А. П. Ширинский-Шихматов предложил создать в Виленском округе две учительские семинарии, в Виленской и Ковенской губерниях. В каждой из них должно было заниматься по 30 человек из числа детей православных белорусских и литовских крестьян.Министерство народного просвещения согласилось финансировать эти заведения, но граф М. Н. Муравьёв Муравьёв-Виленский, бывший в 1863–1865 годах генерал-губернатором, проект в представленном ему виде не поддержал. Прозванный «Муравьёвым-вешателем» граф хотел, чтобы в этих заведениях работали в основном православные священнослужители и воспитанники духовных семинарий, причём не местные, которые «ополячились», а вызванные из Центральной России.[20].

В результате политических и бюрократических проволочек первым учительским институтом, открытым в  Вильно, оказался еврейский Учительский институт, который начал работать 1873 года. Однако он не был государственным учебным заведением. Поступление в него для белорусов, русских, литовцев и других христиан было закрыто по конфессиональному признаку. Открыть же государственный, «христианский» Виленский учительский институт, удалось только в 1876 году. Помимо него в начале XX века были также открыты учительские институты в Витебске и Могилёве[20].

В начале XX века ставился вопрос о создании университета в других губерниях с белорусским населением, помимо Виленской, но решить его так и не удалось. С началом Первой мировой войны деятельность учительских институтов была прервана; Виленский был эвакуирован в Самару.

[править] БССР

В ходе многочисленных, отчасти  непоследовательных реформ образования  в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов —

  • Белорусский государственный университет,
  • Белорусский национальный технический университет,
  • Белорусский государственный экономический университет,
  • Белорусский государственный медицинский университет,
  • Белорусский государственный педагогический университет,
  • Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.

После присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) — первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней[21].

После Великой Отечественной войны и восстановления нормальной работы существовавших ранее вузов стала наблюдаться направленность к увеличению числа технических вузов и к увеличению приёма в них, что было вызвано потребностями экономики БССР в квалифицированных кадрах для промышленности[21]. В конце 40-х — начале 50-х также создавались специализированные гуманитарные вузы, а учительские институты (прежде всего в западных областях БССР преобразовывались в педагогические институты). Отчасти благодаря этому, а также благодаря развитию заочного образования, к 1958 году БССР превзошла западноевропейские страны по количеству студентов на 10 000 человек. В 1958/59 учебном году в 25 вузах БССР насчитывалось 55,7 тыс. студентов и свыше 3 тысяч человек профессорско-преподавательского состава[22].

В конце 50-х — начале 60-х годов в образовании в БССР наблюдается направленность к увеличению внимания к фундаментальной науке. Значительно увеличивается приём в аспирантуру, перед учёными ставятся наиболее перспективные научные задачи и отсекаются неперспективные. В результате, Белорусский государственный университет вскоре включается в число 25 ведущих учреждений СССР по развития науки. Увеличивается и приём студентов на наиболее перспективные специальности (например, за 1958—1965 количество студентов на химическом факультете БГУ увеличилось с 300 до 1000, что было обусловлено, в частности, значительным развитием химической промышленности БССР в годы семилетки)[21]. Для обеспечения развивающейся радиоэлектронной промышленности квалифицированными кадрами в 1964 году был открыт Минский государственный радиотехнический институт (сегодня — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). В 1969 году Гомельский государственный педагогический институт был преобразован в Гомельский государственный университет и стал, таким образом, вторым университетом в БССР. В 1978 году Гродненский государственный педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет.

Информация о работе Образование в Белоруссии