Новые
нормативные акты к государственной
службе:
«Порядок
работы конкурсной комиссии Министерства
юстиции России по проведению конкурса
на замещение вакантной должности
федеральной государственной гражданской
службы»: утверждён приказом Министерства
юстиции России от 2 ноября 2009 года. Заседание
конкурсной комиссии проводится при наличии
не менее двух претендентов на замещение
вакантной должности федеральной государственной
гражданской службы.
Очень
объёмный по содержанию, но актуальный
по части борьбы с коррупцией. «Порядок
уведомления представителя нанимателя
о фактах обращения в целях склонения
государственного гражданского служащего
области, замещающего должность государственной
гражданской службы в Правительстве Воронежской
области, замещающего высшую должности
государственной гражданской службы категории
«руководители» в исполнительных органах
государственной власти Воронежской области,
к совершению коррупционных правонарушений»:
утверждён Указом губернатора Воронежской
области от 27 ноября 2009 года. Опубликован
в «Молодом коммунаре» 3 декабря 2009 года.
Основные
признаки административного процесса:
- Во-первых,
административный процесс – это, несомненно,
вид юридического процесса, предназначенного
для создания порядка реализации норм
материального административного права,
а также норм других отраслей российского
права (таможенное, земельное, экологическое,
санитарно-эпидемиологическое, налоговое,
градостроительное…).
- Административный
процесс – это правоприменительная деятельность,
то есть процессуальная, процедурная –
как бы её не называли – но это правоприменительная
деятельность органов (не только органов,
но и должностных лиц и государственных,
муниципальных служащих) исполнительной
власти. Эта правоприменительная деятельность
может быть как сугубо административная,
так и судебная. То есть мы говорим о том,
что административный процесс – это не
только административный процесс, но и
судебный. АПК РФ (главы 23, 24 и 25): дела об
обжаловании действий административных
органов по делам об административных
правонарушениях.
- Административный
процесс – это рассмотрение возникшего
между участниками административно-правовых
отношений спора об
административном праве.
- Административный
процесс – это и нормотворческая деятельность
исполнительных органов государственной
или муниципальной власти.
- Административный
процесс – это не только порядок так называемого
публичного управления, но это и применение
мер административного принуждения, то
есть применение административных наказаний,
применение обеспечительных мер в производстве
по делу об административном правонарушении;
- Основными
задачами административного процесса
являются:
- Обеспечение
законности, осуществление органами публичного
управления и их должностными лицами полномочий
по реализации функций государственного
управления.
- Защита прав
и свобод человека и гражданина (охрана,
обеспечение и защита законных прав и
интересов индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц).
- Установление
гарантий правильного порядка реализации
управленческих действий.
- Определение
процедуры применения административного
принуждения.
- Административное
производство, которое находится в структуре
административного процесса, должны осуществляться
на практике с соблюдением всех принципов
административно-процессуальной деятельности.
2.
Структура административного
процесса.
Традиционно
в структуре административного
процесса выделяются три его вида:
- Административно-правотворческий
процесс (создание норм административного
права);
- Административно-правонаделительный
процесс (это реализация принадлежащего
субъекту права, выдача ему разрешения,
наделение его соответствующими правами
и возможностями правовыми).
- Административно-юрисдикционный
процесс (административно-деликтный процесс).
В
структуру административного процесса
могут входить следующие его виды:
- Управленческий
процесс (административно-регулятивный
процесс или административно-процедурный).
То есть это форма осуществления исполнительными
органами и их должностными лицами установленных
за ними компетенции и полномочий. Это
принятие управленческих решений или
административных правовых актов.
- Административно-юрисдикционный
процесс – это порядок применения административного
принуждения, производство по делам об
административных правонарушениях, исполнение
решений по делам об административных
правонарушениях. Исполнение решений,
производство по делам об административных
правонарушениях, административно-производственные
дела.
- Административное
судопроизводство как рассмотрение дел
о возникающих из административных и иных
публичных правоотношений (правовых отношений),
которые предусмотрены в настоящее время
ГПК РФ, АПК РФ и КоАП РФ.
Смотри/изучи/прочти (в добровольном
порядке, это типа просьбы)
«Административно-процессуальное право
Германии», опубликовано в городе
Москва, издательство «Волтерсклувер»,
2007 год. Здесь опубликован закон ФРГ «Об
административно-судебном процессе».
3.
Принципы административного
процесса.
Принципами
административного процесса являются:
- Законность
(правомерность) и обоснованность осуществляемых
управленческих действий, обоснованность
принимаемых должностными лицами решений.
Административный орган обязан всесторонне
исследовать все обстоятельства, имеющие
значение для правильного и законного
разрешения административного дела.
- Презумпция
достоверности сведений о фактических
обстоятельствах административного дела
или административного спора.
- Принцип равенства
перед законом всех участников административно-правовых
отношений.
- Обеспечение
прав, свобод и законных интерес человека
и гражданина, юридических лиц, организаций.
- Принцип объективности
при осуществлении административно-процессуальной
деятельности и рассмотрении административных
дел.
- Принцип ведения
административного производства на государственном
(то есть, на русском) языке, хотя КоАП усматривает
и возможность вести административное
производство и на государственном языке
республики – субъекта РФ.
- Принцип обеспечения
публичных интересов.
- Принцип гласности
осуществления государственного управления.
Обеспечение транспорентности, обеспечение
открытости… Закон о противодействии
коррупции.
- Принцип беспристрастности
рассмотрения и разрешения административного
дела.
- Принцип
обеспечения права на защиту, на обжалование
и пересмотр административных актов или
административных решений.
- Принцип
ответственности уполномоченных должностных
лиц и административных органов за причинение
вреда осуществлёнными управленческими
действиями или принятыми административными
решениями.
- Принцип
оперативности и экономичности совершения
управленческих действий или принятия
административных актов. Как правило,
административно-процессуальные формы
являются простыми, несложными, в любом
виде административного процесса, решения
принимаются в достаточно короткие сроки,
то есть быстрота решения административных
вопросов.
4.
Административные процедуры.
В
российском административном праве
административными процедурами
считается установленный порядок
деятельности административных органов
по рассмотрению и разрешению административных
дел.
В
некоторых странах законы об административных
процедурах устанавливают порядок рассмотрения
и решения административных дел посредством
использования административных производств.
Признаки
административных процедур, которые
мы можем обнаружить либо в зарубежном
законодательстве, либо в проектном
законодательстве в РФ.
- Реализация
компетенции соответствующего исполнительного
органа публичной власти.
- Создание
процедурных форм, способствующих реализации
прав, свобод человека и гражданина, законных
интересов организаций, юридических лиц,
предпринимателей.
- Это правовая
форма осуществления публичного управления.
- Нормативность
административных процедур, они должны
быть нормативно установлены. Чтобы их
использовать, они для начала должны быть
закреплены в каком-либо административном
акте.
- Административная
регламентация целей и задач соответствующей
административной процедуры.
- Определение
административно-правового статуса участников
субъектов административных процедур
(субъектов процедурных правоотношений).
- Рассмотрение
и решение индивидуального административного
дела.
- Принятие
различных правовых актов управления.
Принципы
административных процедур:
- Законность
административных процедур. Любое действие
или решение административного органа
должно соответствовать законам. Административные
органы должны действовать исключительно
в пределах предоставленных им законодательством
полномочий.
- Принцип достоверности.
Поданные заявителем сведения о фактических
обстоятельствах рассматриваемого административным
органом административного дела считаются
достоверными и подлинными во всех случаях
до того момента, пока обратное не будет
доказано представителями административного
органа.
- Принцип запрета
злоупотребления правом. Применения административным
органом всякого правового акта только
в строгом соответствии с её смыслом, с
главной целью. Недопустимо злоупотребление
пробелами или неясностями в действующем
законодательстве в процессе деятельности
исполнительного органа.
- Запрет произвола.
То есть безусловное исключение из административной
практики проявлений неравного подхода
в оценке одних и тех же фактических обстоятельств
дела в одинаковых правовых ситуациях.
- Запрет бюрократического
формализма, то есть не нужно быть формалистом
в таком жёстком смысле, нужно соблюдать
предписания, но не так уж прямо… Это запрет
для бюрократических органов обременять
заинтересованных лиц обязанностями или
отказывать им в предоставлении права
лишь с целью соблюдения их внутриорганизационных
правил и требований.
- Принцип открытого
рассмотрения административного дела
в исполнительных органах публичной власти
(то есть государственной власти и местного
самоуправления – муниципальной власти).
- Принцип ведения
производства по административным делам
на русском языке.
- Соразмерность
осуществления любых действий административных
органов той целее и тем задачам, ради
которых они осуществляются на практике.
- Право быть
выслушанным, то есть административный
орган вправе принять административный
акт только при условии, что лицу права
и законные интересы которого ограничиваются
данным актом была предоставлена возможность
выразить своё мнение по всем обстоятельствам,
имеющим значение для законного и правильного,
справедливого разрешения дела.
- Принцип
беспристрастности. То есть должностные
лица административного органа обязаны
обеспечить беспристрастное решение административного
дела, при рассмотрении тоже беспристрастность.
- Обоснованность
каждого административного решения или
действия.
- Запрет для
административного органа требовать от
заинтересованных лиц документов, сведения
о которых уже содержатся в имеющихся
в деле более общих документах, дающих
ясное и достаточное представление об
их содержании для правильного разрешения
данного административного дела. В Швейцарии
этот принцип называется «Большое включает
в себя меньшее».
- Принцип
оперативности и экономичности.
Два
вида административных процедур:
- Позитивная
административная процедура – это нормативно
урегулированная, направленная на достижение
конкретного результата формализованная
деятельность уполномоченных исполнительных
органов публичной власти и их должностных
лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных
административных дел и принятию административных
решений, способствующих реализации установленных
в законах прав, свобод и интересов граждан
или организаций.
- Административно-деликтные
или юрисдикционные процедуры – это правоохранительные
процедуры, которые используются уполномоченными
должностными лицами для применения государственного
принуждения, для привлечения лиц к административной
ответственности.
5.
Административный процесс
как административное
судопроизводство.
Административное
судопроизводство как вид административного
процесса.
В
течение последних десяти лет
в науке административного права
стал обосновываться новых подход в
понимании административного процесса,
а именно рассмотрение его (административного
процесса) как административного судопроизводства
или административного правосудия.
Данные
понятия установлены в Конституции
РФ и Арбитражным процессуальным
кодексом РФ.
В
качестве процессуальной формы рассмотрения
административных дел законодатель
выделяет:
- Во-первых,
оспаривание действий или бездействия
должностных лиц, органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных служащих,
оспаривание их решений
- Во-вторых,
оспаривание нормативных правовых актов
полностью или в части.
- В-третьих,
рассмотрение судьями дел об административных
правонарушениях.
Законы,
которые устанавливают такие
процессуальные формы: ГПК, АПК и
КоАП.
Кроме
процессуальных кодексов, важны два
постановления пленума:
Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября
2007 года №48 «О практике рассмотрения судами
дел об оспаривании нормативных правовых
актов полностью или в части».
Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля
2009 года №2 «О практике рассмотрения судами
дел об оспаривании решений, действий
(бездействий) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных и муниципальных
служащих».
В
настоящее время обсуждают проект
Кодекса РФ об административном судопроизводстве.
В
настоящее время Верховный Суд
РФ подготовил законопроект, который дополняет
новыми главами ГПК и АПК. В этих специальных
главах будут установлены административно-процессуальные
нормы, обеспечивающие порядок разрешения
административно-правовых споров.
Одна
из книг по административной юстиции:
Ю.Н.
Старилов «Административные суд: новые
аргументы за и против», Москва, «Норма»,
2004 год.
Тема:
Производство по делам
об административных
правонарушениях.