Нетарифные меры регулирования внешне экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 01:37, реферат

Описание работы

Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на внешнеэкономическую деятельность и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной квалификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида.

Работа содержит 1 файл

netarifn.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

                        Нетарифные меры регулирования  внешне 

                                 экономической деятельности.

    

         

                       Нетарифные методы включают  широкий   круг  инструментов  современной   экономической  и торговой  политики  государств,  некоторые  из  них непосредственно  не  связаны  с внешнеэкономическим  регулированием,  но  тем  не  менее  оказывают существенное влияние на  внешнеэкономическую деятельность и внешнюю торговлю.   В частности,  согласно наиболее распространенной квалификации  нетарифных методов  регулирования во внешней  торговле, принятой  в  ООН,  они  делятся  на  три  вида.    К первому виду  относятся методы,  направленные  на  прямое  ограничение импорта с целью защиты  определенных  отраслей  национального производства:  лицензирование  и квотирование  импорта,  антидемпинговые  и  компенсационные  пошлины,  импортные  депозиты,  так  называемые  «добровольные»  ограничения  экспорта,  компенсационные сборы,  система  минимальных  импортных  цен  и т.д..  Первый   вид – самый  многочисленный  и  охватывает  более  половины  всех.

                Второй вид  включает методы, непосредственно   не   направленные   на  ограничение внешней торговли  и относящийся больше  к административным  бюрократическим  процедурам,  действие  которых,  тем  не  менее,  ограничивает  торговлю:    таможенные  формальности,  технические  стандарты  и нормы,  санитарные  и  ветеринарные  нормы,  требования   к  упаковке  и   маркировке,  разливу   и   т.п..   

        К  третьему  виду   относятся методы,  непосредственно не  направленные   на  ограничение импорта или   стимулирование  экспорта,  но  действие  которых зачастую  ведет именно  к этому результату.

           К  числу  наиболее  распространенных  инструментов  прямого  регулирования  импорта  (а иногда  и  экспорта)  относят  лицензии  и  квоты.   Практически  все  промышленно  развитые  страны  применяют  эти  нетарифные  методы.    Лицензионная  система  предполагает,  что  государство  через  специально  уполномоченное  ведомство  (в  России  -  Министерство  внешнеэкономических  связей)  выдает  разрешения  на  внешнеторговые  операции  определенными  включенными  в  списки   лицензируемых  по  импорту  и по  экспорту  товарами.   Применяемые  странами  системы   лицензирования  характеризуются  значительным  разнообразием   форм   и   процедур.    Основные   виды  лицензий  можно  свести  к  следующим   двум   типам:   генеральной   лицензии,   разрешающей  беспрепятственный  ввоз  или   вывоз  товара,  включенного  в  списки,  в  течении  определенного   периода  времени;   и  разовой  лицензии,  разрешающей   импорт  (или  экспорт)  определенного  товара  определенному  импортеру  (экспортеру)  с  указанием  количества  товара,  его  стоимости,  страны  его происхождения (или назначения),  а в   ряде  случаев также таможенного пункта,  через который должен  быть  осуществлен ввоз  (или вывоз)  товара.

           Использование  лицензионных   систем  регулирования  внешней  торговли  опирается на  ряд согласованных на  международном   уровне   норм.   К ним,   в   частности,  относятся некоторые положения Генерального  соглашения  по  тарифам и торговле,  а также   Соглашение   по  процедурам  лицензирования  импорта,  заключенное  в  рамках  ГАТТ. (с 1996 г. – Всемирная  торговая  организация  -  ВТО ) /1/.

             Лицензирование  внешнеторговых  операций  тесно   взаимодействует   с  количественными  ограничениями  – квотами  на  импорт  и   экспорт  отдельных  товаров.   Квоты – это  ограничения  в  стоимостном  или  физическом  выражении,  вводимые  на  импорт  и  экспорт   определенных   товаров  на  определенный  период  времени.   В  эту  категорию  входят   квоты  глобальные,   действующие  в  отношении  отдельных  стран,  сезонные  и  так  называемые  «добровольные»  ограничения  экспорта.  Количественное  регулирование  внешнеторговых  операций  осуществляется   через  лицензии.

         Количественные   ограничения   импорта  и  экспорта -  прямая  административная   форма  государственного  регулирования  внешней  торговли.   Лицензии  и  квоты  ограничивают  самостоятельность  предприятий  в  отношении  выхода  на  внешний  рынок,   сужают  круг   стран,  с   которыми  могут  быть  заключены  сделки  по  определенным  товарам,  регламентируют  количество  и  номенклатуру  товаров,  разрешенных  к  ввозу  и  вывозу.   Вместе  с  тем  система  лицензирования  и  квотирования  импорта  и  экспорта,   устанавливая  жесткий   контроль  над  внешней  торговлей  некоторыми  товарами,  во  многих  случаях  оказывается  более  гибкой   и  эффективной,   чем  экономические  рычаги  внешнеторгового  регулирования.   Этим   в  значительной  мере  и  объясняется  тот  факт,  что  лицензирование  и  квотирование  заняло  прочное  место  в  арсенале  средств  торгового  регулирования  подавляющего  большинства  стран  мира.

            В  настоящее   время  международная   практика  идет  по  пути  установления  административных   инструментов  регулирования  внешнеторговой  деятельности.   Нетарифное  регулирование,  как правило,  применяется лишь  в исключительных  случаях,   в основном  в целях защиты  национальной  экономики,  а   также в целях выполнения  международных обязательств.  Подобную  тенденцию можно наблюдать и у нас в   России.  Так,  в Федеральном законе  от  13  октября 1995  г.  «О  государственном регулировании внешнеторговой  деятельности /2/  установлено,  что количественные  ограничения могут вводится  в исключительных  случаях Правительством  Российской  Федерации.  К  ним  относятся:  обеспечение  национальной  безопасности  РФ,  выполнение  международных  обязательств  РФ  с  учетом  состояния  на   внутреннем  товарном  рынке,  защита  внутреннего     рынка  РФ  и  др.

      Товары,  на  экспорт  и  импорт  которых  необходимо  наличие  лицензии,  можно  разделить  на  следующие  группы:

  • Товары,  лицензии  на  экспорт  которых  выдаются  в  пределах  установленных  квот  (в  основном,  товары,  экспортируемые  в  связи  с  выполнением  Россией  международных  обязательств);
  • Товары,  имеющие  специфический  характер  (товары стратегического  назначения:  вооружение,  товары  двойного  применения,  лекарственное  сырье  и  др.).

В  контексте  упорядочения  мер  административного  регулирования можно рассмотреть принятый  в России  в 1995г.  согласно  переговорам с Секретариатом ВТО «Порядок  проведения  расследования,  предшествующего введению  защитных  мер» /3/.   Он  предусматривает возможность ограничения ввоза в Россию  товаров из-за  рубежа  по  двум  направлениям:  путем установления  количественных  ограничений в виде  импортных квот  и за  счет  введения  специальных,  антидемпинговых и компенсационных пошлин.   Причем  эти ограничения будут распространятся  не  на  всю  импортируемую  продукцию,  а   только  на  товары,  поставки  которых  могут  существенно  подорвать  позиции  российских  производителей  на  внутреннем  рынке.  Это,  как  правило,  происходит  в  случаях  ввоза  товаров  по  заниженным  ценам  или  в  таких  объемах,  которые  могут  привести  к  необходимости  сокращения  производства  схожих  характеристикам  товаров  в  России.

        В последнее  десятилетие   широкое  распространение   получила  практика  заключения  соглашений  о  «добровольном»  ограничении  экспорта  и  об  установлении  минимальных  импортных цен,  которые  навязываются  ведущими  западными  государствами  более  слабым  в  экономическом  или  политическом  отношении  экспортерам.  Специфика  этих  видов ограничений состоит в нетрадиционной  технике их  установления,  когда торговый  барьер,  защищающий  страну – импортера ,  вводится  на  границе экспортирующей,  а не   импортирующей страны.  Так,  соглашение  о «добровольном»  ограничении экспорта   представляет  собой  навязанное  экспортеру  под  угрозой  санкций  обязательство   по  ограничению  экспорта   определенных  товаров  в  импортирующую  страну.   Аналогичным  образом  установление  минимальной  импортной  цены  должно  строго  соблюдаться  экспортирующими  фирмами  при  заключении контрактов  с  импортерами  страны,  устанавливающей  такие  цены.   В  случае  снижения  экспортной  цены  ниже  минимального  уровня,  импортирующая  страна  вводит  антидемпинговую  пошлину,  применение  которой может привести  к уходу с рынка.

            К  настоящему  времени  заключено   свыше  100  соглашений  о   «добровольном»  ограничении   экспорта  и об  установлении  минимальных  импортных  цен.  Эти  соглашения  затрагивают   торговлю  продукцией  текстильной,  швейной,  обувной  промышленности,  черной  металлургии,  молочными  продуктами,  бытовой  электроникой,  легковыми  автомобилями,   металлообрабатывающими  станками  и т.д.

      Проблемы  возникают,  когда   квоты  распределяются между  странами,  потому  что  необходимо  гарантировать,  чтобы  товары  из  одной  страны  не  переправлялись  с  нарушением  установленной  в   ней  квоты  во  вторую  страну.  Такая  ситуация  имела  место,  когда  США  выдвинули  обвинение,  что  одежда  китайского  производства  нелегально  поступила  на  таможню  США  как  одежда,  изготовленная  в  Макао.

          Импортные   квоты   не  обязательно   предназначены  для  защиты  отечественных   производителей.   Япония,  например,  сохраняет   квотирование  на  многие  сельскохозяйственные  продукты,  в ней  не  производящиеся.  Квотирование  импорта  является  средством  воздействия  при  ведении  переговоров  по  сбыту  японской  экспортной  продукции,  а также  позволяет  избегать  чрезмерной  зависимости  от  любой  иной  страны в  отношении  необходимых  продуктов  питания,  запасы  которых   могут  сократиться  в  случае  плохих  климатических  или  политических  условий.

         Экспортные  квоты  могут   устанавливаться  для  обеспечения   отечественных  потребителей  достаточными  запасами  товаров  по  низким  ценам,  а  также  для   предупреждения  истощения  природных  ресурсов  по  низким  ценам,  для  предупреждения  истощения  природных  ресурсов,  а   также  для  повышения  цен  на  экспорт  путем  ограничения  поставок  на  зарубежные  рынки.   Подобные  ограничения  посредством  соглашений  по  различным  видам  товаров  позволили  квотировать  странам-производителям  такие  товары,  как  кофе  и  нефть,  в  результате  чего  цены  на  эти  продукты  возросли в  странах  импортерах.

       Специфический  тип  квотирования,  который  полностью  запрещает   торговлю,  называется  эмбарго.  Аналогично квотам эмбарго   может  вводится  в  отношении   импорта  или  экспорта  определенного   вида  товаров,  независимо  от  места  назначения,  в  отношении  отдельных  видов  товаров,  поставляемых  в  конкретные  страны,  или  в  отношении  всех  товаров,  поставляемых  в   определенные  страны.  Хотя  эмбарго  обычно  вводятся  в  политических  целях,  последствия  могут  быть,  по  существу,  экономическими.  Например,  США  ввели  эмбарго  на  торговлю  с  Никарагуа  между  1984  и  1990гг.  из-за  политической   вражды  с  Сандинистской  партией,  находящейся  у  власти.  Но  для  Никарагуа  последствия  оказались  экономическими:  Никарагуа  испытывала  трудности  со  снабжением,  особенно  с  поставками  запчастей  для  техники,  произведенной  в  США,  и  не  могла  сбывать  урожай  бананов  в  США  как  раньше.

            Особое  место  в  ряду  нетарифных  методов  регулирования  занимают  стандарты.  Страны  обычно  устанавливают  стандарты  по  квалификации,  маркировке  и  проведению  испытаний  отечественной  продукции  таким  способом,  чтобы  была  возможность  продажи  отечественной  продукции  таким  способом,  чтобы  была  возможность  продажи  иностранного  производства.  Эти  стандарты  иногда  вводятся  под  предлогом  защиты  безопасности  и  здоровья  местного  населения.   Однако  недавно  автомобилестроительные  фирмы  «Большой  Тройки»  предложили  законопроект  об  экономии  горючего,  требующий  от  каждого  автомобилестроителя  увеличения  экономии,  усредненной  по  всем  моделям,  но  одинаковую  процентную  долю.  Такое  предложение  в  случае  его  принятия  будет  обременительным  для  японских производителей,  у  которых  превосходят  показатели  «Большой  Тройки».

          Среди  методов  регулирования   следует  упомянуть  административно-бюрократические   проволочки  при  въезде,  увеличивающие   неопределенность  и   расходы  на  содержание  товарно-материальных  запасов.   Например,  во  Франции  ввели  требование  пропускать  все  ввозимые  видеомагнитофоны  через  один  небольшой  таможенный  пост,  расположенный  далеко  от  крупных  городов  и  плохо  укомплектованный кадрами.  Вызванные этим  проволочки  эффективно  удерживали  японские  магнитофоны за  пределами французского рынка,  пока  не  была  достигнута  договоренность о добровольной  экспортной  квоте,  согласно  которой Япония  ограничивала  свое  проникновение  на  рынок  Франции.  Перуанские  таможенники  за  правило  месяцами  проводить  таможенную  очистку  товаров,  а  затем  взимать  плату  за  хранение  их  на  таможне  в  сумме,   составляющей  значительную  долю  стоимости  импорта.

Специфическим методом регулирования внешней торговли  являются  импортные депозиты,  представляющие  собой   форму залога,  который импортер  должен  внести  в банк  на  определенный  срок, - беспроцентный вклад в сумме,  равной  всей  или части стоимости ввозимого  товара.  Тем  самым  омертвляется  его  капитал  и  ограничивается  платежеспособность.

Определяющим  моментом  в  современном  развитии мировой  экономики  и  международных  экономических  отношений  является  международное  движение  капитала. Так,  например,   за  период  1914 г.  до  конца Второй  мировой войны заграничные капиталовложения  увеличились на  1/3,  достигнув с учетом  потерь  лишь  уровня  1923 г..  В послевоенный  период  они удваивались каждое  десятилетие,  затем за  6-7  лет.  В  80-е  годы  мир  вступил  примерно  с  450  млрд. долларов.  В  1996 г.   мир  вступил  с  2,6  трлн. долларов    зарубежных  инвестиций.  Высокий  динамизм  движения  капитала  превращение  их  в  объект  острой  международной  конкуренции  сделали  настоятельно  важным  выработку  международных  стандартов  и  правил  в  этой  области.

Информация о работе Нетарифные меры регулирования внешне экономической деятельности