Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:56, реферат
Общепризнанно существование у каждого объекта внутренней и внешней форм. Последняя – это внешняя граница, внешний образ объекта, она выражает и обеспечивает его связь с другими явлениями. Под внутренней формой понимается способ связи элементов целого, его структура. Форма таких сложных систем как государство, право, исполнительная власть, сама очень сложна, у нее много сторон, своя структура.
Преобладающая часть норм Особенной части КоАП предусматривает дискреционные полномочия органов, должностных лиц по применению ими санкций. Так, в статьях 56, 142 предусматривается минимальный и максимальный размеры штрафа, в статье 101 предусмотрено лишение права на управление сроком до одного месяца или наложение штрафа.
Таким образом, для реализации усмотрения в государственном управлении необходима воля субъекта усмотрения, его способность к усмотрению и необходимость применения усмотрения.
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
УБЕЖДЕНИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ
УПРАВЛЕНИИ
Наряду с административно-правовыми формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам управленческой деятельности.
Метод позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из ее непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики. В этой главе мы более подробно рассмотрим методы осуществления государственного управления, т.е. постараемся дать ответ на вопрос о том, как могут достигаться цели управления, каким образом государство решает вопросы в области управления.
2.1. Административно-правовые методы. Понятие, классификация
Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами, под которыми понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы достижения какой-либо цели, выполнения задачи.
В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.
Вопрос о методах управления — это вопрос о том, каким образом решаются управленческие дела, при наличии каких способов управление достигает установленных целей. [4].
Понятие метода прежде всего связано с деятельностью, но не с любой, а с целенаправленной. Такая деятельность выступает как совокупность приемов, способов достижения намеченного результата. Метод можно понимать как систему определенных способов целенаправленного воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. Такое воздействие производится не только на волю, но и на сознание, эмоции, интересы людей. Следовательно, речь идет о способах властных взаимоотношений между людьми, путях достижения усилиями одних людей целей, выработанных другими. бахрах с.166
В большинстве случаев цель достигается различными средствами. В каждом конкретном случае субъект власти должен найти наиболее целесообразные и результативные методы, пути, средства решения задачи.
Можно назвать наиболее существенные черты методов:
1) это способы воздействия одного человека на другого; одного коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на одного человека; во всех случаях метод выступает как особая связь людей;
2) это способы сознательного воздействия, пригодные для многократного использования;
3) это способы достижения определенных целей;
4) это способы, обеспечивающие преобладание воли субъекта власти;
5) это способы организации, упорядочения происходящих в системе процессов, осуществления общих функций, возникающих в совместной деятельности;
6) это системы способов осуществления субъектами исполнительной власти их компетенции.
Следовательно, под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Гавриленко с.219
Правовые нормы закрепляют, а государственная администрация в своей практике использует большой арсенал методов воздействия.
В зависимости от того, осуществляется властное воздействие прямо на волю или косвенно, через интерес, сознание, эмоции различают методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого управляющего воздействия принято именовать административными методами управления.
Административные методы представляют собой способы прямого, непосредственного воздействия на поведение управляемых, выражающиеся в издании нормативных предписаний и индивидуальных повелениях. Такие методы уместны там, где требуется быстрое достижение целей при отсутствии материальных средств. Частое их использование свидетельствует о повышении роли государства в регулировании экономики и связанных с ней отношений. Крамник с.126
Интересным и важным для понимания административно-правовых методов является следующий перечень наиболее часто применяемых в практике государственно-управленческой деятельности методов: установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти; предписание об обязательном совершении определенных действий (например, об устранении выявленных нарушений законности); назначение или освобождение от должности; запрещение определенных действий; разрешение определенных действий или ограничение; (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование); регистрация определенных действий; установление стандартов, квот и т.п.; проведение контроля и надзора; осуществление, внесудебной юрисдикции; применение мер административного принуждения; материальное и моральное поощрение, применение материальных санкций; оформление государственных заказов; приостановление или отмена правовых актов подведомственных исполнительных органов и должностных лиц; образование, реорганизация и ликвидация подведомственных объектов и т.п. Козлов, Попов с. 289-290
Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Управляемый ставится в такие условия, в которых сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а потому что такое поведение стимулируется соответствующими средствами. Стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, поэтому они называются экономическими методами управления.
Вместе с тем в государственном управлении наряду с административными и экономическими методами управления широко используются методы морального, психологического воздействия на человека. В связи с этим в качестве самостоятельной группы выделяются социально-психологические методы управляющего воздействия.
В государственном управлении важное значение имеют административные методы. Однако это не умаляет значения других методов, поскольку результаты управленческой деятельности во многом зависят от умелого использования всех методов управления.
Административные методы характеризуются «властью-подчинением» , В них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает такой учет.
Административные методы управления классифицируются по форме выражения, способу воздействия на поведение объекта управления, форме предписания.
По форме выражения административные методы подразделяют на административно-правовые, выраженные в правовой форме, и административно-
По способу воздействия на поведение субъектов управления административные методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, запрещающие совершение тех или иных действий.
По форме предписания административные методы могут быть подразделены на категорические (императивные), поручительные (нап-ример, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные. Мах, с 351
В систему экономических методов входят: прибыль, премия, кредит и др. Особая роль в повышении эффективности производства на уровне предприятия, объединения принадлежит экономическому стимулированию, хозяйственной самостоятельности, политике налогообложения и др.
Социально-психологические методы управления направлены на
создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению задач, установлению взаимопонимания
между субъектом управления и объектом управления.
К социологическим методам управления относятся методы управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров и др.); коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение социальной и групповой активности и др.,)
индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных
условий труда для работников, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).
К психологическим методам относятся, например: комплектование коллективов на основе психологической совместимости работников; гуманизация труда; психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия; профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности.
Административные, экономические и социально-психологические методы управления, характеризуя способы воздействия субъекта управления на объект управления, взаимосвязаны и взаимозависимы, не применяются изолированно друг от друга. Каждый из названных методов может иметь волевое предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое влияние.
В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной сфере управления широко применяются социально-психологические методы. В управлении обороной преобладают административные методы. Но все методы управления должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме.
2.2. Убеждение в деятельности органов государственного
управления. Поощрения и их виды
Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления – убеждение и принуждение.
В механизме управленческого воздействия убеждение занимает ведущее место. Оно направлено на то, чтобы подвластные сами добровольно исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.
Метод убеждения представляет собой активное моральное и (или) материальное воздействие на сознание и поведение людей с целью воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.
Убеждение в сфере административно-правового регулирования – это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющий собой комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий в целях повышения сознательности, организованности, добросовестного соблюдения гражданами правовых норм.
В демократическом обществе убеждение - главный метод воздействия.
Во-первых, оно используется систематически и в отношении всех граждан.
Во-вторых, убеждение обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном счете воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию.
В-третьих, оно выражает управляющее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.
В-четвертых, оно органически связано с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.
В-пятых, оно используется субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за
ними компетенции.