Методы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 04:30, курсовая работа

Описание работы

Формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления.

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Тема: Методы государственного управления 
 
 

1. Введение 
 

   Формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления.

   Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.

 Для России с ее многообразным историческим опытом и своеобразной восприимчивостью к мировым новациям, огромными масштабами ресурсного потенциала и устойчивости, возможностями социального динамизма вполне реальна долгосрочная перспектива научного и эффективного управления. Именно она выходит в ряд первостепенных условий и факторов преодоления эпохи кризиса и спада, перехода к подъему и развитию.

   Понятие “государственное управление” характеризует область научного знания и вид социального управления - сферу практической деятельности, связанную с решением проблем государственной организации и регулирования общественной жизни.

Это организующе-регулирующее воздействие государства может  быть подразделено на две составляющие - политическую и административную. В рамках первой - политического  управления - решаются вопросы что, зачем и почему? Вторая представляет более конкретное проявление собственно государственного управления, решающего вопросы, как и при помощи чего? В этом смысле оно именуется некоторыми авторами административно-государственным управлением.

   Существуют два полярных подхода к вопросу о соотношении понятий “политика” и “государственное управление”. Один в утрированном виде состоит в том, что политику следует изгонять отовсюду, т.е. минимизировать ее роль. Другой рассматривает государственное управление лишь как механизм воплощения политического курса, сформулированного высшими органами власти. И если первый подход превозносит свободный рынок и экономические методы регулирования, то второй отстаивает создание централизованной системы руководства и усиление мер административного воздействия. Истина, как это чаще всего бывает, лежит посередине.

   Между политическим и государственным управлением имеются как тесная взаимосвязь, так и существенные отличия. Политика в значительной степени эмоциональна, в том смысле, что чувствительна к общественному мнению, настроениям широких масс людей, их сиюминутным устремлениям, подвержена влиянию текущих событий, зависит от предпочтения тех или иных лидеров, социальных интересов и т.п. Государственное управление более рационально, т.е. функционально организовано и решает конкретные задачи. В первом главенствуют нормативно-ценностные знания, обращенные на выяснение целесообразности государственных действий и на оценочные характеристики. Во втором основную роль играют нормативно-позитивные знания, направленные на анализ государственной деятельности и ее последствий. Объединяющие два этих понятия  
 
 
 
 

начала вытекают не только из особенностей государства  как политического института, но и из властного характера его  организационной деятельности. 
 
 
 

Можно выделить три структурных уровня организации государственного управления. Высший - институциональный - являющийся пограничным между политическим и государственным управлением. На нем определяются общая политика и главные задачи ее осуществления. Средний - административный уровень - сфера функционального управления (администрирования). На нем любое направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты - планирование, организацию, руководство, контроль и т.д. На третьем - технологическом  (низшем) - происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом и отдельные граждане или их организации.

   Таким образом, государственная администрация в теоретических представлениях находится вне сферы политики, тогда как государственное управление на институциональном уровне политично и основано на учете разнообразия конфликтующих интересов, идей и целей. Профессионально ориентированная область государственного управления сосредоточена именно на административном уровне и является как бы посредником между сильно политизированным институциональным и аполитичным бюрократизированным технологическим уровнями. 

2. Методы государственного  управления.

   Применительно к государственному управлению под методом понимается средство практической реализации перед соответствующим органом задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности. Поскольку управление сводится к целенаправленному управляющему воздействию на объекты управления. Егг методы это способы такого воздействия на управляемые объекты.

Управленческие  методы можно поделить на научные  и не научные, деморкратические и  диктаторские, гибкие и жёсткие, творческие и шаблонные, государственные и общественные.

   Наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и применение карательно- силовых средств. Когда-то на начальных этапах политической истории человечества этот метод был одним из доминирующих. Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях, захватывающих новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население. На современном же этапе инструменты насилия преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к примеру, в фашистской Германии и СССР в 30-е годы. Возможно такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях и в условиях переходных обществ становящейся демократии).

   Одним из главных методов современного государственного управления выступает правое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются прежде всего в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан.

Эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов. Например, в случае, если консервативная модель политики правительства не дает ожидаемых результатов, то последнее может усилить социальные программы и перебросить на их осуществление определенные ресурсы.

   Также средством управления можно назвать идейно-политическое манипулирование, действующее в "мягких" формах на механизмы сознания и установки поведения граждан, то есть, прежде всего, на "голову" людей, в отличие от грубой силы, действующей на их "тело". На ранних этапах государственного развития подобную роль инструмента идейно-политического и морального воздействия на массы выполняла религиозная проповедь.     Сегодня же на первый план выдвигаются средства идейно-политического и социально-психологического манипулирования со стороны "масс-медиа". Средства телекоммуникаций и массовой информации (СМИ) в конце XX века стали приоритетными и эффективными инструментами манипулирования народными массами, играя в особенности заметную роль в структуре демократических режимов Запада (одним из методов манипулирования общественным сознанием в России являются, например, рейтинги политических лидеров и общественно-политических организаций).

Конечно, не следует  забывать о том, что в структуре  средств и методов практически  каждого государства имеется  весь арсенал упомянутых выше инструментов в той или иной пропорции и  комбинации, которые используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или трансформации. 

   Большое практическое значение имеет выделение методов прямого и косвенного воздействия.

Для методов  прямого воздействия характерны признаки:

  • прямое воздействие на волю;
  • директивность, приказной характер;
  • однозначность команд, которые как правило не оставляют подчинённым вариантов выбора и обязывают делать как приказано;
  • наличие большого управленческого аппарата контролирующего выполнение команд;
  • стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить приказ;
  • широкое использование внеэкономического принуждения.

Для методов косвенного воздействия характерны признаки:

  • руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;
  • управленческие акты управомачивают на определённые действия;
  • у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;
  • юридическими нормами и обычаями закреплён автоматически действующий механизм стимулирования (получение прибыли, льгот);
  • наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий;

В зависимости  от содержания управляющего воздействия  на объект управления выделяют следующие  группы методов:

  • организационные (внутренние);
  • административные (прямые, распорядительные);
  • экономические (косвенные, стимулирующие);
  • социально-психологические;

Кроме этого  существует ряд методов властного  воздействия, используемых государственной  администрацией для достижения поставленных перед ней целей:

  • нормативное регулирование;
  • индивидуальное воздействие;
  • разрешение споров;
  • принуждение;
  • вооружённое подавление;

   Нормы актов государственной администрации информируют о должном поведении а также о последствиях неправомерных действий. Способами нормативного воздействия являются запреты, ограничения, обязывание. Оперативно – распорядительная деятельность государственной администрации – это её организующая индивидуальная деятельность. Способами индивидуальной деятельности являются: структуризация, правонаделение, распределение ресурсов, легализация, учёт, контроль, поощрение, временные ограничения.  Юрисдикционная деятельность  проявляется в разрешении споров  и принуждении. В условиях агрессии, вооружённого конфликта государственная администрация осуществляет военное подавление насильственных посягательств на суверенитет, территориальную целостность, конституционный строй страны.

Можно выделить три группы общественных отношений  требующих различных методов  государственного управления. Это управленческие отношения, в которых:

  1. государство обладает монопольными позициями (армия, транспорт, космос, атомная энергетика и т.д.).
  2. сочетается государственное и негосударственное управление (образование, здравоохранение и т.д.)
  3. преобладают частные интересы и негосударственное управление (например внутренняя торговля).

По критерию использования властных полномочий необходимо выделять универсальные  методы – убеждение и принуждение, обеспечивающие достижение целей любой  государственной организации.

Убеждение включает в себя непосредственное влияние  на сознание управляемых путём разъяснения  содержания управленческих решений, аргументации необходимости их принятия и реализации, призыва добровольно исполнить  волю управляющего. Другими словами убеждение это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя  такие элементы как овладение вниманием, внушение, разжигание интереса, побуждение к деятельности, стимулирование действий.

Принуждение направлено на то чтобы заставить управляемых действовать определённым образом вопреки их желанию, оно выражается в пресечении отклоняющегося поведения и наказании. Это подавление воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. По способу различаются психологическое, организационное и физическое воздействие. 

Информация о работе Методы государственного управления