Место исполнительной власти в системе разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:11, контрольная работа

Описание работы

В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма огромного числа стран. При этом большинство специалистов сходятся в том, что признание значимости данного принципа отнюдь не является констатацией факта его абсолютной, буквальной реализации на практике и отрицанием единства упорядоченной власти.

Содержание

Введение
Система федеральных органов исполнительной власти
Исполнительная власть и государственное управление
Разделение властей в Российской Федерации
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 33.71 Кб (Скачать)

«Искусственное  разграничение полномочий двух палат  Федерального Собрания приводит к утрате целостности единого органа государственной, представительной власти. Некоторые  важнейшие вопросы решает немногочисленный Совет Федерации (102 ст.), половина депутатских  мест в котором отведены «сослуживцам»  Президента по исполнительной линии: например, вопрос об утверждении указа о  чрезвычайном положении или назначении по предложению Президентом Генерального Прокурора. Об опасной декларативности  Парламента свидетельствует и то, что Совет Федерации свои решения  по конституционным законопроектам должен принимать большинством, в  три четверти голосов (ст. 108).

3. Правительство

«Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит ст. 110 Конституции РФ. Председатель правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Думы. Этот принцип  является примером проявления принципов  сдержек и противовесов, т.к. при  назначении Президенту придется считаться  с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и Федеральных министров.

Правительство РФ обладает широкими положениями по осуществлению внутренней и внешней  политики государства. Статья 114 Конституции  РФ перечисляет положения Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной, экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. 

Механизм  парламентской ответственности  правительства описан в Конституции  в общих чертах, поэтому необходимо, на мой взгляд, его детализация  в специальном законодательстве. Совершенно ясно, что институт ответственности  – «обоюдоострое оружие», его  может использовать как Дума, отказывая  в доверии Правительству, так  и исполнительная власть, угрожая  прибегнуть к досрочным выборам.

Многие  считают, что исполнительная власть является доминирующей в системе  «сдержек и противовесов» России нужна сильная исполнительная власть. Но эта тенденция государственно-правового  развития России прослеживается достаточно четко. Также это отвечает общим  тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. 

4. Судебная власть

Отношение судебной власти с законодательной  и, особенно исполнительной властью  не является образцом системы «сдержек и противовесов». Следуя принципу разделения властей, Конституция содержит следующие  положения; «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118). Судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120)». На самом деле, судьи  не столь независимы как того требует  теория разделения властей, и суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими  полномочиями по отношению к другим органам власти. Порядок назначения судей большинства судов на должность  лично Президентом ставит под  сомнения независимость суда, а тем  более представленный характер судебной власти. Хотя, надо заметить, что сейчас введен институт принятия заседателей, призванной гарантировать независимость  судов, однако действенность этого  института  последнее время, нередко  ставится под сомнение в научной  литературе.5 Особое значение в системе «сдержек и противовесов» имеет судебной конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль. Все осознают полезность этого органа; «Конституционный Суд призван быть высшим органом судебной власти по защите конституционного строя России. Он, мог разрешать вопросы, по спорным действиям органов государственной власти, имеющим конституционное значение являясь окончательным арбитром в споре между ветвями власти, он эффективно оказывал бы правовое воздействие на политику, не уходя от нее, но исходя из правосознания людей». Автор этого высказывания отмечают также, что печальное отсутствие в Конституции 1993 года норм о том, что решение Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, об особой роли Конституционного Суда в приведении к присяге Президента и многом другом. С другой стороны, некоторые говорят о том, что новый Конституционный Суд (действующий на основе Конституции 1993 года и федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ) стал менее политизированным органом, более демократичным (за счет ослабления фигуры Председателя Конституционного Суда), что делает его более действенным и независимым, нежели предыдущие Конституционные Суды (1991 и 1994 года).

Несмотря  на некоторые недостатки закона «О Конституционном Суде, мы не можем  умалять роль этого органа в системе  «сдержек и противовесов»; конституция  Российской Федерации 1993 года наделяет Конституционный Суд такими полномочиями, как разрешение спросов о конституции  между различными государственными органами, разрешение споров о соответствии Конституции важнейших нормативных  актов государственных органов, внесение заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления.


 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации

2. Атамчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций – М.: Юрид. лит.,1997.

3. Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления. М., 1990.

4. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. Учебник. М.: Проспект., 2006.

5. Оболонский А.В. Государственная служба. Учебное пособие.- 2-е изд. – М.: Дело., 2000.

6. Под ред. Сморгунова Л.В. Государственная политика и управление. Учебник. Часть I. М.: РОССПЭП., 2006.

7. Комментарий  к Кодексу об административных  правонарушениях/Под ред. И.И.  Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С.  Студеникиной.-М., 000 "Издательская группа ПРОСПЕКТ", 1997г.

8. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М., 1995.

9. Чиркин В.Е. Государственное управление. Изд. « Юристъ», 2003.

 

Нормативно-правовые акты

1. ФКЗ О внесении изменений в ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» от 30 декабря 2008 г №8.

2. Указ Президента Российской Федерации «О структуре  федеральных органов исполнительной власти от 22 июня 2010 г №773.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.ст. 4320

5. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №8.Ст.593.

6. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54

7. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993 №5. Ст. 398

8. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.

 

1 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. - М., 1995. С. 102.

2 Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: историко-правовое исследование (1957-1987 гг.), М., 1990.

3 Оболонский А.В.Государствення служба Учебное пособие. 2000г.

4 Глазунова Н.И. Государственное (административно) управление.Учебник . М.:«Проспект»,2006.

5 Чиркин В.Е. Государственное управление. 2003.

 


Информация о работе Место исполнительной власти в системе разделения властей