Место административного
права в правовой системе Российской
Федерации
Административное право, сохраняя
свою самобытность, выраженную в
его предмете и методе, взаимодействует
с другими отраслями права,
охватывая своим регулятивным
воздействием широкие области
государственной и общественной
жизни, что предопределяется многообразием
практического проявления действующего
в Российской Федерации механизма
исполнительной власти.
Следствием данной особенности
является «проникновение» административного
права в сферу регулятивного
функционирования иных правовых
отраслей. В основе подобного
явления – фактическое наличие
управленческих по своей природе
отношений в сферах, относящихся
в соответствии с предметом
той или иной отрасли права
к ее регулятивному воздействию.
Поэтому даже в гражданском
законодательстве имеется пусть
небольшое, но определенное число
административно-правовых по своей
сути норм.
Наиболее тесно административное
право взаимодействует с конституционным
(государственным) правом. Будучи ведущей
отраслью российского права, последнее
закрепляет основные принципы организации
и функционирования исполнительной власти,
место ее субъектов в государственном
механизме, правовые основы их формирования,
взаимоотношений с субъектами других
ветвей единой государственной власти
(ст. 10, 11, 71–72, 77, 83–88, 102–103, 110–117, 125 Конституции
РФ); права и свободы человека и гражданина,
значительная часть которых практически
реализуется в сфере государственного
управления (ст. 85, 103, 111, 117) и т.п.
Административное право свое начало берет
в нормах конституционного права, детализирует
и конкретизирует их, определяя правовой
механизм реализации прав и свобод граждан,
компетенции различных звеньев системы
исполнительной власти, административно-правовой
статус конкретных участников управленческих
общественных отношений и административно-правовые
средства его защиты, формы и методы государственно-управленческой
деятельности, основы ее отраслевой и
межотраслевой, региональной и местной
организации и т.п.
Гражданское и административное
право нередко с внешней стороны
регулирует сходные общественные
отношения имущественного характера,
ориентируясь в основном на
метод правового регулирования
(на началах договора либо административного
предписания). Аналогично решается
вопрос о соотношении трудового
и административного права. Трудовые
отношения – основной предмет
трудового права – возникают,
как правило, на основе односторонних
административных актов, которым
предшествуют соглашения, в том числе
контракты, об условиях будущей работы.
Правовой акт полномочного должностного
лица требуется и для прекращения трудовых
отношений, для юридического оформления
субъективных прав, связанных с трудовой
деятельностью (отпуск, выход на пенсию
и т.п.). Особенно тесно взаимоувязаны нормы
административного и трудового права
при регулировании государственно-служебных
отношений.