Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Общеизвестно, что местное самоуправление в Российской Федерации признается одной из основ конституционного строя. В каких значениях выступает местное самоуправление, будучи в этом качестве?
Местное самоуправление — одна из базовых основ конституционного строя государства, всей государственности, свойственная как для унитарного, так и для федеративного государства.

Работа содержит 1 файл

местное самоуправление..doc

— 106.07 Кб (Скачать)


Задание 1.

 

Общеизвестно, что местное самоуправление в Российской Федерации признается одной из основ конституционного строя. В каких значениях выступает местное самоуправление, будучи в этом качестве?

Местное самоуправление — одна из базовых основ конституционного строя государства, всей государственности, свойственная как для унитарного, так и для федеративного государства.

Главенствующее положение в системе юридических норм, регулирующих местное самоуправление, занимают конституционные нормы. Конституционные нормы представляют собой совокупность юридических принципов и предписаний, которые определяют политико-правовую природу местного самоуправления, закрепляют основные права граждан в области местного самоуправления, регулируют основы правового статуса органов местного самоуправления и их взаимоотношения с государством. В Конституции РФ[1] уделяется достаточно много внимании вопросам местного самоуправления. Местному самоуправлению посвящена глава 8 Конституции РФ. Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления определяются федеральными актами, актами субъектов Российской Федерации и локальными актами, теснейшим образом связаны с федеративным устройством государства и политико-правовой природой местного самоуправления.

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя обеспечивает право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст32 Конституции РФ).

В части 1 статьи 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредованно через систему органов местного самоуправления.

Способ осуществления народом принадлежащей ему власти в местном самоуправлении проявляется как форма народовластия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституция РФ)

В соответствии со статьей 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы местного самоуправления относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пункт «н» статьи 72 Конституции РФ закрепляет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».

Таким образом, местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения власти (деление власти по горизонтали) определяет систему управления (деление власти по вертикали).

А также определенная (хотя и относительная) автономия субъектов местного самоуправления от центральной власти; публичный и правовой (оформленный правом) характер деятельности местного самоуправления;

сочетание в местном самоуправлении публично-властных и общественных начал; влияние представителей местного самоуправления не только на местные дела, но и на дела государственные (посредством обсуждения государственных вопросов, доведения своей позиции до компетентных органов, оспаривания перед соответствующими органами либо перед судом актов государственной власти и т. д.); обеспечение местным самоуправлением развития демократии, включая использование демократических институтов в организации и деятельности местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

 

Житель городского округа обратился в суд с заявлением о несоблюдении установленного порядка опубликования муниципальных правовых актов. По мнению данного жителя, порядок официального опубликования нормативных правовых актов представительного органа, затрагивающих права и обязанности граждан, должен определяться Уставом муниципального образования, а не отдельным решением представительного органа. В защиту своих доводов указанный житель заявил, что учрежденное официальное издание представительного органа выходит ограниченным тиражом, не распространяется по подписке, что делает опубликованные в нем акты недоступными для всеобщего сведения. Проанализируйте ситуацию. Каким, по Вашему мнению, должно быть решение суда?

 

Ответ:

 

Муниципальный правовой акт — это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения, либо от компетентных органов, должностных лиц государства, местного самоуправления и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Процедура принятия и вступления в силу правовых актов главы муниципального образования, главы местной администрации, более проста. После подписания акта соответствующим лицом он вступает в силу в сроки, установленные самим документом.

Муниципальный правовой акт, затрагивающий права и законные интересы жителей, подлежит обязательному опубликованию в полном объеме. Такой акт вступает в законную силу, как правило, по истечении 10 , дней после официального опубликования. Иные муниципальные правовые акты вступают в законную силу после подписания их главой муниципального образования, если в самом акте не предусмотрен иной срок.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов относится учреждение печатного средства массовой информации для опубликования Муниципальных правовых актов, иной официальной информации.

В соответствии со ст. 48 Закона 2003 г. муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено принявшим органом, должностным лицом местного самоуправления или судом. Отмена может иметь место как по инициативе самого органа или должностного лица, так и в результате принесения протеста или представления прокурора.

Оспаривание муниципальных правовых актов в судебном порядке происходит в соответствии с положениями гл. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ. С заявлением в суд о признании недействительным нормативного акта местного самоуправления полностью или в части могут обращаться гражданин, организация, по мнению которых акт нарушает их права и свободы, а также прокурор, если считает, что акт противоречит актам большей юридической силы. Если суд установит, что правовой акт местного самоуправления противоречит акту большей юридической силы, по решению суда действие оспоренного акта прекращается полностью или в соответствующей части со дня принятия акта или иного указанного судом времени.

Поэтому суд удовлетворит требования жителя городского округа. Решение суда о признании муниципального правового акта недействующим подлежит опубликованию в официальном издании, в котором был напечатан оспоренный муниципальный правовой акт.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

.

В положении «О межмуниципальном сотрудничестве», принятым представительным органом городского округа было указано, что муниципальное образование в случае вступления в совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации в целях межмуниципального сотрудничества: 1) вправе безвозмездно пользоваться услугами совета муниципальных образований; 2) несет субсидиарную ответственность по обязательствам совета муниципальных образований в размере и порядке, предусмотренными его учредительными документами; 3) вправе по своему усмотрению выйти из совета муниципальных образований. Оцените законность указанных норм.

 

Ответ:

 

В п. 2 ст. 66 ФЗ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отмечено, что «съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации и содержание органов управления совета муниципальных образований». Из вышесказанного следует, что фраза, указанная в условии задачи о том, что муниципальное образование в случае вступления в совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации «вправе безвозмездно пользоваться услугами совета муниципальных образований» не верна и противоречит закону.

Субсидиарная ответственность — это право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести, дополнительная ответственность, возлагаемая на членов, например, полного товарищества, несущих солидарную ответственность, в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг.

Субсидиарная ответственность может быть как договорной так и внедоговорной. То есть наступать как за неисполнение обязательств по договору, так и вследствие указания в законе. В договорных отношениях она обычно наступает при отказе основного ответчика от удовлетворения предъявленных к нему требований. Что касается фразы о том, что муниципальное образование «несет субсидиарную ответственность по обязательствам совета муниципальных образований в размере и порядке, предусмотренными его учредительными документами», то в этом случае если данная норма принята по договоренности двух сторон и прописана в уставе, то она возможна.

Что касается третьей фразы, указанной в условии задачи, то муниципальные образования вправе по своему усмотрению выйти из совета муниципальных образований по окончании финансового года. Заявление о выходе из Совета подается им Председателю Совета не позднее, чем за 3 месяца до предполагаемого выхода. В целом межмуниципальное сотрудничество направлено на то, чтобы муниципальные образования на базе своей самостоятельности на межмуниципальном уровне решали собственные — и общие для них — проблемы, используя различные организационные формы межмуниципальных объединений, предусмотрен­ные законодательством и муниципальными правовыми актам.

7

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные акты

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

2.            Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ . 1998. N 31. Ст. 3823.

3.            Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 03.12.2008) // Собрание законодательства РФ.2003. N 40.Ст. 3822.

 

Литература

4.            Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник. - М: Юристъ, 2006. - 383 с.

5.            Муниципальное право России: учеб. /ред. С.А. Авакьян. - М: Проспект, 2009. - 544 с

6.            Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М: Проспект, 2008. 672 с.

7

 



[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.


Информация о работе Местное самоуправление