Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:08, реферат
В настоящее время, государству и обществу противостоит мощная криминальная сила, одолеть которую можно лишь решительными законными мерами. Важное место среди этих мер принадлежит квалифицированному
расследованию уголовных дел. По данным ГУВД, в московских СИЗО находится около 17 тысяч заключённых. Из них лишь единицам предъявлено обвинение, предусматривающее наказание до года лишения
свободы. Остальным грозят более серьёзные сроки.
1.Введение.
2. Понятие, виды и значение мер пресечения.
3. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при
избрании мер пресечения.
4. Процессуальный порядок применения, отмены и изменения меры пресечения.
5.Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
6.Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности
заключения под стражу.
7. Заключение.
преступление не может быть назначено наказание в виде ЛС, обвиняемый
подлежит освобождению из - под стражи в обязательной порядке. И
наоборот, если обвиняемый в отношении которого применена подписка о
невыезде или другая мера пресечения, не связанная с ЛС, не является
по вызовам, старается оказать воздействие на свидетелей и потерпевших
либо продолжает свою преступную деятельность, к нему может быть
применена мера пресечения в виде содержания под стражей.
Изменяют, так же как и отменяют, меры пресечения те же должностные
лица, которые наделены правом избирать таковые. В ч.2 ст.101 УПК
установлено, что «отмена или изменение лицом, производящим дознание,
и следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора,
допускается лишь с санкции прокурора». Закон не определяет порядок
отмены или изменения органами расследования меры пресечения, избранной
непосредственно самим прокурором. Представляется правильным решение
этого вопроса следующим образом: следователь или лицо, производящее
дознание вправе отменять или изменять меру пресечения., избранную
прокурором, только с письменного согласия прокурора.
Тем не менее мера пресечения, избранная судом при возбуждении
уголовного дела в порядке ст.256 УПК или при направлении дела для
производства дополнительного расследования, может быть отменена или
изменена прокурором, а также органами дознания и предварительного
следствия, которые не связаны с названным решением суда по вопросу о
мере пресечения.
В постановлении (определении) об изменении или отмене меры пресечения
должны быть указаны конкретные обстоятельства, с в связи с изменением
которых отменяется или изменяется мера пресечения.
Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
Подписка о невыезде (ст. 93 УПК). Подписка о невыезде состоит в
отобрании у подозреваемого или обвиняемого обязательства не отлучаться
с места жительства или временного нахождения без разрешения
соответственно лица, производящего дознание, следователя, прокурора,
суда, а также являться по вызову этих органов.
Место жительства или временного нахождения, из которого не должен
отлучаться обвиняемый (подозреваемый), определяет орган, избирающий меру
пресечения, с учётом возможностей и интересов лица, к которому
применяется данная мера.
В юридической литературе нет единства мнений по содержанию понятия
«отлучка». Использованного законодателем в ст.93 УПК. Любленский П.И.
при разъяснении данного понятия говорит о разрешении обвиняемому
отлучаться в пределах города или района на длительное время, да еще
и менять при этом квартиру. Другие учёные, к примеру, Лившиц Ю.Д.,
напротив, что отлучка не должна превышать суток, куда бы она не
была. Лицо, в отношении которого была избрана подписка о невыезде, по
общему правилу, может сохранять обычный уклад жизни, однако оно не
имеет права отлучаться на длительный срок, менять место жительства
или выезжать за пределы города (района области) постоянного или
временного проживания, указанного в подписке.
При отобрании подписки о невыезде обвиняемому (подозреваемому)
разъясняется, что в случае нарушения им данной подписки не отлучаться
с определённого места жительства и являться по вызовам, а также при
попытках помешать установлению истины по делу к нему может быть
применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под
стражу.
Формулировка этой меры пресечения, как считает Обидина Л., «подписка о
невыезде» неточная, т.к. смысл данной меры пресечения состоит не в
том, что обвиняемый не имеет права менять место жительства, а в том,
что он обязан поставить в известность следственные органы и суд об
этой перемене.
Нецелесообразно применение этой меры пресечения в отношении лиц,
трудовая деятельность которых связана с длительными разъездами
(проводник поездов дальнего следования, дипкурьер т.д.). Эта мера
практически неприменима к военнослужащим срочной службы, находящимся
на казарменном положении; в отношении лиц, не имеющих постоянного
места жительства. Подписка о невыезде -- одна из наиболее часто
применяемых мер пресечения.
Подписку о невыезде следует отличать от обязательства о явке к
следователю или в суд, которое мерой пресечения не является, а
заключается лишь в обязательстве обвиняемого являться по вызову и
сообщать о перемене места жительства.
Личное поручительство. (ст.94 УПК).--- состоит в принятии на себя
заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они
ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого
по вызову лица, производящего дознание т.п. Число поручителей не может
быть менее двух. Лиц, которые могут быть поручителями, называет
обвиняемый (подозреваемый ) , либо это эти лица сами обращаются в
органы предварительного расследования, заявляя о своём желании
поручиться за надлежащее поведение лица, привлекаемого к уголовной
ответственности, в случае оставления его на свободе. В качестве
поручителей могут выступать родственники, соседи, друзья или хорошие
знакомые обвиняемого (подозреваемого). В законе прямо указано, что
поручителями могут быть только заслуживающие уважения лица.
При отобрании подписки о личном поручительстве поручитель должен быть
поставлен в известность о сущности дела по которому, избрана данная
мера пресечения, и об ответственности в случае совершения
подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была
применена мера пресечения в виде личного поручительства. В этом
случае на каждого поручителя может быть наложено судом денежное
взыскание в размере до одного минимального размера оплаты труда
или применения меры общественного воздействия.
Однако Давыдов П.М. уточняет, что личное поручительство основывается не на
боязни своей ответственности в случае уклонения обвиняемого, а на
уверенности поручителя , что обвиняемый не уклонится. Лившиц Ю.Д.
напоминает об определённой близости поручителя к обвиняемому как об
основании личного поручительства.
Поручительство общественной организации (ст.95 УПК) --- состоит в
даче письменного обязательства в том, что общественная организация
ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого по вызовам
лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда.
Инициатива в применении данной меры пресечения может исходить как от
органа, в производстве которого находится дело, так и от общественной
организации, причём поводом к обсуждению в общественной организации
вопроса о принятии поручительства может послужить обращение лица,
привлекаемого у уголовной ответственности.
До принятия решения о даче поручительства общественная организация
должна быть поставлена в известность о сущности дела, по которому
избрана данная мера пресечения. Вопрос о необходимости поручиться
должен быть обсуждён на общем собрании членов соответствующей
организации ( не менее 2/3 от числа членов) или её руководящего
органа, причём в орган расследования, прокуратуру или суд
представляется протокол, в котором отражены обсуждение вопроса и
принятое решение. После чего руководством организации даётся
соответствующее письменное обязательство компетентному органу.
Об избрании в качестве меры пресечения поручительства общественной
организации объявляется обвиняемому (подозреваемому) и сообщается
организации, принявшей на себя поручительство.
В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) поручительства к нему
при наличии указанных в законе условий может быть применена мера
пресечения в виде заключения под стражу. К общественной организации
правовые санкции не применяются, однако факт недостаточно эффективного
воздействия на обвиняемого (подозреваемого) за которого было дано
поручительство, должен стать предметом обсуждения в организации, и
кроме того, это следует учитывать, если данная общественная
организация в будущем заявит аналогичное ходатайство.
Залог (ст.99 УПК)-- состоит в деньгах или ценностях, вносимых в
депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим лицом или
организацией в обеспечение явки обвиняемого. Подозреваемого по вызовам
лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. О принятии
залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.
Размер залога ( в деньгах или ценностях) определяется органом,
избирающим данную меру пресечения, с учётом обстоятельств дела и
данных, характеризующих личность обвиняемого (подозреваемого). Залог
может быть внесён как непосредственно самим обвиняемым или
подозреваемым, так и любым другим лицом или организацией, которые
обязательно должны быть поставлены в известность о сущности дела, по
которому избрана данная мера пресечения.
В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызовам
лица, производящего дознание и т. д. , залог обращается в доход
государства определением суда. Если же данная мера не нарушается, то
по приведении приговора в исполнение, а также в случае прекращения
дела залог возвращается залогодателю.
Процедура принятия залога детально законом не регламентируется. На
практике она реализуется так. К примеру, следователь обговаривает с
прокурором получение санкции на залог. При согласии прокурора на
принятие данной меры пресечения следователь выносит соответствующее
постановление, принимает залог и составляет об этом протокол. После
чего постановление санкционируется и следователь сдаёт сумму залога в
депозит суда, на территории которого совершено преступление (последнее
преступление). Если же какие - либо обстоятельства не дадут возможности
санкционировать прокурору постановление следователя, сумма залога
возвращается залогодателю и принимается решение об избрании другой
меры пресечения.
Постановление же об избрании меры пресечения залога с письменной
резолюцией прокурора об отказе в санкции, протокол о принятии залога
и расписка от залогодателя о возвращении суммы залога приобщаются к
делу. Это необходимо для того, чтобы потом не смогли спросить
следователя, почему при наличии такой возможности им не был избран
мерой пресечения залог.
Наблюдение командования воинской части. (ст.100 УПК) за
подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим, состоит в
принятии мер, предусмотренных уставами Вооружённых Сил РФ, для того,
чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку по вызовам лица ,
производящего дознание и т.д.
Данная мера пресечения может применяться только к военнослужащим
срочной службы и выражается в том. что последние не увольняются из
расположения части, лишаются права ношения оружия, не назначаются в
караул и т. д.
Командованию воинской части сообщается о сущности дела, по которому
избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения командование
воинской части в письменной форме уведомляет орган, избравший эту
меру пресечения.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст.394 УПК) родителей,
опекунов, попечителей, а в случае, когда несовершеннолетние
воспитываются в закрытых детских учреждениях – отдача под надзор
администрации этих учреждений.
Отдача под присмотр состоит в принятии на себя кем - либо из
указанных лиц письменного обязательства обеспечить явку
несовершеннолетнего к следователю и в суд, а также его надлежащее
поведение.
При отобрании подписки о принятии под присмотр родители и т.д.
предупреждаются о характере преступления, в котором подозревается или
обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае
нарушения принятой на себя обязанности. К родителям, опекунам,
попечителям, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в
случае нарушения ими принятого обязательства применяются меры ,
предусмотренные ч.2.ст.94. УПК – речь идёт о денежном взыскании в
размере до одного минимального размера оплаты труда или применении
меры общественного воздействия.