Лекции по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:23, лекция

Описание работы

1. Понятие и признаки правонарушения
2. Понятие, основания, признаки административной ответственности.
3.Административное наказание (гл 3)

Работа содержит 1 файл

АдмПрОсобЧасть_краткий курс.docx

— 23.33 Кб (Скачать)

Административное право. Особенная  часть.

  1. Понятие и признаки правонарушения

 Понятие административного  правонарушения дано ст. 2.1. КоАП РФ – противоправное, виновное действие (бездействие) физ. или юр. лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Основные признаки правонарушения.

  1. Фактический характер правонарушения. Правонарушение - акт поведения, выражающийся в фактическом действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение). Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д.
  2. Волевой характер правонарушения. Правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые или добровольно.
  3. Осознанный характер правонарушения. Правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.
  4. Противоправный характер правонарушения. Правонарушение - действие противоправное, нарушающее требования норм права. Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет.
  5. Социально-вредный характер правонарушения. Правонарушение всегда социально вредно. Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под угрозу (например, нетрезвое состояние водителя).
  6. Это д.б. деяние вменяемого лица. Правонарушением признается деяние, совершенное вменяемым лицом, т.е. человеком способным полностью осознавать свое поведение и нести за него юридическую ответственность.
  7. Наказуемость деяния. Совершение правонарушения является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности, выражающейся в применении к нему принудительных мер негативного характера адекватных причиненному вреду.

Состав  административного правонарушения - это совокупность его элементов. Правонарушение будет основанием юридической ответственности только при наличии всех своих элементов. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения (О, О.С., С, С.С.)

1) Объект правонарушения - это те явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние.

В административном праве выделяют общий, родовой и  непосредственный объекты преступлений.

А) Общий объект правонарушения - это все общественные отношения складывающие в сфере гос.управления, охраняемые правом.

Б) Родовой  объект правонарушения - группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель (отдельные глава особенной части).

В) Непосредственный объект правонарушения - это конкретные блага, интересы личности, ее здоровье, честь, достоинство, имущество и  т.д., на которые посягает правонарушитель.

 

2) Объективная сторона правонарушения - это внешнее проявление противоправного деяния (действие, бездействие), включающее в себя, кроме того: время, место, орудие совершения правонарушения, вредоносный результат и причинную связь между деянием и наступившим вредом.

Объективная сторона характеризуется:

-неоднократностью  ст.4.4, п.2;

-повторностью  ст.4.4, п 1;

-длительностью  ст. 4.5.п.2

.Элементами  объективной стороны любого правонарушения  являются следующие.

3) Субъект правонарушения - лицо, достигшее установленного законодательством возраста, отдающее отчет о своих действиях и способное руководить ими.

Лицо, совершившее  преступление и признанное судом  на момент его совершения невменяемым, не привлекается к уголовной ответственности  и подвергается принудительному  лечению.

Выделяют:

- индивидуальных субъектов. Их  административная правосубъектность характеризуется – возрастом (ст. 2.3), вменяемостью (ст. 2.8), а также административно правовым статусом лица (например, определения лица как должностного ст. 2.4, статусом военнослужащего ст.25, статусом иностранного гражданина ст.2.6 и проч.)

- коллективных  субъектов права. Их административная  правосубъектность характеризуется организационно-правовой формой (юр.лица ст. 2.10; органы исполнительной власти ст. 22.1 и проч.), а также учредительными документами. 

4) Субъективная сторона правонарушения - внутреннее, психологическое отношение правонарушителя к внешне выраженному деянию и его общественно-вредным последствиям.

Субъективная сторона характеризуется целью, мотивом и виной.

Мотив правонарушения - внутреннее побуждение лица к совершенному им противоправному деянию.

Цель правонарушения - результат, к которому стремится (явно или косвенно) лицо, нарушающее требования правовых норм.

В административном праве мотив и цель рассматриваются как единое целое, так как определение виновных лиц как организатора, исполнителя, заказчика и проч., не влияет на административную ответственность. Тем не менее, субъект может быть освобожден от административной ответственности, если он действовал в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7), либо его правонарушение признано малозначительным (ст. 2.9).

Вина - психологическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его результатам.

Вина имеет различные формы (ст. 2.2.)

Вина может быть умышленной и неосторожной, а умысел в свою очередь - прямым и косвенным.

А) Умышленная форма вины  (Умысел) - проявляется в том, что лицо не только сознает противоправность своего деяния и возможность наступления в результате него общественно опасных, вредных последствий, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) возможность наступления этих последствий.

Б) Неосторожность - как форма вины в уголовном и административном праве делится на преступную небрежность и преступную самонадеянность.

    • При преступной небрежности - лицо не отдает себе отчета в противоправности своего деяния, не предвидит его последствий, хотя могло должно было их предвидеть.
    • При преступной самонадеянности -лицо осознает противоправность .своего деяния, предвидит его вред и опасный результат, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить.

2.  Понятие, основания, признаки административной ответственности.

Административная ответственность - это обязанность лица претерпевать определенные лишения, предусмотренные санкцией нормы административного права, осуществляемые посредством государственного принуждения, выражающиеся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Признаки административной ответственности

1) Административная ответственность предполагает государственное принуждение.

2) Фактическим основанием  административной ответственности может быть лишь административное правонарушение - ст. 1.5.

3) Ответственность влечет  за собой негативные последствия  (лишения) для правонарушителя:  ущемление его прав (ограничение свободы, административный запрет деятельности и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы - штраф, совершение каких-либо действий и др.) – ст.3.2.

4) Привлекать к административной  ответственности может широкий круг лиц - гл.23.

5) Привлечение к административной  ответственности осуществляется  в строгой процессуальной форме  – ст. 1.6.

6) Целью привлечения к  административной ответственности  является предупреждение правонарушений  и воспитание- ст.3.1. (карательная и восстановительная цель отсутствует)

Принципы административной ответственности

Для полного уяснения сущности административной ответственности важно определить цели и принципы, на которых она базируется.

1. Законность - реализация административной ответственности точно в соответствии с требованиями правовых предписаний –ст.1.1, ст. 1.3, ст. 1.6.

 Недопустимо  отступление от установленного  законом порядка под видом ускорения, упрощения, эффективности и целесообразности ответственности либо ссылки на излишний формализм закона.

2. Справедливость административной ответственности проявляется в следующей системе формальных требований (гл 4 – назначение административного наказания):

 а) закон,  устанавливающий ответственность  или усиливающий ее, не имеет  обратной силы;

б) за одно нарушение  возможно лишь одно наказание;

в) ответственность  несет тот, кто совершил правонарушение;

 г) вид и мера наказания  зависят от тяжести правонарушения;

 д) если вред, причиненный правонарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение.

3. Неотвратимость  наступления – ст. 1.6, ст. 24.5 п.7 Если за то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом (общественное положение, родственные связи и т. д.) Если совершено правонарушение, а ответственность не наступила, это наносит моральный урок авторитету закона, подрывает идею законности в сознании граждан и должностных лиц.

   4. Индивидуализация наказания – ст. 1.4. Данный принцип заключается в том, что

ответственность за совершенное  правонарушение виновный должен нести  сам. Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта (например, за безответственные действия руководителя ответственность нередко возлагается на предприятие как юридическое лицо). Юридическая ответственность эффективна только тогда, когда ее носитель персонально определен.

5. Ответственность за вину – ст.1.5. Ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя. Если же лицо не виновно, то, несмотря на тяжесть деяния, оно не может быть привлечено к ответственности.

6. Недопустимость удвоения ответственности - Это недопустимость сочетания двух и более видов административной ответственности за одно правонарушение. Это не означает, что за правонарушение нельзя назначить и основное, и дополнительное наказание (например, адм штраф и адм выдворение иностранного гражданина за пределы РФ). Однако за одно нарушение виновный может быть наказан только один раз.

Цели административной ответственности определены ст.3.1. Административная ответственность на может иметь карательной цели.

 

3.Административное наказание (гл 3)

Цели административного  наказания – ст.3.1.

Вида административного  наказания (общая характеристика) –  ст. 3.2, ст.3.3.

Вид наказания

Кем назначается

Общая характеристика

Предупреждение

Должностным лицом

Выносится в письменной форме

Административный штраф

Должностным лицом или судом

Минимальный штраф – 100 руб;

Максимальный штраф:

- граждане -  5 000 руб;

-должностные лица – 50 000 руб;

- юр лица 1 000 000 руб.

Может быть кратен неуплаченным налогам, сборам и т.п., но не может исчисляться в размена должностного оклада.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения

Судом

Не назначается, если это является законным источником средств к существованию (пр. охотничье ружье у охотника)

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Судом

Не назначается, если это является законным источником средств к существованию (пр. охотничье ружье у охотника)

Лишение специального права

Судом

Срок не менее одного месс и не более трех лет.

Административный арест

Судом

На срок до 15 суток.

Не может применятся:

- к несовершеннолетним;

- инвалидам  I, II групп;

- военнослужащим и лицам приравненным к ним;

- беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (до 14 лет).

Административное выдворение за пределы РФ иностр. гражданина или лица без гражданства

Судом

Не может применятся к военнослужащим –иностр. гражданам

Дисквалификация

Судом

Назначается на срок от 6 месяцев до трех лет

Административное приостановление  деятельности

Судом

Назначается на срок до 90 суток


 

4. Назначение административного  наказания. Глава 4.

 

5. Производство по делам об  административных правонарушениях.  Глава 24.

 

6. Применение мер обеспечения  производства по делам об административных  правонарушениях. Глава 27.

 

7. Возбуждение дела об административных правонарушениях. Глава 28 – 28.1. п.1, п. 4 .;


Информация о работе Лекции по "Административному праву"