Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:20, курс лекций
1. Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.
Например:
при решении вопроса о
4.
метод дозволения выражается
также в предоставлении
5. метод запрета – запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций.
Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности.
Во
всех вариантах регулирующего
3. Источники административного права – это органы законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере (управленческой деятельности) исполнительной власти.
К ним относятся:
1.
Конституция Российской
2.
Федеральный конституционный
3. Указы Президента
4. Постановления Правительства
5.
Ведомственные акты – акты
министерств и федеральных
6. Законодательные и иные акты государственных органов субъектов РФ
7.
Административно-правовые
8.
Локальные акты, инструкции, положения
4. Система административного права – это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей.
Административное право состоит из Общей и Особенной части. В Общую часть включены следующие институты:
1. государственное управление
2. исполнительная власть
3.
формы государственного
4.
методы государственного
5. институт правовых актов
6.
институт государственной
7.
институт административного
8.
институт административной
9.
институт административного
В Особенную часть входят институты управления в области экономики, социально-культурной сфере, административно-политической сфере.
В административном праве выделяют следующие подотрасли:
1. Служебное право
2. Политическое право
3.
Образовательное право и т.д.
5. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Административное право взаимодействует со следующими отраслями права:
1)
конституционным. Оно берет
2)
гражданским. Нормами
3)
уголовным правом. В определенных
случаях отдельные
4) финансовым, которые регулируют управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налогов.
5)
трудовым. Деятельность государственных
служащих является смежной
6)
уголовно-процессуальным и
1.
Понятие административно-
2.
Виды административно-
3.
Понятие административно-
4.
Виды административно-
5.
Основания возникновения,
1. Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.
Особенности административно-правовых норм:
1.
Целью административно-
2.
Административно-правовые
3.
Предназначение
4.
Административно-правовые
5.
Административные отношения
6.
С помощью административно-
8. Административно-правовая норма состоит из
1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм (ст. 13 Кодекса об административных правонарушениях.).
2)
диспозиция – правило
3)
санкция – меры
2. 1. по предмету регулирования различают
а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус.
б) процессуальные – нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления (разд. 4 КоАП).
2. по форме выражения
а) обязывающие – предписывающие совершать определенные действия (ст. 285).
б)
запрещающие –
в) уполномочивающие – выражается возможностью адресата действовать в рамках, установленных требований по своему усмотрению (ст. 14).
г)
стимулирующие – обеспечивают с
помощью соответствующих
д) рекомендательные – носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимотр. субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Например: между органами милиции и добровольной дружины.
3. по содержанию
а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер.
Общая часть.
б)
особенные – регулирующие общие
отношения в конкретной сфере управления.
Например: в экономике, культуре, общественной
безопасности
3. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления.
Особенности административно-правовых отношений.
1.
Одной из сторон отношений
является соответствующий
2. для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.
4.
Административно-правовые
5.
Споры, возникающие между
6.
В случае нарушения одной из
сторон нормативных требований
она несет ответственность в
лице его органов перед
4. 1. по субъектам можно разделить на отношения между:
а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их называют вертикальные пр-ния. Например, между главой администрации области и района.
б) отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти – горизонтальные пр-ния. Например, 2 министерствами, 2 главами администрации.
в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, между Мин. труда и социального развития РФ и ВЮТ.
г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль, таможенный контроль.
д) исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Например, гл. администрации области и глава администрации города.
е) исполнительными органами государственной власти и негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.
ж) органами государственно-исполнительной власти и гражданами. Например, администрация района и лицо, проживающее там.
2.
В зависимости от целей
а) внутренние, связанные с формированием управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности и др.