Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:27, контрольная работа
Статья 11. Судебная защита гражданских прав
1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд).
2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Судебная защита гражданских прав и её способы……………. …3
1.1 Судебная защита гражданских прав……………….......3
1.2 Способы защиты гражданских прав……………………7
Обеспечение занятости высвобождаемых работников……………9
Список литературы………………………………………………………
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правоведение»
Содержание
1.1 Судебная защита гражданских прав……………….......3
1.2 Способы защиты гражданских прав……………………7
Список
литературы……………………………………………………
1.1 Судебная защита гражданских прав
Статья 11. Судебная защита гражданских
прав
1. Защиту нарушенных или оспоренных
гражданских прав осуществляет в соответствии
с подведомственностью дел, установленной
процессуальным законодательством, суд,
арбитражный суд или третейский суд (далее
— суд).
2. Защита гражданских прав в административном
порядке осуществляется лишь в случаях,
предусмотренных законом. Решение, принятое
в административном порядке, может быть
обжаловано в суд.
1. Возможность судебной защиты
гражданских прав служит одной из гарантий
их осуществления. Право на судебную защиту
является правом, гарантированным,ст.46Конституц
Комментируемая статья закрепляет три
важных положения.
Во-первых, гражданские права подлежат
защите в суде независимо от того, имеется
ли соответствующее указание в ГК и иных
законах; во-вторых, суд защищает не только
права, но и законные интересы, при этом
защите подлежит как нарушенное, так и
оспариваемое право;
в-третьих, судебный порядок является
преимущественной, но не единственной
формой защиты прав.
Допускается и административный порядок
защиты гражданских прав, однако он возможен
только в случаях, предусмотренных законом,
и за субъектом гражданского правоотношения
сохраняется право обжаловать в суд решение,
принятое в административном порядке.
При этом право обжалования не зависит
от того, предусмотрена ли такая возможность
законом или иными правовыми актами.
2. В статье определены судебные
органы, осуществляющие защиту гражданских
прав. К ним отнесены суд общей юрисдикции,
арбитражный суд и третейский суд. В последующем
ГК использует общий термин — суд.
Федеральный конституционный закон от
31 декабря 1996г. "О судебной системе Российской
Федерации" (СЗ РФ, 1997, No.1, ст.1) установил,
что правосудие в Российской Федерации
осуществляется только судами, учрежденными
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Федеральным конституционным
законом.
Согласно п.4 Федерального конституционного
закона к федеральным судам отнесены:
Конституционный Суд РФ; Верховный
Суд РФ и составляющие его систему федеральные
суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный
Суд РФ и составляющие его систему федеральные
арбитражные суды.
Суды осуществляют судебную власть в
Российской Федерации. При этом судебная
власть самостоятельна и действует независимо
от законодательной и исполнительной
властей.
Третейские суды не входят в судебную
систему. В силу ст.11 ГК они осуществляют защиту гражданских
прав в соответствии с действующими о
них нормативными актами. Однако спор
на разрешение третейского суда может
быть передан лишь при наличии соглашения
об этом сторон спорного правоотношения.
Выбор между государственными судами
и третейским судом предоставлен спорящим
сторонам.
3. В статье не разграничена компетенция
между органами, входящими в судебную
систему. Подведомственность дел каждому
из судов определяется Федеральным конституционным
законом "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Гражданским процессуальным
кодексом, Арбитражным процессуальным
кодексом и иными законами.
Для разграничения компетенции судов
общей юрисдикции и арбитражных судов
в процессуальном законодательстве использованы
два критерия: субъектный состав спорящих
сторон и (или) характер правоотношений,
из которых возник спор. Прежде всего подведомственность
спора предопределена субъектами спорных
правоотношений. Споры с участием граждан
— физических лиц, как правило, подведомственны
судам общей юрисдикции. Споры с участием
юридических лиц и граждан — индивидуальных
предпринимателей рассматривает арбитражный
суд. Это правило знает несколько исключений.
Во-первых, в арбитражном суде рассматриваются
дела с участием граждан-кредиторов по
заявлениям о признании несостоятельности
(банкротстве) организаций и граждан —
индивидуальных предпринимателей; во-вторых,
заявления граждан о признании незаконным
отказа или уклонения от их государственной
регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя. В таких случаях основное
значение для определения подведомственности
отдается не субъектам спора, а характеру
спорных правоотношений.
Этот же критерий использован при отнесении
к компетенции судов общей юрисдикции
разрешения споров между органами транспорта
и организациями — клиентами, возникающих
из договоров перевозки грузов в прямом
международном железнодорожном, автомобильном
и воздушном грузовом сообщении.
4. Полномочия Конституционного
Суда РФ установлены ст.3 Федерального
конституционного закона от 21 июля 1994г.
"О Конституционном Суде Российской
Федерации" (СЗ РФ, 1994, No.13, ст.1447). К ним
отнесена проверка конституционности
закона, примененного или подлежащего
применению в конкретном деле. Проверка
осуществляется по жалобам граждан на
нарушение конституционных прав и свобод
и по запросам судов.
5. Организация деятельности арбитражных
судов определена Конституцией, Федеральным
конституционным законом "Об арбитражных
судах Российской Федерации" (СЗ РФ,
1995, No.18, ст.1589) и АПК. К подведомственности арбитражного
суда отнесены экономические споры, возникшие
из гражданских, административных и иных
правоотношений между юридическими лицами,
гражданами — индивидуальными предпринимателями,
между Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации; между субъектами
Российской Федерации. Арбитражный суд
рассматривает дела с участием организаций
и граждан Российской Федерации, а также
иностранных организаций, организаций
с иностранными инвестициями, международных
организаций, иностранных граждан, лиц
без гражданства, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации
или соглашением сторон спорного правоотношения.
Ст.22 АПК к экономическим относит споры о разногласиях
по договору в случаях, предусмотренных
законом, об изменении условий договора
либо о его расторжении; споры о собственности;
о неисполнении или ненадлежащем исполнении
обязательств и другие имущественные
споры, возникающие в предпринимательской
деятельности и вытекающие из гражданских
отношений. Экономическими спорами законы
об арбитражном суде называют также споры
из административных и иных правоотношений,
связанные с защитой гражданских прав
организаций и индивидуальных предпринимателей,
в том числе о признании недействительными
ненормативных (индивидуальных) неправомерных
актов государственных органов и органов
местного самоуправления, отказ или уклонение
от государственной регистрации организации
или гражданина — индивидуального предпринимателя
и в иных случаях, когда предусмотрена
государственная регистрация и др.
Арбитражные суды — это специализированные
суды, задачей которых прежде всего является
разрешение экономических споров в сфере
предпринимательской деятельности. Поэтому
все остальные споры, не отнесенные к подведомственности
Конституционного Суда и арбитражных
судов, разрешаются судами общей юрисдикции.
В ст.28 ГПК закреплен приоритет общей судебной
подведомственности и установлено, что
при соединении нескольких связанных
между собой требований, из которых один
подведомственен суду, а другие — арбитражному
суду, все требования подлежат рассмотрению
в суде общей юрисдикции.
6. Третейские суды, хотя они и
не входят в систему судебных органов
Российской Федерации, названы судами,
осуществляющими защиту гражданских прав.
Третейский суд избирается сторонами
гражданского правоотношения для разрешения
возникшего или могущего возникнуть между
ними спора о праве гражданском. Они могут
быть созданы как гражданами, так и юридическими
лицами.
Порядок создания третейского суда для
рассмотрения споров, подведомственных
судам общей юрисдикции, определен Положением
о третейском суде (Приложение No.3 к ГПК).
Ст.1 Положения не допускает передачу гражданами
в третейский суд споров по поводу трудовых
и семейных правоотношений. Передача гражданами
споров таким судам на практике почти
не встречается.
1.2 Способы защиты гражданских прав
Под способом защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на нарушителя. Общий перечень этих мер дается в ст. 12 ГК, где говорится, что гражданские права защищаются путем:
В статье 12 названы одиннадцать способов защиты гражданских прав.
Только два из них включены в перечень впервые. Это компенсация морального вреда и самозащита. Однако новым является лишь сам термин "самозащита", т.к. некоторые из ее приемов, например: удержание, были известны гражданскому законодательству и ранее.
Среди названных в статье 12 можно выделить: способы, применение
которых возможно лишь судом (признание оспоримой сделки недействительной, признание недействительным акта государственного органа и т.д.); способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как с помощью суда, так и самостоятельно (возмещение убытков, взыскание неустойки и др.); самозащиту, защиту гражданских прав без участия суда.
Ряд перечисленных в статье 12 способов может быть применен не только судом, но и государственными органами, которые в случаях, предусмотренных законом, осуществляют защиту гражданских прав в административном порядке.
Например, антимонопольные органы при совершении действий, запрещенных ст. 5 и 6 Закона о конкуренции, и нарушении тем самым прав граждан и юридических лиц вправе применить к нарушителю, занимающему доминирующее положение на товарном рынке, ряд мер защиты, перечисленных статье 11 ГК. Например, направить предписание, обязывающее заключить или расторгнуть договор либо внести в него изменения, дать предписание о прекращении использования монопольно высоких цен и др. Однако , при отказе выполнить предписание необходимо обратиться в суд, т.к. только суд может принять обязательное для всех решение о признании договора недействительным, об изменении или расторжении договора и т.д.
2. Обеспечение занятости высвобождаемых работников
При осуществлении
мероприятий по сокращению численности
или штата работников, либо ликвидации
организаций, необходимо соблюдать
следующие требования, предусмотренные
законодательство о труде и занятости
населения.
Работодатель
издает приказ, в котором указываются
основание, причины и срок высвобождения
работников, их категории и количество,
а также состав и порядок работы комиссии,
занимающейся вопросами высвобождения.
Определяются
кандидатуры на увольнение с учетом требований
ст. 179, 261, 269 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ).
Работодатель
своевременно, в письменной форме, не менее
чем за три месяца, уведомляет Центр занятости
населения административного округа и
соответствующий выборный профсоюзный
орган о возможном массовом увольнении
работников (ст. 82 ТК РФ, Постановление
Правительства РФ от 05.02.93 г. № 99, ст. 25 Закона
РФ «О занятости населения в Российской
Федерации»). Информация о возможном массовом
увольнении работников представляется
в Центр занятости населения административного
округа по установленной форме.
О предстоящем
высвобождении в связи с ликвидацией организации
или сокращением численности или штата
работники предупреждаются персонально
и под расписку, не менее чем за два месяца
до дня увольнения.
Работодатель с письменного согласия
работника имеет право расторгнуть с ним
трудовой договор без предупреждения
об увольнении за два месяца с одновременной
выплатой дополнительной компенсации
в размере двухмесячного среднего заработка
(ст. 180 ТК РФ).
Расторжение
трудового договора по инициативе работодателя
в случае сокращения численности или штата
работников организации производится
с предварительного согласия соответствующего
профсоюзного органа в порядке, определенном
ст. 373 ТК РФ.
В соответствии
с Постановлением Правительства РФ сведения
о высвобождаемых работниках представляются
не позднее чем за два месяца до дня увольнения
в Центр занятости населения административного
округа по форме № 1- высвобождение (утверждена
постановлением Мосгоркомстата от 26.05.97
г. № 4; выдается в Центре занятости населения
административного округа).
Сведения
представляются в Центр занятости населения
административного округа по месту регистрации
юридического лица.
Расторжение трудового договора с работниками,
высвобождаемыми в связи с сокращением
численности или штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ),
либо ликвидацией организации (п. 1 ст.
81 ТК РФ) производится с соблюдением порядка
увольнения, установленного законодательством.
Запись
о причине увольнения производится в трудовой
книжке в точном соответствии с формулировкой
действующего законодательства и со ссылкой
на соответствующий пункт и статью закона.
Например:
61623; уволен в связи с сокращением численности
(штата) работников
(п. 2 ст. 81 Трудового Кодекса РФ); 61623; уволен
в связи с ликвидацией организации (п.
1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ).
По желанию
высвобождаемых работников, их увольнение
может производиться и по иным законным
основаниям: в связи с переводом в другую
организацию (п. 5 ст. 77 ТК РФ), по собственному
желанию (ст. 80 ТК РФ), по соглашению сторон
(ст. 78 ТК РФ).
Работникам,
увольняемым по предусмотренным в п. 1
и п. 2 ст. 81 ТК РФ основаниям, предоставляются
льготы и компенсации согласно гл. 27 ТК
РФ.
Работникам,
увольняемым по иным законным основаниям
(ст. 78, п. 5 ст. 77 ТК РФ и ст. 80 ТК РФ), выходное
пособие не выплачивается и средняя заработная
плата на период трудоустройства не сохраняется.
Работодатель
самостоятельно или с привлечением Центров
занятости населения административных
округов разъясняет высвобождаемым работникам
о гарантиях и компенсациях, связанных
с расторжением трудового договора (гл.
27 ТК РФ).
Высвобождаемым
работникам могут быть предложены следующие
варианты дальнейшего трудоустройства:
- другая работа (вакантная должность)
в той же организации, соответствующая
квалификации работника (ст. 180 ТК РФ);
- трудоустройство через территориальные
отделы центров занятости населения административных
округов;
- самостоятельное трудоустройство.
Лица, увольняемые
в связи с сокращением численности или
штата работников, а также ликвидацией
организации, должны быть предупреждены
администрацией о том, что в соответствии
с действующим законодательством о труде
и занятости населения им следует в течение
двух недель со дня увольнения обратиться
в территориальный отдел Центра занятости
населения административного округа.
При смене
собственника имущества организации сокращение
численности или штата работников допускается
только после государственной регистрации
перехода права собственности (ст. 75 ТК
РФ).
Список используемой литературы