Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

1. Раскройте особенности конституционно-правовых отношений и их
субъектов.
2. Раскройте порядок ограничения прав и свобод личности в период чрезвычайного положения.

Работа содержит 1 файл

Конст-право.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 
 
 

По дисциплине: Конституционное право

Вариант № 3     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент   2  курса

3  семестр

Перцев  Денис Дмитриевич 
 
 

Ташкент 2011 
1. Раскройте особенности конституционно-правовых отношений и их

субъектов. 

     Российская  Федерация — это суверенное федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

     Российская  Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

     Субъекты  Федерации всех видов перечислены  в Конституции РФ (ст 65) в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.

     В соответствии с принципом конституционности  федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения.

     Субъекты  РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

     Равноправие субъектов РФ находит свое выражение  в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета Российской Федерации, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

     Равноправие субъектов Федерации проявляется  в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст.71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе — всех субъектов Федерации.[2] Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

     Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого поля конституционного права Российской Федерации, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.[3]

     Правовой  статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его  территории особой экономической зоны.

По своей  юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ —- нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей, правового социального государства и др.).

     Субъекты  Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между  субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации  самостоятельно. Есть, однако, конституционные  требования, которые они при этом должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях. [1]

     Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

 

2. Раскройте порядок  ограничения прав  и свобод личности  в период чрезвычайного положения. 

     Чрезвычайное  положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной  власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные  федеральным конституционным законом  отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства.

     Согласно  ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных  местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой  непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых  невозможно без применения чрезвычайных мер.

     При наступлении чрезвычайного положения  и в зависимости от классификации  Указом Президента Российской Федерации  о введении чрезвычайного положения  на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений: [4]

  • полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
  • установление ограничений на свободу передвижения, въезда и выезда по территории, на которой введено чрезвычайное  положение;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих     государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта.
  • установление  ограничений на осуществление отдельных  видов     финансово-экономической  деятельности,  включая   перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • установление особого порядка продажи, приобретения и     распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрещение или ограничение проведения собраний, митингов  и     демонстраций,  шествий  и  пикетирования,  а  также  иных  массовых     мероприятий;
  • запрещение  забастовок и иных способов приостановления  или     прекращения деятельности организаций;
  • ограничение движения транспортных средств и осуществление их     досмотра;
  • приостановление деятельности опасных производств и     организаций,  в  которых используются взрывчатые, радиоактивные,  а  также химически и биологически опасные вещества;
  • эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы  в  случае, если существует реальная угроза их  уничтожения, похищения    или    повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
  • введение   комендантского  часа,   то   есть   запрета   в     установленное   время  суток  находиться  на  улицах   и   в   иных     общественных   местах   без   специально   выданных   пропусков   и     документов, удостоверяющих личность граждан;
  • ограничение  свободы  печати  и  других  средств  массовой     информации  путем  введения  предварительной  цензуры  с  указанием     условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест   печатной   продукции,   радиопередающих,   звукоусиливающих     технических  средств,  множительной техники,  установление  особого     порядка аккредитации журналистов;
  • приостановление  деятельности политических  партий  и  иных     общественных объединений, которые препятствуют устранению     обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный     досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ,     установление и т.п;
  • выдворение  в  установленном порядке лиц, нарушающих  режим     чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на  которой     введено  чрезвычайное положение, за ее пределы за их  счет,  а  при     отсутствии у них средств - за счет средств федерального  бюджета  с     последующим возмещением расходов в судебном порядке;
  • продление  срока содержания под стражей лиц, задержанных  в     соответствии   с   уголовно   -  процессуальным   законодательством     Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма  и     других   особо   тяжких  преступлений,  на  весь  период   действия     чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца;
  • временное отселение  жителей  в  безопасные   районы   с обязательным   предоставлением  таким  жителям   стационарных   или  временных жилых помещений;
  • введение  карантина,  проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
  • привлечение  государственного  материального  резерва, мобилизация  ресурсов организаций независимо  от  организационно-правовых  форм  и форм собственности, изменение режима  их  работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой  в условиях  чрезвычайного положения продукции и  иные  необходимые  в условиях   чрезвычайного  положения  изменения  производственно-хозяйственной деятельности;
  • отстранение  от  работы  на период действия чрезвычайного положения  руководителей  государственных  организаций  в  связи  с ненадлежащим    исполнением указанными руководителями своих обязанностей и  назначение  других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
  • в   исключительных  случаях,  связанных  с  необходимостью   проведения   и  обеспечения  аварийно-спасательных и других  неотложных   работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения  указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
 

     Не  подлежат ограничению такие права  и свободы как: [2] 

      
  • право на жизнь;
  • Достоинство личности, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;
  • Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
  • Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
  • Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
  • Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
  • Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;
  • Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом;
  • Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно;
  • Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;
  • Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление;
  • Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба;
  • Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

 

Список  литературы: 

  1. Кириллов  В.Ф – Конституционное право  РФ
  2. Конституция РФ
  3. Федеративный договор от 31 марта 1993 года
  4. ФКЗ «О чрезвычайном положении»

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"