Контрольная работа по "Этика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 01:02, контрольная работа

Описание работы

Мораль представляет собой систему правил, понятий и чувств, регулирующих отношения людей между собой и их отношения к обществу.

Их реализацию в поведении людей именуют нравственностью.

Религия и мораль — близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях.

Содержание

Вступление 2

Понятие морали 3

Сходство и различие морали и религии. 4

Соотношение морали и религии 6

Заключение 8

Список литературы: 9

Работа содержит 1 файл

этика.docx

— 26.88 Кб (Скачать)

Оглавление 

Вступление 2

Понятие морали 3

Сходство  и различие морали и религии. 4

Соотношение морали и религии 6

Заключение 8

Список  литературы: 9

 

     Вступление

     Мораль  представляет собой систему правил, понятий и чувств, регулирующих отношения  людей между собой и их отношения  к обществу.  

     Их  реализацию в поведении людей  именуют нравственностью.  

     Религия и мораль — близкие, взаимосвязанные  сферы культуры. Сходство религии  и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях.  

     Однако  церковь несравненно сильнее  воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный культ  и внутрицерковную практику.  

     В каждой религии, в каждом вероисповедании  в большей или меньшей степени  присутствует морально-духовное начало.  

     Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той  или иной мере регламентирует отношения  людей между собой как в  лоне церкви, так и за ее пределами.  

     Рассмотрим  более подробно различия, сходства и соотношение религии и морали в жизни. 
 

     Понятие морали

     Мораль  возникла раньше других форм общественного  сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения  людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения  между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы  общения. 

     Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны  для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. 

     В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к  человеку и требования общества к  человеку. В ней представлены правила  поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и  к обществу. 

     Нравственное  сознание пронизывает все сферы  деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные  требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать  соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь  имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. 

     Нравственные  представления вырабатываются обществом  и могут изменяться по мере его  развития и изменения.

Сходство  и различие морали и религии.

 

     Проблема  взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра).

     Небезынтересно  отметить, что идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной.

     Надо  признать, что характер воздействия  религии на нравственную жизнь человека зависит от целого ряда факторов, от содержания самой религии (сравним, например, христианство и религию Древней Греции, боги которой особой моральностью не отличались), от того, какие компоненты религии и в чьих целях используются, от исторической эпохи, культуры народа и т.д.

     Сложный, противоречивый характер взаимодействия религии и морали обусловлен и их спецификой, их различиями (хотя иногда пытаются отождествить религию и мораль). В чем они состоят? Прежде всего, в том, что мораль представляет собой путь к Добру, высшим нравственным ценностям, к нравственному совершенствованию. А религия есть путь к Богу, скорее почитание Бога. Эти два пути могут совпадать, а могут и не совпадать. Вряд ли верующий будет осуждать Авраама (библейский патриарх) за то, что он готов был принести в жертву своего сына. С точки зрения морали, этот поступок совершенно недопустим. Хотя ангел в последнее мгновение остановил убийство Исаака, и все же намерение у Авраама убить сына было несомненно. Во имя спасения души грешника их сжигали на кострах инквизиции. этика или добрые дела, а принятие Бога как жизни или сатаны как смерти. В религиозном учении имеются специфические понятия, которые отсутствуют в моральном сознании .Именно: рай и ад, грех (как нарушение заповеди Бога), покаяние пред Богом, искупление вины пред Богом и др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства — любовь к Богу, страх пред Богом, пред муками ада. Религия включает в себя культ (молитва, таинства, обряды), которые вызывают особые нравственные переживания. Наконец, религия имеет свою часто весьма развитую организацию. Мораль же, считается, не имеет своих институтов, а опирается лишь на совесть и на общественное мнение.

     Но  между религией и моралью имеются  не только различия, но и определенное сходство. Это выражается, прежде всего в том, что религии, особенно современные, буквально пропитаны нравственной проблематикой, понятиями морального сознания (долг, стыд, совесть (сердце), справедливость, вина и т.д.). В конкурентной борьбе различные конфессии, как отмечал еще Вл. Соловьев, обличают друг друга именно с позиции морали. К сожалению, лишь немногие религиозные проповедники отмечают тот факт, что религия не может существовать без морали.

     Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что не только религиозная, но и нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае — вера в Бога, во втором — вера в торжество Добра, Справедливости и т.д. Кроме того, и в морали, и в религии значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера. Без глубокого чувства невозможна полноценная религиозная жизнь. Точно так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных переживаний.

     Сближает  мораль и религию явное стремление к устойчивости своих исходных постулатов (консерватизм), а также назидательность: верь в Бога! — вещает священнослужитель; будь справедливым, честным!

     Наконец, отметим, что отправной точкой и  религиозного и морального сознания является отдельная человеческая личность.

     Таким образом, между религией и моралью  имеются не только различия, но и немало сходства. Более того, по мере исторического развития религиозное сознание еще больше «отягощается» нравственной проблематикой.

Соотношение морали и религии

 

     Связь между религией и моралью очень  тесная. Наряду с религией мораль доминирует в этой системе. Мораль - более широкое  понятие, нежели религия и религиозная  мораль. В сравнении с иными  социальными нормами у нее  наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных  оценок. Сказанное означает, что  сферы действия религии и морали в значительной мере пересекаются, однако, мораль и религия остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными  образованиями. 

     Соотношение между религией и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и  противоречия.

     В учебных и практических целях  очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается религии  и морали, представляющих особый интерес как  наивысшие духовные ценности в системе  социальных норм. 

     Без уроков нравственности, морали, этики  религия немыслима. Мораль - важнейший  социальный институт, одна из форм общественного  сознания. Она представляет собой  известную совокупность исторически  складывающихся и развивающихся  жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них  норм поведения, 

       Приведенное определение отражает  лишь наиболее общие черты  морали. Фактически же содержание  и структура этого явления  глубже, богаче и включает в  себя также психологические моменты:  эмоции, интересы, мотивы, установки  и другие слагаемые. Но главное  в морали - это представления о  добре и зле. 

     Мораль  имеет внутренний и внешний аспекты. Первый - выражает глубину осознания  индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного  долга, обязанности.  

       Мораль и нравственность - одно  и то же. В научной литературе  и в практическом обиходе они  употребляются как идентичные. Некоторые  аналитики пытаются установить  здесь различия, предлагая под  моралью понимать совокупность  норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т.е. фактическое  состояние, уровень морали. В данном  случае мы исходим из тождественности  этих понятий. Что касается  этики, то это особая категория,  означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе  определенные оценочные критерии. 

     Второй  аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена  к голым принципам. Эти две  ее стороны тесно переплетены.

Заключение

 

     Единство  религии и морали характеризуется  нормативностью, универсальностью и  общностью. Нормативность заключается  в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием  оценки поведения людей. Универсальность  проявляется в том, что и религия, и мораль распространяется на все  общественные отношения, и являются универсальными регуляторами в системе  социальных норм. Общность   морали и религии выражается в одинаковой оценке ими идеологии, нравственности, права, политики и иных сфер человеческой жизнедеятельности.  

     Взаимодействие  религии и морали проявляется  в их взаимопроникновении и взаимовлиянии.  Взаимопроникновение заключается  в том, что религия в конечном итоге основывается на морали. Религия  закрепляет моральные принципы справедливости, нравственности, честности, добра и  зла. Взаимовлияние же проявляется  в том, что мораль оказывает активное воздействие на религию и во многом смягчает её каноны, делает её терпимее к эволюции человечества, к новым  положительно влияющим на  общество, на развитие экономики, науки и культуры,  веяниям времени. 

     В условиях кризисного состояния российского  общества противоречия между религией и моралью крайне обострились. Резко  понизился  порог нравственных требований, предъявляемых к личности.   Мораль стала более терпима и  снисходительна к ловкачеству, жульничеству, противоправным действиям. Наблюдается  общее падение нравов, культуры, совестливости.

     Список  литературы:

 
     
  1. http://mason.z83.ru
  2. http://www.erudition.ru
  3. http://works.tarefer.ru
  4. http://5ballov.com.ru
  5. http://www.allbest.ru

Информация о работе Контрольная работа по "Этика"