Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 01:02, контрольная работа
Мораль представляет собой систему правил, понятий и чувств, регулирующих отношения людей между собой и их отношения к обществу.
Их реализацию в поведении людей именуют нравственностью.
Религия и мораль — близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях.
Вступление 2
Понятие морали 3
Сходство и различие морали и религии. 4
Соотношение морали и религии 6
Заключение 8
Список литературы: 9
Оглавление
Вступление 2
Понятие морали 3
Сходство и различие морали и религии. 4
Соотношение морали и религии 6
Заключение 8
Список литературы: 9
Мораль
представляет собой систему правил,
понятий и чувств, регулирующих отношения
людей между собой и их отношения
к обществу.
Их
реализацию в поведении людей
именуют нравственностью.
Религия
и мораль — близкие, взаимосвязанные
сферы культуры. Сходство религии
и морали наиболее заметно в их
духовных проявлениях.
Однако
церковь несравненно сильнее
воздействовала на нравственность общества,
нежели мораль на религиозный культ
и внутрицерковную практику.
В
каждой религии, в каждом вероисповедании
в большей или меньшей степени
присутствует морально-духовное начало.
Религия
определяет не только отношения человека
с Богом и церковью, но в той
или иной мере регламентирует отношения
людей между собой как в
лоне церкви, так и за ее пределами.
Рассмотрим
более подробно различия, сходства
и соотношение религии и морали
в жизни.
Мораль
возникла раньше других форм общественного
сознания, еще в первобытном обществе,
и выступала регулятором
Она
выступала как совокупность норм
и правил поведения, выработанных обществом.
Правила морали были обязательны
для всех, они не допускали исключений
для кого-либо, ибо в них отражены
существенные условия жизни людей,
их духовные потребности.
В
морали отражены отношения человека
к обществу, отношения человека к
человеку и требования общества к
человеку. В ней представлены правила
поведения людей, которые определяют
их обязанности друг к другу и
к обществу.
Нравственное
сознание пронизывает все сферы
деятельности человека. Можно выделить
профессиональную мораль, бытовую мораль
и мораль семейную. При этом моральные
требования имеют идейную основу,
они связаны с пониманием того,
как человек должен себя вести. Нравственное
поведение должно соответствовать
соответствующим идеалам и
Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.
Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра).
Небезынтересно отметить, что идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной.
Надо признать, что характер воздействия религии на нравственную жизнь человека зависит от целого ряда факторов, от содержания самой религии (сравним, например, христианство и религию Древней Греции, боги которой особой моральностью не отличались), от того, какие компоненты религии и в чьих целях используются, от исторической эпохи, культуры народа и т.д.
Сложный, противоречивый характер взаимодействия религии и морали обусловлен и их спецификой, их различиями (хотя иногда пытаются отождествить религию и мораль). В чем они состоят? Прежде всего, в том, что мораль представляет собой путь к Добру, высшим нравственным ценностям, к нравственному совершенствованию. А религия есть путь к Богу, скорее почитание Бога. Эти два пути могут совпадать, а могут и не совпадать. Вряд ли верующий будет осуждать Авраама (библейский патриарх) за то, что он готов был принести в жертву своего сына. С точки зрения морали, этот поступок совершенно недопустим. Хотя ангел в последнее мгновение остановил убийство Исаака, и все же намерение у Авраама убить сына было несомненно. Во имя спасения души грешника их сжигали на кострах инквизиции. этика или добрые дела, а принятие Бога как жизни или сатаны как смерти. В религиозном учении имеются специфические понятия, которые отсутствуют в моральном сознании .Именно: рай и ад, грех (как нарушение заповеди Бога), покаяние пред Богом, искупление вины пред Богом и др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства — любовь к Богу, страх пред Богом, пред муками ада. Религия включает в себя культ (молитва, таинства, обряды), которые вызывают особые нравственные переживания. Наконец, религия имеет свою часто весьма развитую организацию. Мораль же, считается, не имеет своих институтов, а опирается лишь на совесть и на общественное мнение.
Но между религией и моралью имеются не только различия, но и определенное сходство. Это выражается, прежде всего в том, что религии, особенно современные, буквально пропитаны нравственной проблематикой, понятиями морального сознания (долг, стыд, совесть (сердце), справедливость, вина и т.д.). В конкурентной борьбе различные конфессии, как отмечал еще Вл. Соловьев, обличают друг друга именно с позиции морали. К сожалению, лишь немногие религиозные проповедники отмечают тот факт, что религия не может существовать без морали.
Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что не только религиозная, но и нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае — вера в Бога, во втором — вера в торжество Добра, Справедливости и т.д. Кроме того, и в морали, и в религии значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера. Без глубокого чувства невозможна полноценная религиозная жизнь. Точно так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных переживаний.
Сближает мораль и религию явное стремление к устойчивости своих исходных постулатов (консерватизм), а также назидательность: верь в Бога! — вещает священнослужитель; будь справедливым, честным!
Наконец, отметим, что отправной точкой и религиозного и морального сознания является отдельная человеческая личность.
Таким образом, между религией и моралью имеются не только различия, но и немало сходства. Более того, по мере исторического развития религиозное сознание еще больше «отягощается» нравственной проблематикой.
Связь
между религией и моралью очень
тесная. Наряду с религией мораль доминирует
в этой системе. Мораль - более широкое
понятие, нежели религия и религиозная
мораль. В сравнении с иными
социальными нормами у нее
наиболее обширная сфера действия.
Лишь небольшие участки социальной
действительности свободны от моральных
оценок. Сказанное означает, что
сферы действия религии и морали
в значительной мере пересекаются,
однако, мораль и религия остаются
самостоятельными суверенными нормативно-
Соотношение между религией и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
В
учебных и практических целях
очень важно выявить как тесную
взаимосвязь всех видов социальных
норм, так и их специфику. Особенно
это касается религии и морали,
представляющих особый интерес как
наивысшие духовные ценности в системе
социальных норм.
Без
уроков нравственности, морали, этики
религия немыслима. Мораль - важнейший
социальный институт, одна из форм общественного
сознания. Она представляет собой
известную совокупность исторически
складывающихся и развивающихся
жизненных принципов, взглядов, оценок,
убеждений и основанных на них
норм поведения,
Приведенное определение
Мораль
имеет внутренний и внешний аспекты.
Первый - выражает глубину осознания
индивидом своего собственного «Я»,
меру ответственности, духовности, общественного
долга, обязанности.
Мораль и нравственность - одно
и то же. В научной литературе
и в практическом обиходе они
употребляются как идентичные. Некоторые
аналитики пытаются установить
здесь различия, предлагая под
моралью понимать совокупность
норм, а под нравственностью -
степень их соблюдения, т.е. фактическое
состояние, уровень морали. В данном
случае мы исходим из
Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены.
Единство
религии и морали характеризуется
нормативностью, универсальностью и
общностью. Нормативность заключается
в совокупности определенных норм,
являющихся эталоном и критерием
оценки поведения людей. Универсальность
проявляется в том, что и религия,
и мораль распространяется на все
общественные отношения, и являются
универсальными регуляторами в системе
социальных норм. Общность морали
и религии выражается в одинаковой
оценке ими идеологии, нравственности,
права, политики и иных сфер человеческой
жизнедеятельности.
Взаимодействие
религии и морали проявляется
в их взаимопроникновении и
В условиях кризисного состояния российского общества противоречия между религией и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности. Мораль стала более терпима и снисходительна к ловкачеству, жульничеству, противоправным действиям. Наблюдается общее падение нравов, культуры, совестливости.