Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:00, контрольная работа
В системах социального управления контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.
3
Задание № 1
Каково соотношение понятий «Контроль» и «Надзор», в чем их отличие?
В системах социального управления контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.
Содержание контроля состоит из:
наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации – изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;
анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;
принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов и в том числе пресечения противоправной деятельности в целях недопущения вредных последствий, новых нарушений;
учета конкретных нарушений, определения их причин и условий;
выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других – обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.
Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой. В самой государственной администрации существуют разные организационно-правовые формы внутреннего контроля, среди которых нужно различать осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной власти (органами общей компетенции в отношении подведомственных им органов и внутриведомственный контроль) и субъектами функциональной власти (финансовый контроль и другие виды надведомственного контроля).
По времени осуществления различаются контроль предварительный (например, при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.
Используя разные критерии, необходимо различать контроль
сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация, например) и документальный, внутриведомственный и межведомственный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.
Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т. е. надзор.
Известно, что контроль – атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляя им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, то отграничение контроля от надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за ее последствия.
В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности. Надзор – это суженный контроль.
В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых – важное условие обеспечения безопасности.
Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типа надзора:
судебный;
прокурорский;
административный.
Административный надзор – самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.
Во-первых, властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти.
Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора –обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.
В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.
В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.
В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.
В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания.
Таким образом, административный надзор – надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой – часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.
Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане – прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане – применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.
В системе регулятивного административного надзора можно
выделить две разновидности:
за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;
за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.
Существует еще одна разновидность рассматриваемого
способа административного воздействия – надзор за лицами,
совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.
Задание № 2
Карта сравнительного анализа видов опеки.
Виды опеки
Признаки | Административная опека | Гражданско-правовая опека |
Субъектный состав (в отношении кого устанавливается) | 1) лица слабые по демографическим признакам (сироты, одинокие матери, члены многодетных семей, представители коренных национальностей малочисленных народностей Крайнего Севера и др.) 2) жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий) | 1) малолетние граждане; 2) граждане, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. |
Основания установления опеки | На основании действующих правовых норм между гражданами и соответствующими государственными, муниципальными органами возникают административные правоотношения. Как правило, это связано с заявлением гражданина. По инициативе публичных организаций лицо может быть признано сиротой, гражданином, нуждающимся в недобровольной психиатрической помощи. | Основанием установления опеки над несовершеннолетним являются: -возраст (а также психическое состояние) ребенка; -отсутствие у него родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию; -нуждаемость ребенка в защите интересов и в устройстве в семью или в детское учреждение. Основанием установления опеки над недееспособным является: - признание судом гражданина недееспособным на основании медицинского заключения. |
Кто осуществляет опеку | Осуществляет государство через его органы, служащих и регламентируется административным правом. | Опекун, который назначается органами опеки и попечительства, по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. |
Характер опеки | Социальный | Личный |
Задание № 3.
Гражданин Петров был задержан за разжигание костра на территории заповедника, когда ему предложили дать объяснение, повел себя весьма странно, несколько раз падал на землю, его высказывания носили сумбурный бессвязный характер, инспектор сделал запрос в психиатрический стационар и установил, что Петров страдает хроническим психиатрическим расстройством и стоит на учете в психиатрическом стационаре, в связи с этим производство по делу было прекращено в отношении Петрова как недееспособного лица, поскольку ранее он был признан судом недееспособным, однако при проведении прокурорской проверки данное постановление было опротестовано прокурором.
Что могло послужить основанием для принесения прокурором протеста?
Основанием для принесения протеста могло послужить то, что инспектором не была назначена психиатрическая экспертиза для Петрова на момент разжигания костра в заповеднике. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости.
Список литературы
1) Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник / А.Б. Агапов. – М.: Эксмо, 2007. - 397с.
2) Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин. – М.: Зерцало-М, 1996. - 640с.
3) Бахарах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. - М.: Норма, 2000. - 640с.
4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Омега-Л, 2010. – 342с.
5) Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Ю.М. Козлов. – М.: Юристъ, 2001. - 237с.
6) Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2005. – 496с.
7) Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского. – М.: Норма, 2005. – 616с.
Информация о работе Контрольная работа по административному прву