Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:07, контрольная работа

Описание работы

Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.

Содержание

Введение………………………………………………………….………3
1. Понятие, место и роль административного права в
российской правовой системе ………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………..….8
Список использованной литературы…………………………….………9

Работа содержит 1 файл

Административное право.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

      Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий. Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них, либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

        Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

  1. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

           Административное принуждение охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении государственного управления первостепенное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и другим видам правового принуждения. К ним, например, относятся те меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.

         Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

         В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на пять основных групп:

1)   Административно-предупредительные меры;

2)   Меры административного пресечения;

3) Меры, обеспечивающие производство  по делам об административных  правонарушениях;

4)   Административные наказания;

5)   Административно-восстановительные меры.

        1. На первом месте находятся административно-предупредительные меры. Из названия этой группы мер можно сделать вывод о том, что эти меры административного принуждения (единственные) могут применяться тогда, когда административное правонарушение еще не совершено и они применяются как раз с целью их предупреждения или выявления. Кроме того, эта группа мер может применяться и в связи с государственной необходимостью. Следует отметить, что с помощью рассматриваемых мер административного принуждения, возможно, предупредить абстрактное правонарушение конкретного вида. Конкретность вида предупреждаемого административного правонарушения определяется ситуаций, в которой эти меры применяются. Ситуация должна давать основания реально опасаться совершения административного правонарушения именно этого конкретного вида. К административно-предупредительным мерам административного принуждения относятся следующие меры:

- проверки документов;

- остановка транспортного средства;

- досмотр вещей, личный досмотр (например, в аэропорту);

- медицинское освидетельствование;

- прекращение, ограничение движения транспортных средств и т.д.

        2. Второй группой мер административного принуждения являются меры административного пресечения. Эти меры принуждения применяются на стадии, когда правонарушение непосредственно находится в стадии совершения и с помощью этих мер оно пресекается (откуда можно сделать вывод о том, что применение мер принуждения после окончания правонарушения не может носить пресекательный характер, и эти меры будут относиться к другим группам мер административного принуждения).

         Пресечь правонарушение можно с помощью применения двух видов мер административного пресечения. К одному из них относят меры специального пресечения, к другому – меры процессуального пресечения.

        К мерам специального пресечения относятся меры, содержание которых охватывает применение мер физического воздействия на правонарушителя:

- требование прекратить  неправомерные действия;

- применение физической  силы;

- применение специальных  средств;

- применение оружия.

       Следует отметить, что меры специального пресечения могут применять довольно узкий круг лиц. В связи с тем, что по своему характеру эти меры принуждения являются довольно серьезными, государственно-властными полномочиями по их применению наделен узкий круг милитаризированных государственных служащих. Достаточно отметить в подтверждение сказанного, что единственной мерой государственного принуждения, охватывающей законное лишение жизни человека, сегодня в Российской Федерации является именно мера специального пресечения – применение оружия.

         К мерам процессуального пресечения относятся меры административного принуждения, применение которых непосредственно физического воздействия на правонарушителя не оказывают, но по своему характеру направлены на пресечение правонарушения, непосредственно находящегося в стадии совершения. К таким мерам относятся: доставление; изъятие предметов (частично или полностью изъятых из гражданского оборота и действия, с которыми непосредственно и составляют правонарушение); запрещение эксплуатации транспортных средств и т.д.

        3. После пресечения правонарушения необходимо установить все обстоятельства правонарушения, необходимые для привлечения виновного к ответственности. Для этого законом также предусмотрена в ряде случаев возможность применения мер административного принуждения. Эти меры в Главе 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях называются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цель применения названных мер административного принуждения указана в их названии: обеспечить производство по делу об административном правонарушении. К рассматриваемой группе мер относятся:

- административное задержание (на срок до рассмотрения дела, но не свыше указанного в Кодексе);

- личный досмотр, досмотр  вещей, документов (например, с целью  обнаружения доказательств);

-   изъятие вещей и документов (доказательств) и т.д.

Перечень мер, перечисленных  в ст. 27.1 не является исчерпывающим.

       4. После установления всех обстоятельств дела, на лицо, виновное в совершении правонарушения, налагается санкция за правонарушение (мера ответственности). Эти санкции называются административными наказаниями. Их всего 8 и их список может быть расширен только Кодексом РФ об административных правонарушениях, но не правоприменителем. На данном этапе ограничимся лишь перечислением имеющихся в Кодексе видов административных наказаний:

1) предупреждение; 2) административный  штраф; 3) возмездное изъятие орудия  совершения или предмета административного  правонарушения; 4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения; 5) лишение специального  права; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

         5. И, наконец, в ряде случаев после привлечения лица к административной ответственности, возникает необходимость восстановления нарушенного правонарушением чьего-либо права. С этой целью законодатель также допускает применение мер административного принуждения. Их называют административно-восстановительными. К ним относятся:

- снос самовольно возведенных  строений;

- административное выселение  из самовольно занятого помещения;

- возложение обязанности  возместить причиненный ущерб  (ст. 4.7 КоАП РФ) и т.д.

       Некоторые авторы, отрицая существование административно-восстановительных мер, высказывают аргумент, в соответствии с которым названные меры на самом деле имеют пресекательную сущность и «растворяются» в мерах административного пресечения. Действительно, помимо восстановления нарушенного правонарушением права снос самовольно возведенных строений и административное выселение из самовольно занятого помещения имеют и пресекательную сущность, поскольку направлены и на пресечение длящегося правонарушения, но возложение обязанности возместить причиненный ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ) имеет только одну цель – восстановительную.

         Здесь следует отметить, что одна мера административного принуждения (как в рассмотренном нами выше случае) может одновременно преследовать сразу несколько целей и по этому основанию может быть отнесена одновременно к нескольким группам мер административного принуждения.

      Кроме того, одна и та же мера административного принуждения в различных случаях может быть направлена на достижение различных целей и, таким образом, относиться к различным группам мер административного принуждения. Примером сказанному может служить такая мера административного принуждения как остановка сотрудником полиции транспортного средства. В случаях, когда основанием остановки будет отсутствие на лобовом стекле автомобиля талона о прохождении технического осмотра, эта мера применятся с целью выявления правонарушения и будет отнесена к мерам административно-предупредительным. В случаях, когда основанием остановки будет наличие у транспортного средства явно выраженных серьезных неисправностей определенного вида, целями ее применения будет являться пресечение правонарушения и предупреждение наступления вредных последствий (государственная необходимость). В этих случаях остановка транспортного средства одновременно будет отнесена к двум группам мер административного принуждения: административно-предупредительным и административно-пресекательным. В случаях же, когда транспортное средство будет остановлено непосредственно после совершения его водителем правонарушения, целью ее применения будет являться обеспечение привлечения водителя к соответствующей юридической ответственности. Сама же остановка транспортного средства в данном случае будет отнесена к группе мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Итак, правильное использование метода принуждения органами государственного управления обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

 Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

-     правомерность поведения участников управленческих отношений;

- функционирование и защиту  такого режима, при котором бы  неукоснительно выполнялись правовые  предписания;

- существования устойчивой системы  управленческих отношений, базирующихся  на основах законности.

   Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.

   Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство.

  Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.  
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст.1. 

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 139-ФЗ \\\"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях\\\" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3438. 

4. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2008. – 640 с. 

5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательство \\\"Зерцало\\\", 2000. – 400 с. 

6. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2007. – 320с. 

7. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – М.: Юристь, 2006. – 468 с. 

8. Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 187 с. 

9. Правоохранительные органы: курс лекций / Под ред. В.И. Качалова, ОБ. Качаловой. М.: ОМЕГА, 2005. – 320 с. 

10. Мельников В.А. Административное право Российской Федерации (Общая часть): Учебное пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградской академии МВД России, 2004. -   с.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"