Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:12, контрольная работа
Что понимается под административной опекой, каково ее содержание? Чем она отличается от гражданско–правовой опеки? Каковы субъекты административной опеки?
Задание второе
Как соотносятся понятия «метод государственного управления» и «метод административно–правового регулирования»?
Задание третье
Составьте схему «Административно–правовой статус органа исполнительной власти (элементы)».
Задание первое
Что понимается под административной опекой, каково ее содержание? Чем она отличается от гражданско–правовой опеки? Каковы субъекты административной опеки?
Задание второе
Как соотносятся понятия «метод государственного управления» и «метод административно–правового регулирования»?
Задание третье
Составьте схему «Административно–правовой статус органа исполнительной власти (элементы)».
Задание четвертое
Заполните карту сравнительного анализа видов правовых актов:
Задание пятое
Чем нормативный акт управления отличается от индивидуального?
Задание первое
Одним из ярких проявлений социальной политики государства является установление государственной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи.
Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т. д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат исполнительной власти, и та часть государственной опеки, которая регламентирована нормами административного права, может быть названа административной.
Административную опеку следует отличать от смежных явлений: гражданско-правовой опеки, системы пенсионирования в связи с работой, государственной помощи малому бизнесу. Гражданско-правовая опека связана с вменяемостью, в основном состоит в юридической поддержке, заботе о воспитании, содержании. Она осуществляется физическим лицом-опекуном. А административная опека — система материальной и иной помощи, которая оказывается непосредственно государством через его органы, служащих и регламентируется административным правом.
Основная масса пенсий связана с общественно-полезной деятельностью в прошлом лиц, их получающих (пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, в связи с потерей кормильца). Их размер прежде всего зависит от стажа, характера работы, размера получаемой ранее заработной платы. Эти факторы в рамках административной опеки, как правило, не учитываются. Почти единственное исключение — определение размера пособия безработным, но и здесь помимо этого учитываются многие другие факторы. Что же касается инвалидов детства, одиноких матерей, то их пенсии и пособия — разновидность административной опеки. Последняя, кстати говоря, может осуществляться и в отношении пенсионеров, особенно тех, кто получает небольшие пенсии, достиг 80 лет, является инвалидом. Иными словами, административная опека может быть дополнением к пенсиям.
Содержание государственной помощи (административной опеки) состоит из следующих элементов:
• регулярная или единовременная выплата денежных сумм;
• оказание иной материальной помощи (временное обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги);
• социальное обслуживание (медицинская и санитарная помощь, льготы при поступлении в учебные заведения);
• организационная помощь в трудоустройстве, выборе места жительства, получении необходимых документов, приобретении гражданства Российской Федерации.
Административная опека основывается на ряде принципов:
1) гуманизма;
2) законности;
3) учета материальных, организационных возможностей государства, муниципальных образований;
4) оказания помощи лишь тем, кто в этом нуждается больше всего.
Нормативная база административной опеки в России огромна. Она сложилась, в основном, в первой половине 90-х гг. Ее ядро образуют федеральные законы о занятости, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, психиатрической помощи, сиротах, вынужденных переселенцах, беженцах и др.
Вопросы социальной помощи лицам, пострадавшим от землетрясений, наводнений, в основном регулируются подзаконными федеральными актами: указами Президента, постановлениями Правительства. Ими же конкретизируются федеральные законы, определяются государственные органы и иные организации, обязанные оказывать соответствующую помощь, создаются специализированные учреждения.
На основании действующих правовых норм между гражданами и соответствующими государственными, муниципальными органами возникают административные правоотношения. Как правило, это связано с заявлением гражданина. А по инициативе публичных организаций лицо может быть признано сиротой, гражданином, нуждающимся в недобровольной психиатрической помощи.
Так, не имеющий работы трудоспособный гражданин вправе обратиться за помощью в службу занятости. В этом случае он обязан представить необходимые документы. Государственный орган обязан принять заявление, вправе потребовать предоставления документов и проверить их. Если документы подтверждают притязания гражданина, ему в течение десяти дней могут быть предложены варианты подходящей работы или профессиональной подготовки.
Если по уважительной причине эти предложения не были реализованы или их вообще не могли сделать, служба занятости обязана зарегистрировать лицо в качестве безработного и оказать ему помощь в трудоустройстве. Кроме того, граждане, зарегистрированные в качестве лиц, ищущих работу, имеют право на бесплатную консультацию по профориентации, 'на профессиональную подготовку и переподготовку, на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда.
В 1996 г. был принят Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Он установил этим лицам новые гарантии в области образования, медицинского обслуживания, прав на труд, имущество, жилое помещение и др. В частности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. Они вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование. Если они обучаются во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, то зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются сезонной одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.
С 1 января 1998 г. обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Им до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.
Очевидно, что невозможно рассмотреть хотя бы кратко все варианты административной опеки. Для лучшего понимания системы соответствующих действий, прав и обязанностей сторон следует разобрать типовую схему осуществления административной опеки.
Первая стадия - легализация, признание гражданина лицом, нуждающимся в государственной помощи.
Вторая стадия — реализация программ социальной помощи — безусловно, центральная в этой деятельности, здесь субъектам оказываются все виды помощи, предоставляются все льготы, предусмотренные правовыми нормами.
Третья, заключительная стадия — прекращение административной опеки. Прежде всего это связано со сроком, на который был признан статус лица. Существуют такие варианты. Во-первых, опека назначается на всю оставшуюся жизнь, бессрочно. Во-вторых, опека производится в течение определенного срока или до достижения установленного возраста. В-третьих, опека производится до наступления определенных юридических фактов (устройства на работу, переезда, улучшения здоровья и т. д.). Возможен и четвертый, смешанный вариант: статус опекаемого устанавливается на определенный срок, но он может прекратиться досрочно. В ряде случаев статус может быть прекращен полностью либо помощь может быть уменьшена в связи с нарушением опекаемым своих обязанностей, совершением преступления.
Задание второе
Предмет правового регулирования — главный, но не единственный критерий разграничения системы права Российской Федерации на отрасли права. Они различаются также по методу правового регулирования, по источникам правовых норм, субъектам отрасли права (субъектам правоотношений) и другим признакам.
Приступая к характеристике административно-правового метода регламентации общественных отношений, необходимо предварительно привести ряд важных теоретических положений. Совместная деятельность предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. Любой коллектив, любая социальная организация — это управляемая группа людей. Управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают властеотношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранять.
Администрирование (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства право не может и не стремится устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов. Этим объясняются особенности административно-правового метода регулирования.
Главные признаки метода правового регулирования следующие: каково устанавливаемое правовой нормой юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений и, наконец, как они защищаются.
Можно утверждать, что совместная деятельность разных субъектов может быть обеспечена двумя путями: 1) путем использования власти, преобладания одной воли; 2) путем согласования, договора. Конечно, возможно сочетание команды и договора, но это лишь использование различных методов регулирования поведения людей. Поэтому наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования -- административно-правовой и гражданско-правовой. Их сравнение позволяет лучше выяснить особенности каждого.
Совместная деятельность предполагает сотрудничество. Разные отрасли регулятивного права призваны обеспечить сотрудничество фактически не равных людей, организаций. При этом гражданское право закрепляет принцип правового равенства фактически не равных субъектов.
Административное право — юридическая форма, модель формирования и функционирования государственной администрации. Оно закрепляет юридическое неравенство субъектов властеотношений. Это часто связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть линейным (связи типа «начальник — подчиненный») или функциональным (связи типа «инспектор — контролируемый»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне административной иерархии, не одинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. И не равны полномочия инспекторов, саннадзора, рыбоохраны и др. К тому же их правовое положение в разных ситуациях может изменяться. Например, преподаватель (он же водитель) и студент (он же инспектор таможни).
Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон. В п. 3 ст. 2 ГК РФ говорится: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и иным финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
Конечно, административные правоотношения могут возникнуть из договора, а гражданские — из недоговорных отношений, но административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.
Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности: «Здесь государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного властного регулирования отношений. Здесь она не ставит себя мысленно в положение единственного определяющего центра, а, наоборот, предоставляет такое регулирование множеству маленьких центров.
При административно-правовом регулировании законодатель, руководящий орган исполнительной власти берет на себя роль определяющего центра. Во-первых, нельзя допускать, чтобы субъект административной власти по договору с невластной стороной определял взаимные права и обязанности. Во-вторых, власть должна действовать единообразно в отношении разных субъектов. В-третьих, граждане должны быть равны перед носителями власти.
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"