Контрольная работа по "Административное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

ринципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти, предопределяются современными особенностями организации государственной власти Российской Федерации, закрепленными в Конституции.

Работа содержит 1 файл

администрат.право_контр..doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Тем не менее, сейчас серьезно звучит требование о необходимости укрепления управленческой вертикали. Однако законодательство, а  также подзаконные нормативные акты почти не содержат административно-правовых норм, реально способствующих этому закономерному процессу. Указанная вертикаль, выражающая субординационность связей между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, продолжающаяся вплоть до тех объектов, на которые призвана оказывать повседневное упорядочивающее воздействие, практически просматривается лишь в рамках отдельных, традиционно централизованных отраслей управления (например, оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция, некоторые транспортные комплексы). Одноименные исполнительные органы Российской Федерации и ее субъектов (например, в области здравоохранения, образования) не связаны организационно-правовой соподчиненностью. Кроме того, не фигурируют сейчас в качестве непременного звена единой управленческой системы местные исполнительные органы.

       Учет особенностей управляемых  объектов - принцип управления, учитывающий  современные особенности сферы  государственного управления, в  которой наряду с государственными  объектами функционирует множество негосударственных, в основном коммерческих, структур, включая частные. На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия (ограничение средств прямого управления, развитие начал государственного регулирования и т.п.).

       Гласность предполагает широкое  обнародование через средства  массовой информации процесса  и результатов работы органов  исполнительной власти.

       В числе действующих принципов  называются также: народовластие; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность. Сущность этих принципов, равно как и социально-юридическая значимость, очевидны.

     Рассмотрев  понятие, виды и принципы деятельности органов исполнительной власти, можно  прийти к анализу их действующей системы. Однако в качестве предварительного условия необходимо уяснить роль главы нашего государства - Президента РФ в сфере исполнительной власти.

     Правительство РФ как высший орган исполнительной власти: общетеоретическая и законодательная характеристика.

     Правительство является высшим исполнительным органом  государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в стране и возглавляющим  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" принят 17 декабря 1997 г. (с изменениями и дополнениями).

     Деятельность  Правительства направлена на осуществление  в пределах своих полномочий: организации  исполнения Конституции, законов, указов Президента, международных договоров  России; систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; принятие мер по устранению нарушений законодательства.

     Правительство - коллегиальный орган, состоящий  из Председателя, заместителя Председателя и федеральных министров. В принципе возможно включение в состав Правительства не только федеральных министров, но и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (например, статус федерального министра имеет директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации).

     Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Его освобождение от должности также осуществляется Президентом по собственной инициативе, по заявлению Председателя Правительства об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент уведомляет обе палаты Федерального Собрания об освобождении Председателя Правительства от должности в день принятия решения. Установлено, что освобождение от должности Председателя одновременно влечет за собой отставку Правительства в целом. До назначения нового Председателя Правительства Президент вправе поручить исполнение его обязанностей на срок до двух месяцев заместителю Председателя. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет его заместитель.

     Заместитель Председателя Правительства и федеральные  министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Заместитель Председателя Правительства и федеральные  министры вправе подавать заявления об отставке.

     Полномочия  Правительства широки и многообразны. Одно из основных полномочий связано  с руководством работой федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти, с  контролем за их деятельностью. В  соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Правительство осуществляет руководство рядом министерств, служб и агентств. Они подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство утверждает положения об этих органах, штаты и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок назначения и деятельности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве; утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

     Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве, а также их упразднять.

     В числе общих полномочий Правительства: организация реализации внутренней и внешней политики страны; регулирование  в социально-экономической сфере; формирование федеральных целевых  программ и обеспечение их реализации; реализация предоставленного ему права законодательной инициативы.

     Наиболее  наглядно полномочия Правительства  проявляются в различных сферах социально-экономической жизни страны.

     Так, в сфере экономики Правительство  осуществляет регулирование экономических  процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей и т.п.

     В сфере бюджетной, финансовой, кредитной  и денежной политики Правительство: обеспечивает проведение единой политики в названной сфере; разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и  регулирует налоговую политику; обеспечивает совершенствование банковской системы; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен и т.п.

     В социальной сфере Правительство: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и бедности, обеспечивает их реализацию; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п.

     В сфере образования, науки, культуры Правительство: разрабатывает и  осуществляет проведение единой государственной  политики в области образования, меры государственной поддержки  развития науки и культуры и т.п.

     В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство: организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий и т.п.

     В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью  Правительство: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по охране собственности, общественного порядка, по борьбе с общественно опасными явлениями и т.п.

     В сфере обеспечения обороны и  государственной безопасности Правительство: осуществляет необходимые меры в  указанной сфере; организует оснащение  Вооруженных Сил Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы России; руководит гражданской обороной и т.п.

     В сфере внешней политики и международных  отношений Правительство: обеспечивает представительство Российской Федерации  в иностранных государствах и международных организациях; осуществляет государственное регулирование и государственный контроль внешнеэкономической деятельности и т.п.

     Особенности деятельности Правительства в условиях военного или чрезвычайного положения  определяются федеральными конституционными законами.

     Свои  широкие полномочия Правительство  реализует, в частности, через свои правовые акты.

     На  основании и во исполнение Конституции  РФ, законодательства и нормативных  указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

     При этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим  вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Обе формы правовых актов подписываются Председателем Правительства и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования этих актов считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

     Постановления Правительства, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самим Правительством не предусмотрен иной порядок. Распоряжения вступают в силу со дня их подписания.

     Правовые  акты Правительства могут быть обжалованы в суд.

     Правительство вправе принимать акты, не имеющие  правового характера (например, обращения, заявления).

     Законодательство  о Правительстве значительное внимание уделяет организации его деятельности. Так, специально закреплены полномочия Председателя Правительства по организации  его работы. Он возглавляет Правительство, определяет основные направления его деятельности, организует его работу; представляет Правительство в Российской Федерации и за ее пределами; ведет заседания Правительства; подписывает его акты; распределяет обязанности со своим заместителем, в соответствии с которыми определены сферы непосредственной координации и контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, закрепленные за каждым из них.

     Председатель  Правительства систематически информирует  Президента РФ о работе Правительства, представляет ему предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности членов Правительства, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении. В соответствии с Указом Президента РФ "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20 мая 2004 г. Председатель Правительства и его заместитель осуществляют координацию деятельности федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти.

     Федеральные министры как члены Правительства наделены полномочиями, которые установлены законодательством и указами Президента для руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых эти вопросы отнесены. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и законодательством к полномочиям Президента РФ, и ему.

     Основной  организационной формой деятельности Правительства являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместитель Председателя Правительства и федеральные  министры участвуют в заседаниях лично. При невозможности личного участия информируется Председатель Правительства.

     В заседаниях Правительства вправе участвовать  руководители Генеральной прокуратуры, Центрального банка, Президент Академии наук РФ и иные лица в соответствии с законодательством либо в порядке, устанавливаемом Правительством.

Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"