Контрольная работа по "Адинистративное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Административно-правовая норма - это правило поведения, установленное государством (органом исполнительной власти) с целью регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

Содержание

Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
Административный договор
Административно-правовая норма

Работа содержит 1 файл

Административка ДЗ.docx

— 19.41 Кб (Скачать)

Административно-правовая норма - это правило поведения, установленное  государством (органом исполнительной власти) с целью регулирования  общественных отношений в сфере  государственного управления.

Виды административно-правовых норм

Нормы административного  права подразделяются на ряд групп  в зависимости от своей регулятивной направленности и юридического содержания. Предлагается следующая их классификация.

Центральное место  при этом закономерно отводится  характерному для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих  целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей.

Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав. Это уже динамика управленческих отношений.

Именно на основе норм процессуального административного  права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически  реализуются входящие в компетенцию  губернатора области управленческие действия и т.п.

Следующим видом  классификации административно-правовых норм представляется их классификация  по конкретному юридическому содержанию. Она производна от используемых в  практике административно-правового  регулирования методов. Соответственно различают:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой.

в) уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие административно-правовые предписания, которыми предусматривается  возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий  по своему усмотрению

г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреплены соответствующие средства материального  или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью  обеспечить их должное поведение.

Административный  договор 

Административный  договор — соглашение двух или более субъектов административного права, один из которых всегда является субъектом исполнительной власти. Это многосторонний акт, с помощью которого возникают, изменяются или прекращаются взаимные права и обязанности сторон.

В системе государственного управления административный договор  применяется в хозяйственной, социальной, духовной и административно-политической сферах деятельности государства.

Юридическая природа  административного договора заключается  в том, что он является актом применения норм права, вследствие чего реализуются  конкретные функции исполнительной власти за некоторыми исключениями.

Административный  договор — разновидность публично-правового договора. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом (одностороннее волеизъявление государственного органа власти) и договором частноправового характера. Исполнительная власть для обеспечения своей деятельности использует трудовые и гражданско-правовые договоры.

Субъектом административного  договора выступает государственный  орган, должностное лицо или субъект  с делегированными полномочиями. В административном договоре государственный  орган действует как субъект, который осуществляет исполнительную власть и имеет властные полномочия. Отличие административного договора от гражданско-правового:

1. Обязательным субъектом  административных договорных отношений  выступает орган исполнительной власти (должностное лицо).

2. Участники административного  договора «находятся не в одинаковом  положении», ведь орган управления  содержит властные полномочия  административного характера и  вместе с тем несет определенные  обязательства перед второй стороной. В отличие от него гражданско-правовой  договор — акт, основанный  на соглашении сторон.

3. В административном  договоре обязательно определено, когда, с кем и на каких  условиях он может быть заключен. Тем не менее свобода усмотрения, многовариантный выбор органа управления при заключении административного договора не исключаются. Главное, чтобы он был заключен в пределах компетенции. Это требование служит гарантией против произвола, злоупотреблений.

Правовые  акты управления: понятие, юридическое значение

 Правовые акты  управления являются основной  юридической (административно-правовой) формой реализации задач и  функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие  юридическую природу правового акта управления, следующие:

1) представляет собой  юридический вариант управленческого  решения. Путем его издания  исполнительный орган (должностное  лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий  в процессе его деятельности, в интересах реализации задач  и функций исполнительной власти;

2) издается только  полномочным субъектом исполнительной  власти или государственно-управленческой  деятельности в пределах его  компетенции, определенной действующим  законодательством либо административно-правовыми нормами;

3) это юридически  властное волеизъявление соответствующего  субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение  властная природа государственно-управленческой деятельности;

4) представляет одностороннее  волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими  исполнительную власть в целом;

5) содержит в себе  юридически властное предписание  субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

6) определяет правила  должного поведения в сфере государственного управления;

7) может либо создавать  юридическую основу для возникновения,  изменения или прекращения административно-правовых  отношений (административно-правовые  нормы), либо служит юридическим  фактом, непосредственно порождающим,  изменяющим или прекращающим  конкретные правовые отношения  подобного типа;

8) он подзаконен, т.е. может быть издан полномочным  субъектом исполнительной власти  в соответствии с Конституцией  РФ, другими законодательными актами  в интересах обеспечения их исполнения;

9) занимает определенное  место в иерархической системе  такого рода актов, что означает  соответствие акта данного органа  исполнительной власти (должностного  лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

10) представляет  собой юридическую разновидность  служебных документов, постоянно  используемых в процессе деятельности  исполнительных органов (должностных  лиц). Эти документы (различного  рода справки, отчетные материалы,  докладные записки, удостоверения,  протоколы, акты ревизий и проверок  и т.п.) выражают определенные  обстоятельства, имеющие юридическое  значение, но не превращаются  в правовые акты управления  со всеми присущими им юридическими качествами;

11) как правило,  издается в качестве письменного  юридического документа, но может  быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);

12) с учетом ранее  изложенных его качеств издается  с соблюдением определенных, официально  установленных правил (процедур), предусматривающих  порядок подготовки проекта, его  обсуждения, экспертизы, утверждения  и пр. Общие правила такого  рода, к сожалению, отсутствуют;  существуют правила ведомственного  характера либо предусматривающие  процедуру подготовки и утверждения  управленческих актов применительно  к отдельным органам исполнительной  власти (например, они содержатся  в Регламенте Правительства РФ, в Положении о подготовке проектов  его постановлений и распоряжений);

13) может быть  в установленном действующим  законодательством или подзаконными  административно-правовыми нормами  порядке опротестован или обжалован;

14) в случае несоблюдения  содержащихся в нем юридически  властных предписаний вызывает  особое юридическое последствие  правоохранительного характера,  а именно наступление ответственности  виновной стороны (как правило,  наступает дисциплинарная или  административная ответственность).

 Таким образом,  правовой акт управления есть  основанное на законе одностороннее  юридически властное волеизъявление  полномочного субъекта исполнительной  власти, направленное на установление  административно-правовых норм или  возникновение, изменение и прекращение  административно-правовых отношений  в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

 Правовые акты  управления по масштабности их  действия не ограничиваются сферой  государственного управления. В  ряде случаев с их помощью  регламентируются отдельные стороны  общественных отношений, составляющих  предмет не административного,  а иных отраслей российского  права. В наибольшей степени  это касается финансовых отношений,  частично трудовых, земельных и  др. В частности, именно на их  основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.

 Правовые акты  управления отличаются от актов  судебных органов государственной  власти своим преимущественно  позитивным характером, выражающимся  в том, что с их помощью  организуется процесс функционирования  механизма исполнительной власти  с целью упорядочивающего воздействия  на различные стороны государственной  и общественной жизни. Судебные  акты имеют ярко выраженный  юрисдикционный характер; для управленческих актов юрисдикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управления не могут отменить либо изменить судебные акты, хотя последние такую возможность в их отношении имеют. Наконец, правовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).

Информация о работе Контрольная работа по "Адинистративное право"