Конституция Российской Федерации – основной закон государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит Конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зарождается правовая и политическая система.

Содержание

Введение
Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства
Сущность Конституции РФ
Этапы развития Конституции Российской Федерации
Юридические свойства Конституции
Функции Конституции
Система Конституции
Правовая охрана Конституции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.46 Кб (Скачать)

     Одним из распространенных представлений  является трактовка сущности конституции  как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили  договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается  данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

     Теологическая теория видит сущность конституции  в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что  в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

     Некоторые представители школы естественного  права полагают, что сущность конституции  заключается в воплощении в ней  многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие  конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании  чужого опыта.

     Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

     Марксистско-ленинская  теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей  сущности.

     Конституции можно классифицировать по различным  основаниям.

     В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

     По  способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

     По  форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции.

     По  формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная  конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного  государства: цели объединения субъектов  в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии; унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

     В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

     Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место  в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

     Прежде  всего, необходимо отметить, что Конституция  в современном значении этого  понятия является актом, который  принимается народом или от имени  народа. Характерно, что возникновение  в XVII веке самой идеи о необходимости  такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

     Эта сущностная черта конституции и  поныне признается доминирующей в конституционной  теории и практике. Не случайно конституции  большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

     Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает  и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

     Важной  чертой, характеризующей конституцию  является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые  она регулирует и закрепляет.

     Конституционное воздействие отличается всеохватывающим  характером, чего не имеет никакой  другой нормативный правовой акт. Конституция  затрагивает все сферы жизни  общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя  в этих сферах базовые, фундаментальные  основы общественных отношений.

     Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных  выше сущностных черт и выражаются:

     1) в верховенстве конституции;

     2) в ее высшей юридической силе;

     3) в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

     4) в особой охране конституции;

     5) в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок;

     Этапы развития Конституции  Российской Федерации.

     На  изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления  или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды  и воззрения на государство, право, их общественную роль.

     Потребность в новой конституции в любой  стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического  характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование  нового государственного единства, изменение  формы правления и политического  режима.

     Каждая  новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его  новым содержанием.

     Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные  конституционные идеи пробивали  себе дорогу в борьбе с доктриной  самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий  основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях  либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов  в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.

     Сторонниками  конституционного правления были представители  наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством  конституционных реформ осуществить  переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения  власти монарха народным представительством. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести "План государственного преобразования" графа М.М. Сперанского (1809) и "Государственную уставную грамоту Российской империи" Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой".

     Интерес представляют конституционные воззрения  декабристов, выраженные в "Русской  правде" П.И. Пестеля и конституционном  проекте Н.М. Муравьёва, а также "Манифесте  к русскому народу" Северного  общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства  признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному  монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода  слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

     Однако  прогрессивные идеи конституционных  преобразований в России того времени  остались нереализованными, так как  не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение  царской власти.

     Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться  на свет из-за его убийства.

     Первым  шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем  принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную  Думу - первый русский парламент  с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных.

     Конституционное значение имели "Учреждение Государственной  Думы" от 20 февраля 1906 года; Указ "О  переустройстве учреждения Государственного совета" от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

     Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский  отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный  строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный  процесс, начавшийся в дооктябрьской  России, был прерван Октябрьской  революцией 1917 года.

     Конституционные акты послеоктябрьского периода  в России базировались на утопических  представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой  победы социализма во всех странах  и установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры  пролетариата. Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

     Первая  Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон  государства переходного периода  от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом  закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось  всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

     Вторая  Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в  стране, происшедшее в связи с  окончанием гражданской войны и  образованием СССР. Эта Конституция  юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик".

     Третья  Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года , вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила  завершение строительства основ  социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система  и компетенция высших и местных  органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

     Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась  в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного  социалистического государства.

Информация о работе Конституция Российской Федерации – основной закон государства