Конституционный суд Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. История формирования конституционного судопроизводства в России...5
2. Основы деятельности конституционного суда............................................11
2.1. Структура и организация деятельности Конституционного Суда……....13
2.2. Принципы деятельности Конституционного Суда ……...………………..17
2.3. Полномочия Конституционного Суда.……………………………....….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Работа содержит 1 файл

Реферат по Судебной власти 4курс 2семестр.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Деятельность  Конституционного суда в восприятии ее как российской, так и американской общественностью во многом проходила  через призму «дела КПСС». Кроме дела коммунистической партии, самой значительной акцией Конституционного Суда несомненно было решение, дающее отрицательную правовую оценку некоторым действиям президента Ельцина. В своем первом решении, в январе 1992 г., суд провозгласил неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине 1992г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это «дело века» получило подробное освещение как в национальных, так и в международных средствах массовой информации.

     24 декабря 1993 г. Указом Президента  РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991 г. отменен  и работа над проектом нового  Закона о Конституционном Суде  РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после  одобрения Федеральным Собранием  и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основы деятельности конституционного суда.
    1. Структура и организация деятельности Конституционного Суда

     В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

     Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

     В пленарном заседании Конституционный  суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела. которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

- Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

- Толкование Конституции Российской Федерации;

- Вынесение  заключений о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

- Утверждение посланий Конституционного суда;

- Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

     В ходе пленарных заседаний Конституционный  суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря  Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

     В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

- федеральных  законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

- законов  и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ и совместному ведению  органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

- договоров  между органами государственной  власти России и органами государственной  власти субъектов РФ, а также  договоров между органами государственной  власти самих субъектов Российской Федерации;

- не  вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

     В заседаниях палат Конституционный  суд России решает также споры  о компетенции:

- между  федеральными органами государственной  власти;

- между  органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов;

- между  высшими государственными органами  субъектов Российской Федерации.

     Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

     В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей  избирается Председатель - сроком на три  года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

     Председатель  Конституционного суда РФ выполняет  следующие функции:

- руководит  подготовкой пленарных заседаний  Конституционного суда, созывает  их и заседательствует на них;

- вносит  на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

- представляет  Конституционный суд в сношениях  с государственными органами  и организациями; выступает от  имени Конституционного суда;

- осуществляет  общее руководство аппаратом  Конституционного суда.

     Председатель  Конституционного суда издает приказы  и распоряжения Суда.

     В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление  некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также  обязанностей, возложенных на него Судом.

     Судья-секретарь  Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих  органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и  информирует Суд об их исполнении и т.д.

     После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно  выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат  судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

     Вторая  часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями. Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

     При Суде действует также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд  принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок  определения персонального состава  палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.

     Говоря  об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть  о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские юристы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только со взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.

    1. Принципы деятельности Конституционного Суда

  В своей деятельности Конституционный  суд Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

1. Независимость.

     Судьи Конституционного Суда Российской Федерации  независимы и руководствуются при  осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации  и настоящим Федеральным конституционным законом.

     В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают  в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных  или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

     Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую  Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

     Судьи Конституционного Суда Российской Федерации  принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие  на свободу их волеизъявления. Они  не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

     Конституционный суд сегодня, в отличие от ранее  действовавшего законодательства, независим  в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного суда производится за счет федерального бюджета, что обеспечивает возможность осуществления независимого конституционного судопроизводства в полном объеме. Для обеспечения деятельности Конституционного суда федеральный бюджет выделяет отдельной статьей средства, которыми Суд распоряжается самостоятельно, причем смета его расходов не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим годом.

     Заметим, что в соответствии с ранее действующим законодательством Конституционный суд России материально во многом зависел от других ветвей власти и, прежде всего, от президентских структур. Это, естественно, очень подрывало столь важную основу деятельности суда как финансовая независимость.

     Конституционный суд независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей  работы. Имущество, которым он пользуется в процессе осуществления своих  функций, является федеральной собственностью.

     Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных законом, не допускается.

Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации