Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:24, курсовая работа
В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.
Введение. 2
Глава 1. История возникновения и развития Конституционного Суда РФ. 3
Глава 2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ. 8
2.1 Полномочия. 8
2.2. Состав и порядок образования. 15
Глава 3. Организация работы, аппарат Конституционного Суда РФ. 17
3.1. Организация работы. 17
3.2. Аппарат. 22
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма и юридическое значение. 24
Глава 5. Практика Конституционного Суда РФ. 28
Заключение. 36
Список использованной литературы. 38
Российской
------------------------------
15 июня по делу о проверке конституционности
1995 г. части второй статьи 213 КЗоТ
город
Москва Российской Федерации в связи с
жалобами граждан Г.И.Шульженко и С.А.Мазанова
.
Конституционный
Суд РФ в составе
с участием гражданина Г.И.Шульженко, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд РФ, руководствуясь ст.125 (часть 4) Конституции РФ, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части второй статьи 213 КЗоТ РФ.
Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", явились жалобы граждан Г.И.Шульженко и С.А.Мазанова на нарушение их конституционных прав примененной судами в их делах нормой части второй статьи 213 КЗоТ РФ.
Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ содержание нормы части второй статьи 213 КЗоТ РФ, ограничивающей оплату вынужденного прогула при незаконном увольнении годичным сроком.
Учитывая, что жалобы Г.И.Шульженко и С.А.Мазанова касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд РФ в соответствии со ст.48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" соединил указанные жалобы в одном производстве.
Заслушав
выступление судьи-докладчика Н.В.Селезнева,
объяснения Г.И.Шульженко, изучив представленные
материалы, Конституционный Суд
РФ
установил:
1.
Граждане Г.И.Шульженко и С.А.
Эти
жалобы послужили поводом к
2.
Как установлено
5.
Вместе с тем в ходе
На
основании изложенного и
определил:
1.
Признать,что постановление
2.
Прекратить производство по
3.
Федеральному Собранию РФ
4. Права граждан, обратившихся в Конституционный Суд РФ с жалобами, в связи с которыми было вынесено постановление от 27 января 1993 года, в соответствии со статьями 46 и 53 Конституции РФ подлежат защите в судах общей юрисдикции.
5. Определение по данному делу окончательно и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
6.
Настоящее определение
Председательствующ
- судья Конституционного
Суда РФ Т.Г.Морщакова
Особое мнение
судьи Конституционного Суда РФ
А.Л.Кононова
------------------------------
по
делу о проверке конституционности
части 2 статьи 213 КЗоТ РФ в связи с жалобами
граждан Г.И.Шульженко и С.А.Мазанова.
Решение
Конституционного Суда по данному вопросу
крайне противоречиво как в
По мнению Конституционного Суда вопрос о конституционности статьи 213 КЗоТ РФ в части ограничения годичным сроком выплаты компенсации за вынужденный прогул по вине работодателя (в решении неточно: "о размерах компенсации") по своему характеру и значению не относится к числу неконституционных. Суд не привел каких-либо доводов в обосновании этого утверждения и не опроверг , таким образом, заявление стороны, что применением обжалуемого закона были нарушены ее основные конституционные права.
Вместе с тем Конституционный Суд признал "сохраняющим свое значение юридически и фактически" (т.е., надо понимать и в части юридической аргументации) собственное решение от 27.01.93 г. по жалобам тех же граждан в котором признавалось несоответствующей Конституции РФ 1978 г. ( в ред. от 21 апреля 1992г.) практика применения все того же положения ст.213 КЗоТ. Суд не указал, почему в то время это положение, закрепленное в правоприменительной практике по его же оценке затрагивало конституционный уровень защиты прав граждан, а к моменту рассмотрения настоящего дела - нет, и что именно изменилось в правовом регулировании, что дает основание это утверждать.
Анализ аргументов , изложенных в Постановлении Конституционного Суда от 27.01.93 года, позволяет сделать вывод, что действовавшие в то время конституционные принципы и нормы не изменились таким коренным образом, что в них исчезли критерии для ответа на поставленный теперь перед Конституционным Судом вопрос, тем более что в основе их лежат одни и те же общепризнанные принципы и нормы международного права.
Так, в постановлении от 27.01.93 Конституционный Суд признал, что ограничения возмещения ущерба за вынужденный прогул определенным сроком оплаты противоречат общеправовым принципам справедливости , юридического равенства, гарантированости государством прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их произвольных ограничений, а также принципам договорных отношений. Очевидно, что все эти принципы сохраняют свое значение и сегодня, а конкретные положения ст.14,31,32,33,34, части первой ст.35, ст.53 и 67(2) Конституции РФ в редакции от 21.04.92 соответствует аналогичным положениям статей 2,7,17,19(1), 21(1),37(1 и 3), 53, 55(3) ныне действующей Конституции.
Таким
образом у Конституционного Суда
имелись все основания для признания
ограничения компенсации за вынужденный
прогул по вине работодателя определенным
сроком оплаты не соответствующим Конституции
РФ.37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успех молодой Российской демократии не будет зависеть от наличия или отсутствия Конституционного суда. В России пока нет многих других элементов демократической системы, которые имеют важное значение. Тем не менее среди непременных условий функционирования демократической системы впервые появился механизм, обеспечивающий эффективную защиту конституционных прав и свобод, в то время как замороженная в течение 70 лет авторитарность Советской власти препятствовала развитию институтов, способных выполнять подобную задачу. Российский Конституционный суд является истинно юрисдикционным органом, способным выносить окончательные и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была чересчур осторожной, то сейчас налицо ряд положительных итогов. Суд показал, что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение власти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением. 38
Конституционный Суд - важный элемент политической системы Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.39
Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что
Конституционный
Суд РФ - это не только судебный орган,
но и такой конституционный орган, которому
предоставлено право в установленных
Конституцией и законом форме и пределах
осуществлять контроль над органами законодательной
и исполнительной власти, а в опосредованном
виде - и над иными судебными органами,
и в данном смысле он сам представляет
высшую государственную власть. Этим качеством
обусловлена интегрирующая роль Конституционного
Суда как гаранта политического мира в
обществе и государстве и хранителя долгосрочных
конституционных ценностей. 40
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный
конституционный закон "О