Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 13:54, курсовая работа
Описание работы
Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.
Содержание
введение 1. Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды 2. Субъекты конституционно-правовых отношений 3. Объекты конституционно-правовых отношений ЗАКЛЮЧЕНИЕ библиография
Отличительной
особенностью конституционно-правовых
конкретных отношений
является то, что
их субъекты, стороны
неравноправны. В
конституционно-правовых
конкретных отношениях
действует принцип власти
и подчинения. При этом
один и тот же субъект
конституционного права
в разных отношениях
может как иметь власть,
так и быть стороной
подчиненной. Так, внесение
депутатом Государственной
Думы в палату проекта
закона влечет возникновение
между ними конституционно-правовых
отношений, а приход
избирателя на избирательный
участок в день выборов
порождает конституционно-правовые
отношения между этим
избирателем и участковой
избирательной комиссией.
Соотношение
названных трех групп
правоотношений имеет
важное значение для
позитивного конституционного
права. Трудно доказать
или оспорить распространенный
в литературе тезис
о том, что большинство
конституционно-правовых
норм порождает конкретные
правоотношения, так
как никто не считал
ни количества конституционно-правовых
норм, ни тем более количества
правоотношений.
Можно
констатировать как
благоприятную тенденцию
к безусловному увеличению
числа конкретных
конституционно-правовых
отношений за последние
годы, что связано
в первую очередь
с развитием парламентаризма,
конституционного судопроизводства
и институтов выборов,
референдума. Однако
продолжает оставаться
высоким удельный вес
общих конституционных
правоотношений. Поскольку
их содержание может
меняться весьма значительно
в пределах одной и той
же правовой формы, постольку
избыток общих конституционных
правоотношений не способствует
повышению эффективности
конституционного права.
И
здесь необходимо
затронуть проблему
соотношения конституционно-правовых
отношений, с одной
стороны, и отношений
политических, с другой
стороны. Преобладающей
до настоящего времени
в общественном мнении
является позиция, в
соответствии с которой
право это только формы
и методы организации
названных выше отношений.
Следует
согласиться с
выводом о том,
что конституционные
правоотношения имеют
высокий политический
потенциал. Вывод этот
относится к правоотношениям,
которые порождены собственно
Конституцией РФ. Однако
он в значительной мере
справедлив применительно
ко многим конституционно-правовым
отношениям, которые
предстают как юридическая
форма политических
отношений. Поэтому
неправомерны попытки
ни противопоставления
этих отношений, ни подчинения
конституционно-правовых
отношений отношениям
политическим. Практически
любое конституционное
правоотношение имеет
политическое значение,
которое, разумеется,
нередко будет различно
для разных политических
сил. Проблема не в том,
чтобы деполитизировать
конституционно-правовые
отношения, что в принципе
невозможно, а в том,
чтобы подчинить им
политические отношения.
Если правящей партии
необходимо решение,
выходящее за рамки
дозволенного действующим
конституционным правом,
то до принятия такого
решения необходимо
либо изменить правовое
регулирование, либо
признать недопустимость
подобного решения как
в принципе неправового
и отказаться от изменения
конституционного законодательства
и права. К сожалению,
история России и современная
действительность полны
примеров преобладания
политических подходов
над правовыми.
К
числу других особенностей
конституционно-правовых
отношений нужно отнести
переплетение их с другими
правоотношениями в
реальных общественных
отношениях. Например,
в ходе выборов возникают
преимущественно конституционно-правовые
отношения. Однако процесс
и результаты выборов
обеспечиваются также
и иными правоотношениями:
трудовыми, гражданско-правовыми,
административно-правовыми.
Конституционно-правовые
отношения имеют
нередко своим
объектом самые высокие
или достаточно высокие
социальные ценности:
основные права и
свободы человека,
целостность государства,
суверенитет и т.д.
Таким
образом, если максимально
кратко сформулировать,
в чем сущность
конституционно-правовых
отношений, то можно
сказать следующее:
ими является та часть
общественно-политических
отношений, которые
возникают, изменяются,
прекращаются в результате
действия норм конституционного
права.
Для
того, чтобы конституционно-правовые
отношения могли
возникнуть, недостаточно
наличия только норм
права - Конституции,
конституционных
законов и других
источников. Необходимо
наличие субъекта
конституционно-правовых
отношений, необходим
объект конституционно-правовых
отношений, необходимо
основание возникновения
конституционно-правовых
отношений, т.е. элементами
конституционно-правовых
отношений являются
субъекты, объекты и
то, что в праве называется
юридические факты.
2.
Субъекты конституционно-правовых
отношений
Субъекты
конституционного права -
это лица, либо органы,
либо общественные формирования,
между которыми возникают
конституционно-правовые
отношения. Это, иначе
говоря, стороны, между
которыми эти отношения
происходят. В отличие
от других отраслей
права, скажем, от гражданского
права, конституционно-правовые
отношения никогда не
могут возникнуть между
двумя гражданами или,
иначе говоря, физическими
лицами. Наиболее характерной
чертой конституционного
права является то обстоятельство,
что практически всегда
одним из субъектов
выступает государство.
То есть, всегда одним
из субъектов выступает
государство в виде
какого-либо органа
или должностного лица.
Кстати говоря, поэтому
конституционное право
может называться и
очень часто называется
государственным правом.
Классификация
субъектов конституционного
права - вопрос достаточно
неоднозначно определенный
в науке. Есть много
вариантов классификации
субъектов конституционного
права. Не останавливаясь
подробно на всех этих
вариантах, мы предлагаем
следующую классификацию
субъектов конституционно-правовых
отношений. Субъект
номер один - это государство
и его органы, т.е. парламент,
глава государства,
глава правительства
или правительство как
коллегиальный орган,
парламентские комиссии
и другие государственные
органы, обладающие
властными полномочиями.
Номер
два, хотя этот субъект
может быть назван
и номером один, -
это субъект, который
в демократическом
государстве всегда
является источником
власти, т.е. народ, нация
или избирательный корпус.
Эти три термина применяются
отдельно, но они могут
применяться также и
как синонимы, потому
что понятие «народ»
может быть применено
в географическом смысле,
не политическом; понятие
«нация» может быть
применено в этническом
смысле; «избирательный
корпус» - это специфический
термин, обозначающий
избирателей. Но, применяя
все три определения,
мы имеем в виду одно
и то же - правоспособные
и дееспособные граждане
каждого государства,
которые принимают активное
участие в политической
жизни, т.е. это также
такой субъект, без которого
не может существовать
государство, это субъект
конституционного права,
который обслуживается
государством в демократическом
обществе.
К
третьей группе субъектов
конституционного права
следует отнести
политические партии.
Политические партии
в современном мире -
это такой элемент, без
которого невозможно
существование государства.
Безусловно, также в
качестве субъекта следует
назвать такое общественное
формирование, которое
по нашим традициям
называется «общественные
организации», на западе
эти общественные формирования,
чаще всего, называются
«союзы и ассоциации».
Т.е. это не политические
в чистом виде организации,
а организации, которые
принимают участие в
политической жизни:
союзы предпринимателей,
профессиональные союзы
и т.д.
Безусловно,
субъектом конституционного
права являются территориальные
образования, такие,
как составные
части федеративного
государства, субъекты
федерации, например,
штаты в США, кантоны
в Швейцарии, земли
в ФРГ. А также
отдельно в качестве
субъекта можно назвать
автономные единицы,
обладающие определенным
юридическим и политическим
статусом.
Например,
такие единицы, как
Андалусия, Галисия,
Каталония в Испании.
В
качестве субъектов
выступают органы
местного самоуправления,
например, муниципалитеты
городов, мэры городов,
городские советы. Естественно,
они в качестве субъектов
выступают редко, но
все же такие ситуации
бывают. Например, ряд
органов местного самоуправления
в некоторых государствах
образуют верхнюю палату
парламента, т.е. избирают
членов этой верхней
палаты.
В
качестве субъекта конституционного
права следует
назвать судебные
органы. Судебные органы,
безусловно, выполняют
определенные, характерные
для них обязанности,
т.е. осуществляют правосудие
в сфере гражданского,
уголовного права. Но
в ряде случаев судебные
органы участвуют в
государственно-правовых
отношениях и являются
субъектами конституционного
права. Например, в тех
случаях, когда суды
выступают в качестве
органов конституционного
надзора и признают
нормативные акты неконституционными.
Также суды, в тех случаях,
когда они имеют право
законодательной инициативы
и вносят какие-то законодательные
предложения, безусловно,
являются субъектами
конституционного права.
Следующая
группа субъектов
конституционного права
очень часто объединяется
одним термином «физические
лица». Хотя этот термин
скорее относится к
гражданскому праву,
но он иногда употребляется
и в конституционном
праве, и под ним в конституционном
праве понимаются граждане,
иностранцы и лица без
гражданства (апатриды).
Эта категория субъектов
не так уж часто вступает
в конституционно-правовые
отношениях, и эти случаи
достаточно легко назвать.
Граждане вступают в
конституционно-правовые
отношения в процессе
выборов, в случаях участия
в референдумах, плебисцитах.
Иностранцы и апатриды
вступают в конституционно-правовые
отношения в тех случаях,
когда они обращаются
в компетентные государственные
органы с просьбой о
принятии их в гражданство.
В
некоторых странах
субъектом конституционного
права выступают
религиозные конфессии,
как правило, те конфессии,
которые являются господствующими
в данной стране. Например,
в Иране лидером государства,
т.е. наиболее важным
должностным лицом признается
глава господствующей
религии. Он носит титул
имама (употребляется
также термин - факих),
и, фактически, это более
значительное должностное
лицо, чем существующий
параллельно и избираемый
народом президент страны.
В Великобритании главой
англиканской церкви
является глава государства
- монарх. В настоящее
время это королева
Елизавета II. В Палате
лордов есть, так называемые,
духовные лорды, т.е.
епископы, возглавляющие
ряд наиболее известных
и значительных церковных
приходов.
У
субъектов права,
обычно, называют такие
их характеристики,
как правоспособность
и дееспособность, т.е.
способность иметь права
и обязанности и реальная
возможность самостоятельно
их осуществлять. Категории
правоспособность и
дееспособность, чаще
всего, употребляются
в отношении физических
лиц. Говоря об органах,
чаще применяется термин
«компетенция» или «правомочия».
Для того, чтобы субъекты
любой отрасли права,
в том числе конституционного,
могли вступать в урегулированные
правом отношения, они
должны обладать правоспособностью
и дееспособностью,
либо должны быть наделены
определенными полномочиями,
обладать компетенцией.
То есть, иначе говоря,
они должны обладать
соответствующим правовым
статусом. В тех случаях,
когда они необходимым
правовым статусом не
обладают, это служит
препятствием для вступления
в конституционно-правовые
отношения.
Наиболее
важные права и
обязанности, т.е. полномочия,
компетенция государственных
органов закреплены
в конституциях, а
также в иных наиболее
важных источниках права -
конституционных
законах, органических
законах и других
писаных нормах права.
Субъектами
российского конституционного
права являются возможные
участники общественных
отношений, наделенные
правоспособностью
и компетенцией, в
силу чего они приобретают
основания реализовывать
в конституционно-правовых
отношениях свои возможности.
Поскольку
круг участников конституционно-правовых
отношений широк,
то возникает необходимость
объединения их в
следующие группы:
1.
Многонациональный
народ Российской
Федерации, нации,
этнические общности (народности).
Исключительность
статуса народа как
субъекта конституционно-правовых
отношений обусловлена
тем, что он является
носителем суверенитета
и единственным источником
власти в России (ст.3
Конституции РФ).
Права
образовывать представительные
органы государственной
власти, участвовать
в выборах Президента
РФ, выражать свою волю
путём референдума относятся
к исключительному ведению
народа.
Нации,
этнические общности
могут вступать в
конституционно-правовые
отношения как
между собой, так
и с органом
государственной
власти по поводу национальной
государственности,
по иным вопросам, затрагивающим
их интересы.
2.
Государство - Российская
Федерация; субъекты
в составе Российской
Федерации (республики,
края, области, города
федерального значения,
автономная область,
автономные округа).
В
общественных отношениях,
регулируемых нормами
конституционного права,
государству принадлежит
особая роль. Оно выступает
в качестве регулятора
общественных отношений,
прежде всего, как носитель
правотворческой власти.
Указанные
субъекты могут участвовать
в конституционно-правовых
отношениях непосредственно
или через государственные
органы, выступающие
от их имени.
3.
Административно-территориальные
единицы (районы,
города, районы в
городах, поселки).
Административно-территориальная
единица, это не только
географическое, но
и политическое образование,
основу которого составляет
население. Именно население,
формируя органы местного
самоуправления, придает
административно-территориальной
единице черты политического
образования, выступающего
в качестве субъекта
права. Своеобразным
субъектом права выступают
избирательные округа.
Через них реализуется
право избирателей представительствовать
в органах государственной
власти.