Классификация административно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:37, доклад

Описание работы

Административно-правовые отношения классифицируются по многим
критериям.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:
основные и неосновные.

Работа содержит 1 файл

Классиф. адм- правов отнош.docx

— 16.36 Кб (Скачать)

Виды административно-правовых отношений

      Административно-правовые   отношения   классифицируются   по    многим

критериям.

      Первоначально выделяются две  группы  административных  правоотношений:

основные и неосновные.

      а) отношения, непосредственно  выражающие основную формулу  управляющего

воздействия  (субъект-объект),  в  которой  отчетливо проявляется властная

природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить  как

властеотношения; иногда они именуются как основные;

      б) отношения, складывающиеся  за рамками  непосредственно   управляющего

воздействия  на  тот  или  иной  объект,  но  органически  связанные  с  его

осуществлением; характеризующиеся  как неосновные правоотношения;

      Первые из названных выражают  сущность  управления,  вторые  связаны  с

этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым  можно  отнести  отношения

между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма  исполнительной  власти,

между  должностными  лицами-руководителями  и  подчиненными  им  по   службе

работниками административно-управленческого  аппарата, между  исполнительными

органами  (должностными  лицами)   и   гражданами,   несущими   определенные

административно-правовые обязанности и т.п.

      Вторая  группа  характеризуется   тем,  что  такие  отношения   хотя   и

возникают непосредственно  в сфере  государственного  управления,  однако  не

преследуют  целью  непосредственное  управляющее  воздействие  субъекта   на

управляемый  объект.   К   примеру,   отношения   между   двумя   сторонами,

функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между

собою соподчиненностью. Так два министерства  могут  вступать  в  отношения,

связанные  с  необходимостью  подготовки  совместного  правового  акта   или

согласования взаимных управленческих вопросов и т.д.

      Иногда выделяют субординационные  и  координационные  административно-

правовые отношения.

      Субординационными  называют  те  отношения,   которые   построены   на

авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта  управления.

Координационными  связями называют те,  в  которых  названная  авторитарность

отсутствует.

      Координация входит  в  перечень  основных  проявлений  государственно-

управленческой  деятельности,  т.е.  фактически  совпадает  с  ее  юридически

властными  проявлениями.  К   примеру,   Министерство   природы   Российской

Федерации координирует  деятельность  министерств  и  ведомств  по  вопросам

охраны окружающей природной среды, причем принимаемые  этим  органом  решения

обязательны для  иных исполнительных органов Российской Федерации.[8]

      Наиболее    значительный    интерес     представляет     классификация

административно-правовых отношений по юридическому характеру  взаимодействия

их участников.  Таким  образом,  выделяются  вертикальные  и горизонтальные

правоотношения.

      Вертикальными  признаются  правоотношения,   которые   выражают   суть

административно-правового  регулирования  и  типичных  для   государственно-

управленческой  деятельности  субординационных  связей  между  субъектом   и

объектом управления. Часто они  возникают  между  соподчиненными  сторонами.

Властной стороной выступает соответствующий  субъект  исполнительной  власти

(исполнительный  орган, орган государственного  управления).

      Горизонтальными административно-правовыми  отношениями признаются те, в

рамках  которых стороны фактически  и юридически   равноправны.   В   них

отсутствует юридически властные  веления  одной  стороны,  обязательные  для

другой. Такие отношения  в  сфере  государственного  управления  встречаются

довольно  редко,  по  сравнению  с  вертикальными.   Разновидностями   таких

отношений могут  служить действия нескольких органов  по подготовке и  изданию

совместного решения, соглашения (административные договоры)  между  ними  по

организационным вопросам.

      По    составу    участников    правоотношения    подразделяются     на

внутриаппаратные   и   внеаппаратные.   Во    внутриаппаратных    отношениях

соответствующие юридические нормы закрепляют систему  органов  исполнительной

власти, организацию  службы  в  них,  компетенцию  органов  и  служащих,  их

взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной  работы  в государственных

органах.   Такого   рода   управленческие   отношения   выражают    интересы

самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху  донизу,  а  также

каждого ее звена. Сторонами в  них  выступают  соподчиненные  исполнительные

органы и их структурные подразделения, а также  должностные  лица.  Сюда  же

можно отнести  отношения органов  исполнительной  власти  с  подчиненными  им

организациями, а  также  отношения  администраций  организаций,  деятельность

которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.)  с

их служащими, учащимися  и т.д.

      Во втором случае выступают   отношения,  связанные  с   непосредственным

воздействием на объекты, не входящие  в  систему  (механизм)  исполнительной

власти (например, на  граждан,  на  общественные  объединения,  коммерческие

структуры, включая  частные).  В  принципе  это  и  отношения  по  управлению

государственными  предприятиями и  учреждениями,  так  как  они  не  являются

субъектами исполнительной  власти.  Вторая  сторона  такого  рода  отношений

фактически выступает  в роли “третьего лица”.

                                

Информация о работе Классификация административно-правовых отношений