Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:37, доклад
Административно-правовые отношения классифицируются по многим
критериям.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:
основные и неосновные.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются по многим
критериям.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:
основные и неосновные.
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего
воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная
природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как
властеотношения; иногда они именуются как основные;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего
воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его
осуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения;
Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны с
этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношения
между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти,
между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе
работниками административно-
органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные
административно-правовые обязанности и т.п.
Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и
возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не
преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на
управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами,
функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между
собою соподчиненностью. Так два министерства могут вступать в отношения,
связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или
согласования взаимных управленческих вопросов и т.д.
Иногда выделяют
правовые отношения.
Субординационными называют те отношения, которые построены на
авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления.
Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность
отсутствует.
Координация входит в перечень основных проявлений государственно-
управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически
властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской
Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам
охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения
обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.[8]
Наиболее значительный интерес представляет классификация
административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия
их участников. Таким образом, выделяются вертикальные и горизонтальные
правоотношения.
Вертикальными признаются правоотношения, которые выражают суть
административно-правового регулирования и типичных для государственно-
управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и
объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами.
Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти
(исполнительный орган, орган государственного управления).
Горизонтальными
рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них
отсутствует юридически властные веления одной стороны, обязательные для
другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются
довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких
отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию
совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по
организационным вопросам.
По составу участников правоотношения подразделяются на
внутриаппаратные и внеаппаратные. Во внутриаппаратных отношениях
соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной
власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их
взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных
органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы
самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также
каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные
органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же
можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им
организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность
которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с
их служащими, учащимися и т.д.
Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным
воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной
власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие
структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению
государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются
субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений
фактически выступает в роли “третьего лица”.
Информация о работе Классификация административно-правовых отношений