Юридические факты в административном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущность юридических фактов в административном праве.

Какие социальные обстоятельства могут и должны иметь юридическое значение? Как из массы важных и второстепенных признаков социальной ситуации выбрать именно те, которые должны стать юридическими фактами?

Для ответа на эти вопросы в курсовой работе сформулированы следующие задачи:

- установление понятия юридического факта;

- рассмотрение функций и значения юридического факта;

- изучение классификации юридических фактов;

- исследование дефектности юридических фактов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ ………………….………5

1.1 Понятие юридического факта…………………………..………….………..5

1.2 Функции и значения юридических фактов…………………………….….7

ГЛАВА 2. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ……..……………………………………………………………………10

2.1 Классификация юридических фактов……………….…………………..….10

2.2 Сложные юридические факты и фактические составы…………….……18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………………………………...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..….…29

Работа содержит 1 файл

Юридические факты в административном праве.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Индивидуальное  регулирование приводит к тому, что в процесс правового регулирования «подключаются» фактические обстоятельства, которые не определены с достаточной отчетливостью в нормах права. Эту группу фактических обстоятельств можно назвать индивидуально-определяемыми или относительно-определенными фактами.

     Индивидуально-определяемые факты имеют юридическое значение для наступления правовых последствий – возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Их особенность заключается в том, что они требуют не только установления, как любые юридические факты, но еще и конкретизации со стороны правоприменительного органа. 

     2. 3 Дефектность юридических фактов

     В процессе установления юридических  фактов нередко обнаруживается, что  они имеют различного рода недостатки, дефекты. В одних случаях эти дефекты связаны с содержанием юридического факта (отсутствие необходимого стажа и т.п.), в других – с внешней формой его выражения и закрепления (например, дефект в документе, удостоверяющем стаж).

     Уже в римском праве можно найти немало суждений по поводу дефектов воли и волеизъявлений при заключении сделок. Одновременно римское право требовало строжайшего соблюдения установленного порядка при совершении юридических действий.

     Различают абсолютную и относительную дефектность юридического факта. Абсолютная означает, что социальное обстоятельство вообще теряет юридическое значение, не может использоваться как юридический факт. Относительная — это дефектность только данного правоотношения. Она не исключает юридической роли факта в других правоотношениях. Так, непризнание стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях, не исключает использования этого юридического факта для назначения пенсии в общем порядке11.

     Необходимо  разграничивать дефектность самого юридического факта и дефектность доказательств о нем. Суд или другой правоприменительный орган вправе отвергнуть доказательство, если оно отягощено теми или иными дефектами и вызывает сомнения в истинности. Заключение эксперта, например, не может быть принято как доказательство, если оно неполно и противоречиво, не содержит глубокого анализа объективных данных. Однако дефектность одного из доказательств не исключает, как правило, представления иных доказательств, не свидетельствует о дефектности самого социального обстоятельства (юридического факта), доказываемого в правоприменительном процессе.

     Дефектность юридического факта не следует смешивать также с его неправильной юридической оценкой (квалификацией). Если первое – недостаток самого юридического факта, то второе – дефект правоприменительного процесса.

     Дефектность юридического факта имеет в своей основе дефектность социально-юридической ситуации. Дефектной следует считать такую ситуацию, в которой отсутствуют некоторые, необходимые признаки либо наличествуют иные, не предусмотренные законодательством.

     Дефекты в юридических фактах и составах можно классифицировать по нескольким основаниям.

     В зависимости от их юридического значения выделяются следующие разновидности12:

     • несостоятельность. Этот тип дефектности выражается в том, что фактическая предпосылка не состоялась, ее нет. Социальные факты лишь имитируют некоторые юридически значимые обстоятельства, не будучи таковыми по существу. Примером несостоятельного факта служит заключение брака в церкви или с лицом, не способным понимать своих действий; Юридически несостоятельный факт не может вызвать правовых последствий (если он одновременно не является правонарушением);

     • недействительность. Этот тип дефектности  заключается в том, что фактическая  предпосылка возникает с существенными нарушениями, при которых невозможно наступление правовых последствий. Например, недействительным служит фиктивный брак. Несостоятельность и недействительность факта близки по юридическому значению, но не тождественны. Для наступления их правовых последствий предусматривается неодинаковый процедурно-процессуальный порядок. Законодательство допускает в известных ситуациях возможность исправления недействительных фактических предпосылок и придания им юридической силы. Так, брак не может быть признан фиктивным, если лица, зарегистрировавшие фиктивный брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью. Что касается несостоявшихся юридических фактов и составов, то они ни при каких условиях не могут быть признаны действительными;

     • частичная дефектность. Данный тип дефектности означает, что в фактической предпосылке можно разграничить «здоровую» и дефектную части. Правовое значение таких предпосылок различно: они могут повлечь возникновение дополнительных прав и обязанностей, связанных с устранением нарушения, наступление правовых последствий в «усеченном» объеме, наконец, после устранения нарушения – полное наступление правовых последствий;

     • Малозначительное нарушение. Этот тип  дефектности связан, как правило, с процедурой установления юридических фактов, их документальным оформлением.

     Классификация дефектов в юридических фактах и  составах может быть проведена, по признаку их исправимости13:

     • исправимые – нарушения, которые можно исправить, восстановив полноценность фактического обстоятельства. Исправление нарушений может быть достигнуто путем совершения действий, которые не были ранее совершены, совершением повторных действий, аналогичных уже совершенным и другими способами. Исправимым дефектом фактического состава является, например, пропуск срока;

     • частично исправимые – такие нарушения, которые можно исправить лишь в некотором объеме. Частично исправимыми могут быть административный акт, гражданско-правовая сделка, трудовой договор и др.

     Каким образом реагирует законодательство на дефектность юридических фактов и составов?

     Один  из видов юридической реакции  может быть условно назван стабилизацией  правовых последствий. Существо ее заключается в том, что в определенных ситуациях законодательство сохраняет (стабилизирует) правовые последствия, возникшие из дефектных юридических фактов или составов.

     Другой  вид реакции на нарушение в  фактической предпосылке – отсрочка в наступлении правовых последствий. Он широко применяется, когда то или иное юридически значимое нарушение, обнаруживается на стадии формирования правоотношения, до наступления правовых последствий.

     Разновидностью  юридической реакции на дефектность  фактической предпосылки выступает санкция недействительности. Существо этого типа реакции заключается в аннулировании юридического значения фактической предпосылки, невозникновении правовых последствий. Различаются простой и сложный варианты санкции недействительности. Если первый ограничивается простым ненаступлением правовых последствий, то во втором случае дефектный юридический факт подлежит отмене.

     Дефектные юридические факты и составы  – негативное явление в правовой системе. Возникновение юридического факта с тем или иным нарушением затрудняет нормальный процесс правового регулирования, защиту законных прав граждан и организаций. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Рассмотренные факты называются юридическими, поскольку  предусмотрены в нормах права: прямо  – в гипотезе, косвенно – в  диспозиции, санкции. Как только в  жизни появляются факты, указанные  в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т.е. лица – адресаты нормы – приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции.

     С точки зрения своего социального  содержания, юридический факт должен прежде всего адекватно отражать социальную ситуацию. По отношению к социальной ситуации юридические факты выполняют двоякую роль: во-первых, идентификационную, поскольку они призваны точно обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в правовом регулировании. В этом качестве юридические факты выступают в роли «индексов», свидетельствующих о наличии социально-юридической ситуации. Во-вторых, разграничительную, состоящую в том, что юридические факты очерчивают рамки ситуации, позволяют ограничить ее от сходных случаев.

     Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании – обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

     В целом юридические факты играют важную и активную роль в общей  правовой системе, являясь своего рода ее рецепторами, соединяющими нормы права с реальными жизненными отношениями. С помощью хорошо продуманной шкалы юридических фактов, можно существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов и направлять их в нужное русло.

     В процессе установления юридических  фактов нередко обнаруживается, что  они имеют различного рода недостатки, дефекты. В одних случаях эти  дефекты связаны с содержанием  юридического факта (например, отсутствие необходимого стажа), в других - с внешней формой его выражения и закрепления (например, дефект в документе, удостоверяющем стаж).

     Одна  из перспектив предупреждения дефектности  юридических фактов связана с  дальнейшим внедрением вычислительной техники, средств автоматизации  управления. На современном этапе становится возможным и все более необходимым создание всероссийского централизованного учета некоторых юридических фактов - местожительства граждан, гражданского состояния, наличия собственности, специального образования и некоторых других. Подобный учет, ни в чем не ущемляя законных прав и интересов личности, способствовал бы значительному упрощению правовых процедур, облегчил доказывание юридических фактов, практически исключил бы необоснованное возникновение некоторых видов правоотношений, незаконное получение льгот и преимуществ. Такой учет способствовал бы дальнейшему совершенствованию правопорядка, более оперативной защите законных прав граждан и организаций.

     Существующие  в настоящее время фактические  системы не всегда оптимальны и, по нашему мнению, нуждаются в совершенствовании. Использование системных связей юридических фактов в известной мере - резерв правового регулирования. Неравномерность и недостаточная координированность развития отдельных участков фактической системы могут привести (и практически приводят) к утрате системных связей. В процессе совершенствования законодательства следует стремиться к устранению разного понимания фактических обстоятельств, восстановлению и развитию системных связей между юридическими фактами. Для этого необходима унификация понятий всех отраслей российского законодательства, применение по возможности аналогичных понятий, сроков совершения действий и т.п.

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации \ под общ. ред. Карповича В.Д. - "Юрайт-М", "Новая Правовая культура", 2008 г.
  2. Административный кодекс ст. 2.4 КоАП РФ – Москва, ИНФРА, 2008г.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М: Элит, 2008г. С.350
  4. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю Комментарий к ГК РФ, Т.1 /.; Ин-т государства и права РАН. - 4-4 изд., перераб. и доп. - М.: "Юрайт" 2010г.
  5. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.2008
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 2009.
  7. Гетман Н.Е., Титов А. А, Основы российского гражданского права: Учебное пособие. М., "Ю-райт" 2008г.
  8. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. Учебник, "Проспект", Москва, 2006 г, 560с.
  9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. 520 с.
  10. Колотов А.Н. и Кукушкин М.И.Конституционное право России: учебник– М.: Юристъ, 2006. – 538 с.
  11. Корельского В.М. и проф. Перевалова В.Д Теория государства и права: Учебник для вузов – 2-е изд., изм. И доп. – М.: Издательство НОРМА, 2006. - 616 с.
  12. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2009. – 468 с.
  13. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2009
  14. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2009.
  15. Старилов. Ю. Н. Административное право: Государственная служба.- Воронеж, Изд-во ВГУ, 2006
  16. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: 2009.

Информация о работе Юридические факты в административном праве