Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:44, реферат
Эпоха Возрождения (ХIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды ,- словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.
Юноше, вступающему на стезю власти, необходимо достичь мудрости, а для этого надо общаться с теми, кого считают мудрыми; надо, не взирая на загруженность важными делами, находить время для чтения книг древних авторов. Необразованность и невежество - самые презренные пороки, недостойные человека.
Надо
стремиться быть щедрым и гуманным
и избегать пороков, вызванных отсутствием
того и другого. Защищай каждого
от насилия, дабы все видели, что
нет долее ревностного
В истории культуры эпохи Возрождения, однако, большую известность приобрел другой "Государь" - сочинение Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Его автор занимал довольно высокий пост в правительстве Флоренции - он был секретарем и в силу этого, а также присущего ему таланта, он сделал очень важные наблюдения политической жизни. В судьбе Макиавелли были драматические моменты - он был обвинен в заговоре против Медичи и даже подвергнут пыткам. Затем последовало удаление от дел, и Макиавелли отдался литературному творчеству; тогда из-под его пера вышли произведения, актуальные до сих пор, и среди них, пожалуй, особо выделяется "Государь".
Если
у Понтано мы видим идеал государя,
то у Макиавелли - это антиидеал,
развенчанный идеал, но такой, который
выглядит очень реалистично и
прагматично. Государь Макиавелли - это
реальный политик, действующий по принципу
"цель оправдывает средства". Ради
блага государства все средства
хороши; государь должен сочетать в
себе свойства льва и лисицы, символизирующих
собой насилие и хитрость, принуждение
и коварство. Но интерес государства
- не самоцель, он выражает интересы народа.
Насилие, таким образом, творится государем
от имени народа и во благо его.
И хотя, как считает Макиавелли,
оно призвано исправлять положение,
а не разрушать, оно все же становится
над народом как принцип
История дает нам немало примеров того, как наиболее жестокие и деспотические правители прибегали к советам Макиавелли как к классическим наставлениям во все времена, не исключая и наш ХХ век. В политической терминологии утвердился даже термин "макиавеллизм". Однако сам Макиавелли - сын эпохи Возрождения и гуманизма. Поэтому его идеи не могут быть истолкованы буквально, в них свой смысл. Об этом спорили и продолжают спорить исследователи его творчества, и один из них - Антонио Грамши - высказывал следующее мнение.
В истории
развития той или иной сферы знаний
и деятельности неизбежно наступает
такой этап, когда они обретают
самостоятельность и заявляют о
себе в полный голос. Политическая наука
и политика - не исключение; они должны
рассматриваться в своем
Однако эмансипированная от морали политика неизбежно становится негуманной, она оборачивается против личности, и это подчеркивали философы более поздних времен, например И.Кант. К такому же заключению приходят здравомыслящие политики нашего столетия. Сделать политику гуманной означает соединить ее с моралью. Но как это сделать, пока практических рецептов не существует, хотя у человечества нет иного выхода как заняться их поиском.
Многие
гуманисты уже при жизни
В своем
трактате "О достоинстве и
Во всем, что делает человек, утверждает Манетти, он находит наслаждение, и в этом - смысл его отношения к природе. "Человек находит удовольствие в утолении жажды и голода, он радуется согреваясь, охлаждаясь, отдыхая. Ему доставляет наслаждение созерцание прекрасных тел, слушание музыки, рассказы о великих деяниях, вкушение яств на пирах, аромат цветов, прикосновение к новейшим вещам. Он испытывает восторг от процесса познания". Поскольку наслаждение, как видно, возможно и в земной жизни, а не только в загробной, земную жизнь можно прожить полновесно и интересно. Это не значит, что страдания души тоже необходимы, и смысл их в том, что они облегчают предвидение и осмысление человеческих несчастий.
Рассуждая таким образом, Манетти по-новому освещает столь важную для христианского богословия проблему теодицей (оправдания добра). Он подчеркнул мысль о том, что совершенное творение Бога, то есть человек, не может быть осужден навечно. Рай поэтому более совершенное, чем земная жизнь, бытие человека: здесь он прежде всего обретает здоровье и красоту тела, лишнего уродства и болезней. "Красота, бессмертие, неуязвимость, тонкость и легкость до такой степени, что тела могут проникать куда захотят, и не будут им противостоять ни двери, ни стены, ни укрепления, а при ходьбе в любую сторону не помешает никакая тяжесть", - в этих словах выражены, по-видимому, идеализированные представления Манетти о человеческом теле. Эти тела, наконец, обретают совершенный дух, ибо здесь, в раю, они созерцают Бога и всех святых лицом к лицу.
Лоренцо
Валла, автор известного трактата "Об
истинном и ложном благе" (в первой
редакции "О наслаждении"), продолжает
ту же тему. Он противопоставляет свои
рассуждения религиозным идеям
о воздержании. "Наслаждение создано
провидением природы", "наслаждение
есть благо, которое ищут повсюду
и которое заключается в
Валла становится на сторону древнегреческого философа Эпикура, согласно учению которого наслаждение - единственное благо для человека. Наслаждение - это отсутствие страдания. Лучшее средство добиться его - самоустранение от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел; то что Эпикур называл "прожить незаметно". "Само понятие высокой нравственности, - считает Валла, - является пустым, нелепым и весьма опасным, и нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения".
Говоря
о благах тела человека, Валла называет
самым главным из них здоровье,
далее - красоту, затем силы и, наконец,
все остальное. В его трактате
подробно рассматриваются все виды
наслаждений, и этим он обращает наше
внимание на нашу телесную природу, которая,
как правило, в силу тех или
иных причин, оттесняется в нашем
сознании на дальний план и напоминает
о себе лишь тогда, когда тело обретает
болезнь, или мы испытываем разочарование
в прежних ценностях и
Обе книги (Манетти и Валлы) были занесены Ватиканом в индекс запрещенных книг - это само по себе красноречиво говорит об их значимости.