Изъятие незаконно хранимого, перевозимого, используемого имущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим меры административного пресечения, и более подробно изучим тему изъятия незаконно хранимого, перевозимого и используемого имущества. Данная тема в сложившихся условиях является актуальной за счет того, что мы выделим именного административные правонарушения, которые влекут за собой изъятие имущества, отделяя их от уголовных.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 81.00 Кб (Скачать)
Министерство  образования Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского  государственного университета
Юридический факультет
Кафедра конституционного и  административного  права
ИЗЪЯТИЕ НЕЗАКОННО ХРАНИМОГО, ПЕРЕВОЗИМОГО, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ИМУЩЕСТВА

Курсовая  работа

По  дисциплине «Административному праву» 
 
 
 
 
 

Исполнитель: Медведева Светлана Юрьевна,

Студент группы ЮЗ-051

Проверил: Логинова К.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк,  2007 г. 
 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     С развитием в Российской Федерации  демократических преобразований особую актуальность принимает одна из важнейших проблем реального обеспечения прав и свобод человека, в том числе и путем защиты личности от противоправных посягательств. В зависимости от того, каким образом и как быстро данная проблема получит разрешение, находится характер будущего российского государства, а также темпы его интеграции в мировое сообщество. Но, к сожалению, на данном этапе развития в России существует большой разрыв между теоретической моделью общественных отношений в сфере прав и свобод, установленных Конституцией, и реальной ситуации, которая сложилась в стране. Вследствие высокого уровня преступных посягательств на такие важные права человека, как жизнь, здоровье, свобода и собственность, процесс правовых и экономических преобразований не может получить развития.

     Существенную  роль в охране прав и свобод граждан  призваны играть правоохранительные и иные органы, которые наделены соответствующими государственными полномочиями, позволяющими оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события. В силу которых, они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий.

     В данной работе мы рассмотрим меры административного пресечения, и более подробно изучим тему изъятия незаконно хранимого, перевозимого и используемого имущества. Данная тема в сложившихся условиях является актуальной за счет того, что мы выделим именного административные правонарушения, которые влекут за собой изъятие имущества, отделяя их от уголовных. 

     ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ 

     В принудительной деятельности публичной  исполнительной власти главное место занимает пресечение. Только исполнительная власть имеет необходимые, кадровые, материальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно выявить и прекратить противоправные действия. Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, обеспечить исполнение обязанностей, привлечь виновных к ответственности. В силу предупредительной направленности административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества и государства.

     Как разновидность административного  принуждения, пресечение обладает всеми  его признаками, но в то же время  имеет ряд особенностей.

     Цель  пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить новые. Оно, как правило, применяется при наличии неправомерного деяния и должно быть оперативным, а потому осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, о характере противоправного деяния, его субъекте.

     Фактическим основанием пресечения, как правило, является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно-противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. В то же время средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлениями. Иными словами, круг оснований пресечения шире, чем у административной ответственности.

     С этой особенностью теснейшим образом  связана другая: более широкий круг объектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.

     Пресечение  осуществляется как  в интересах общества, государства, так  и в интересах  самого нарушителя. Прежде всего, властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.

     В отличие от карательных санкций, меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся во многих нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой оказались исполнительная власть, ее представители.

     Административные  наказания налагаются специальными письменными индивидуальными актами, и наказание осуществляется на основе этих актов. Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных актов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия. Не следует забывать, что они тоже являются правовыми актами исполнительной власти.1

     К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами.

     Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна.

     Исходя  из цели и способа воздействия, можно  различить общие, специальные и процессуальные меры пресечения. К общим мерам относятся превентивное задержание, принудительное лечение, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации и др., к ним можно отнести и отзыв лицензий.

     Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность, с тем чтобы быстро прекратить противоправное поведение.

     Процессуальные  меры пресечения названы в главе 27 КоАП РФ. Особая цель их применения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К мерам процессуального обеспечения относятся доставление, задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей, незаконно хранимого имущества и документов, отстранение от управления транспортным средством, его задержание, арест имущества, запрет деятельности.2 

     При применении мер пресечения, как и  во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности, эффективности, оперативности, а также минимизации вреда (избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий). Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характером нарушения и, конечно, требованием правовых норм. 
 

        

     ИЗЪЯТИЕ ИМУЩЕСТВА 

     Во  многих законах и иных правовых актах говорится о такой мере принуждения, как изъятие имущества. К сожалению, легального определения этого понятия нет. Представляется, что под изъятием имущества следует понимать его принудительное отчуждение (отобрание) компетентными субъектами публичной власти у владельца. Данная мера принуждения относится к мерам пресечения имущественного характера. Эти меры применяются в целях пресечения правонарушения, связанного с незаконным владением, ненадлежащим использованием и хранением имущества, предметов, вещей, а также в целях возмещения вреда, причиненного проступком.

     К мерам пресечения данного вида, например, относятся:

     - выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом;

     -  снос самовольно возведенной  постройки;

     - изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, незаконно приобретенного, перевозимого, хранимого и у незаконного владельца.

     Изъятие – мера, применяемая на основе правовых норм в связи с неправомерным действием лица. Фактическое содержание этой принудительной меры состоит в том, что имущество у владельца физически отбирается, перемещается и лицо лишается возможности им владеть, пользоваться.

       Существуют  разные виды изъятия. Для того, чтобы лучше разобраться в этом множестве необходимо использовать 3 критерия: возмездность, время, право собственности.

       Возмездное, постоянное (на неограниченное время) изъятие имущества у собственника регулируется КоАП РФ и ГК РФ (реквизиция). В случае того изъятия собственнику возмещается стоимость имущества.

       Безвозмездное временное изъятие у владельца или собственника используется как средство обеспечения производства по административным и уголовным делам (мера процессуального обеспечения). Имущество в таких случаях изымается у собственника, у законного или незаконного владельца до принятия постановления или приговора по делу, которыми определяется правовое положение вещей. Безвозмездное временное изъятие может быть завершено возвращением вещей и без вынесения постановления или приговора по делу.

       Безвозмездное постоянное изъятие имущества допускается как у законного, так и у незаконного владельца. Здесь возможны разные варианты:

       конфискация – безвозмездное отчуждение имущества в постоянную собственность государства как санкция за правонарушение;

       безвозмездное изъятие имущества у незаконного владельца;

       безвозмездное изъятие имущества у законного  владельца, который нарушает действующие  правила его содержания, пересылки, перевозки и тем самым создает  угрозу безопасности.

     Изъятие является мерой административного пресечения, если оно производится субъектами административной власти для:

    • Процессуального обеспечения;
    • Прекращения незаконного владения;
    • Устранения угрозы безопасности;
    • Прекращения иного правонарушения.
 

     Эти разновидности изъятия имущества  регулируются нормами административного права.

     Изъятие в ходе производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 27.10 КоАП РФ является обеспечительной мерой административного пресечения. В других случаях административное изъятие – самостоятельная мера административного пресечения, которая должна применяться независимо от того, привлекается ли гражданин к ответственности.

     Порядок и условия изъятия также регламентируются в ст. 27.10. КоАП РФ.

       «Ст. 27.10. Изъятие вещей и документов

    1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
    2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляются лицами, указанными в ст. 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
    3. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
    4. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании…
    5. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе и типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.
    6. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
    7. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составителем, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.
    8. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
    9. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
    10. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.
    11. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленным Правительством РФ. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.»3

Информация о работе Изъятие незаконно хранимого, перевозимого, используемого имущества