Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:58, контрольная работа
Эта страна находится на пересечении важных морских и воздушных путей, связывающих Европу с Африкой и Америками. Особое значение имеют средиземноморское положение и относительная близость нефтегазоносных районов Северной Африки и Ближнего Востока. Это способствует развитию крупных приморских промышленных комплексов на базе привозного сырья и прежде всего нефти. Благодаря прогрессу транспорта система Пиренейских гор перестала быть серьезным препятствием для сухопутных связей с западноевропейскими странами.
Стратегическое положение вдоль Гибралтарского Пролива в свое время позволяло Испании быть владычицей Средиземного моря. Во многом благодаря этому Испания стала родиной многих великих мореплавателей и первооткрывателей.
1. Экономическое и политико-географическое
положение страны.................................................................................................3
2. Развитие экономики и её стабилизация.........................................................3
2.1 Зарождение экономики..................................................................................3
2.2 Испания в 20ом веке......................................................................................4
2.3 Испания в новом столетии...........................................................................11
3. Внешнеэкономическая деятельность.............................................................11
3.1. Факторы, влияющие на развитие экономики Испании........................13
3.2 Рынок труда.....................................................................................................14
3.3 Туризм...............................................................................................................16
4 Внешние экономические связи.........................................................................16
4.1 Инвестиции......................................................................................................17
5. Перспективы развития......................................................................................18
6. Заключение..........................................................................................................22
Список литературы................................................................................................24
Официальные резервы сократились с 44.8 млрд долл. в 1994 г. до 36,8 млрд в 1997 г. (эквивалент пятимесячного объема импорта). Сокращение резервов было бы еще большим, если бы правительство не увеличило их за счет краткосрочных внешних займов (на сумму около 3 млрд песет), чтобы профинансировать бюджетный дефицит.
Экономический подъем способствовал увеличению темпов роста занятости населения и сокращению безработицы с 24,6% в конце
1993 г. до 21,9% в 1997 г., однако
этот показатель по-прежнему
Темпы роста инфляции сократились
с 11,4% в 1991 г. до 3,9% в 1997 г., хотя цены на продовольственные
товары несколько поднялись Достижению
положительных экономических
Болевые точки экономики Испании в 90-х годах - несбалансированность государственного бюджета, инфляция и структурная безработица, показатели которых начали расти с середины 70-х годов. Поэтому в рассматриваемый период основной целью бюджетной политики испанского правительства являлось сокращение бюджетного дефицита до критериев, установленных Маастрихтскими соглашениями.
Для этого надо бы увеличить
доходную часть бюджета без принятия
каких-либо специальных экстремальных
мер, сократить резко возросшие
текущие расходы, ввести систему
мониторинга государственных
Одна из главных заслуг
правительства - поэтапное проведение
самой глубокой за всю историю
страны налоговой реформы с целью
более справедливого
В настоящее время основной
объем бюджетных поступлений
дают налог на прибыль компаний (составляющий
35%), подоходный налог с физических
лиц (для резидентов он составляет от
2 до 25%) и налог на добавленную
стоимость (с 1966 г. - 15%), т.е. налоги, финансирующие
систему социального
Поскольку уже к началу
90-х годов реформирование налоговой
системы привело к значительной
фискальной консолидации, перспективу
дальнейшего роста доходной части
бюджета правительство
Приоритетное направление бюджетной политики в 1991-1997 гг. - жесткий правительственный контроль за расходной частью бюджета, а за последние три года - значительное (почти на 1%) сокращение текущих расходов, резко возросших за 1991-1993 гг.
Речь идет, прежде всего, о сокращении государственного потребления, в том числе капиталовложений (за счет военных расходов), закупок и услуг при одновременном повышении их стоимости, заработной платы, а также субсидирования государственного сектора. В 1997 г. общий объем государственных субсидий составил 1,8% ВВП против 2,3% в 1991 г. Основным при выделении бюджетных средств предприятиям было не покрытие их убытков или финансирование текущих расходов. а строжайшее целевое использование - на реструктуризацию и модернизацию малорентабельных предприятий.
Вторым направлением стало сокращение расходов на резко возросшие за годы постфранкистских демократических преобразований выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, второй по объему расходной статьи бюджетных ассигнований. Число занятых и госсекторе составляет 15% экономически активного населения (5% в 1975 г.). Программа сокращения расходов по этой статье предусматривала ежегодное 1%-е снижение числа занятых в госсекторе (по принципу: замещать только одного из двух государственных служащих, уходящих на пенсию). Как следствие, объем выплат по статье сокращался на 0,1% ВВП ежегодно.
В-третьих, тенденцию к сокращению продемонстрировали и государственные социальные расходы, составляющие 16% ВВП. Последние шаги правительства по реформированию системы трудовых отношений и социального страхования обеспечили экономию по линии государственных выплат пособий по безработице (доля государства в финансировании этой статьи упала с 82,7% в 1993 г. до 68% в 1997 г.). а также государственных пособий по временной потере трудоспособности, основное бремя выплат которых также легло на плечи частных компаний. По мнению правительственных экспертов, не исчерпаны еще резервы по урезанию социальных расходов государства в случае эффективного реформирования национальной системы здравоохранения и пенсионного обеспечения. При этом основной объем сэкономленных средств предполагается использовать на дофинансирование социального обеспечения быстро стареющего населения страны, а также системы здравоохранения.
Наконец, в-четвертых, активные поиски способов экономии бюджетных расходов велись и на пути рационализации системы обслуживания государственного долга. Это позволило сократить бюджетные выплаты по государственным займам до 1,57с ВВП.
В июне 1994 г. была принята
Программа экономической и
Кроме того, чтобы повысить эффективность управления государственным сектором, правительство взяло курс на организационную перестройку предприятий государственного сектора с одновременным пересмотром системы их субсидирования. В июле 1995 г. государственная холдинговая группа Института насиональ де индустрия (ИНИ'. в которую выходит основная масса государственных предприятии, была подвергнута второй за последние годы реорганизации. Ее основная задача - перевести часть малорентабельных государственных предприятий под крышу и под финансовое обеспечение рентабельных компаний ИНИ, в первую очередь действующих в нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой отраслях.
Реструктуризация
Для демонополизации деятельности телефонно-телеграфнои компании "Телефоника" правительство выдало лицензию на оказание услуг мобильно-телефонной связи другой компании. В 1998 г. ожидается проведение серьезных мероприятий по приватизации "Телефоники ' и дальнейшей либерализации услуг телефонно-телеграфнои связи страны. Об эффективности первого этапа приватизация этой компании свидетельствует тот факт, что продажа только \2'~с ее акций увеличила бюджетные поступления на 165 млрд песет (0,4'~с ВВП).
Денежно-кредитная политика является важнейшей составной частью программы конвергенции. Ее цель - обеспечить финансовую координацию экономической политики правительства в строгом соответствии с задачами и приоритетными направлениями структурных преобразований, способствовать достижению ценовой и валютно-финансо-вой стабильности страны путем сокращения инфляции (до менее З^г”. измеряемой индексом потребительских цен. В качестве одной из предпосылок снижения темпов инфляции предполагалось достижение стабильности валютного курса песеты, слабость которой привела в нача-
ле 90-х годов к значительной нестабильности финансового, особенно валютного, рынка Испании.
В июне 1994 г. кортесы приняли закон о предоставлении автономия Банку Испании (со значительным опрежением ранее предусмотренного графика), на который была возложена задача разработки и проведения жесткой денежно-кредитной политики, усиления ее интервенционистского характера и информационного обеспечения, глубокого мониторинга колебаний курса песеты по отношению к другим валютам.
В 1992-1994 гг. проводились важные реформы в социальной сфере и сфере трудовых отношений. Это прежде всего повсеместное разноуровневое (местное, региональное, отраслевое) применение принципа "социального партнерства" при решении вопросов заработной платы, условии труда, социальных выплат отдельным категориям граждан. Особое значение имело введение и расширение контрактной системы найма, за сче-которой правительству удалось увеличить занятость населения почти н^ 30%, главным образом путем вовлечения в сферу экономической деятельности низкооплачиваемой рабочей силы. С 1994 г. основная масс„ рабочих мест создавалась на условиях временных контактов.
Социальные реформы
В течение 1997 и 1998 годов уже
можно говорить о новой модели
экономического роста, которая позволила
сделать совместимыми восстановление
экономики с существенными
Табл. 6. ВНП на душу населения в 2000 и 2010 гг. (№15, раздел «Испания»)
2000 |
2010 | |
ВНП (в млн. дол. США). |
555 244 |
551 560 |
ВВП (в млн. дол. США). |
553 230 |
562 245 |
ВНП на душу населения (в дол. США) |
14 100 |
14 000 |
В 1998 г. окончательно оформилась эта модель роста и восстановления экономики: по официальным прогнозам рост ВВП составит 3,8%, а дефицит бюджета будет на уровне 1,9% (меньше, чем предусмотрено Программой Конвергенции).
Табл. 7. Рост ВВП страны в 2000 - 2010 гг. (в процентах от ВВП в процентах к предыдущему году) (№15, раздел «Испания»)
2000 |
2001 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
ВВП |
3,7 |
2,3 |
0,7 |
-1,2 |
2,2 |
2,7 |
2,3 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
3,1 |
-0,3 |
-1,4 |
-0,4 |
-10,1 |
13,2 |
25,7 |
Промышленность |
3,8 |
1,7 |
-1,2 |
-3,7 |
3,9 |
5,2 |
-0,7 |
Строительство |
10,2 |
3,0 |
-5,4 |
-5,5 |
1,6 |
6,7 |
-3,2 |
Услуги |
4,0 |
2,7 |
2,1 |
0,8 |
2,2 |
2,7 |
2,9 |
Рыночные |
3,1 |
2,1 |
1,8 |
0,9 |
2,9 |
2,9 |
3,4 |
Нерыночные |
6,8 |
4,8 |
3,0 |
0,8 |
0,3 |
2,1 |
1,2 |
Проводимая экономическая политика покоится на двух основных опорах. С одной стороны, это формирование бюджета, в основе которого сокращение дефицита, что достигается за счёт жесткого контроля за расходной его частью; с другой - амбициозная программа либерализации экономики и приватизация, имеющая главной целью сделать экономику страны более конкурентоспособной и придать динамизм частному сектору.
Наличие больших средств финансирования по низкой цене явилось одной из причин, которые способствовали массовому выходу испанских предпринимателей на внешние рынки; так, в 1997 г. испанские инвестиции за рубежом составили 4 тыс. млрд. песет, в то время, как только за первые десять месяцев 1998 г. этот показатель достиг уже 6200 млрд. Эти инвестиции, в свою очередь, становятся настоящим мотором для нового экспорта.
Информация о работе Изменения показателей экономики в Испании