Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:48, реферат
Цель исследования обусловила постановку ряда задач, необходимых для ее достижения:
Изучить понятие и виды существующих в настоящее время избирательных систем;
Проанализировать избирательные системы Республики Беларусь, Российской Федерации и других странах, дать оценку их эффективности;
Введение
1. Понятие избирательной системы
2. Мажоритарная избирательная система, ее виды
3. Виды и особенности пропорциональной избирательной системы
4. Полупропорциональные и смешанные избирательные системы
5. Особенности избирательной системы Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Мажоритарная система
абсолютного большинства, очевидно,
демократичнее, чем когда победителем
признается кандидат с относительным
большинство голосов «за» него. Ведь
народный избранник пользуется поддержкой
свыше половины проголосовавшего электората.
Особенно важную роль играет данное обстоятельство
при установлении порядка выборов
главы государства (президента), руководителей
субъектов федерации, глав местных
администраций. Поскольку должен быть
избран лишь один, любая разновидность
системы партийных списков с
пропорциональным распределением мест
неприменима. Единоличный обладатель
высшего поста в государстве (регионе,
городе и т.д.), наделенный широкими
полномочиями, должен опираться в
своих действиях на поддержку
как можно более широких кругов
общества. Система абсолютного
Часто мажоритарную систему
абсолютного большинства
Наиболее редко
встречающийся вариант - мажоритарная
система квалифицированного большинства.
По этой системе для победы на выборах
кандидат должен получить квалифицированное
число голосов избирателей - 2/3, 3/4
и др. По некоторым избирательным
законам такое
Получение такого высокого процента голосов, конечно, дело трудное, особенно в условиях многопартийности и плюралистической демократии, поэтому выборы по системе квалифицированного большинства обычно проводятся в два тура. Если в первом туре никто из кандидатов не набирает необходимого количества голосов, то законом предусматривается проведение второго тура, в котором остаются только два кандидата. Во втором туре побеждает тот, кто набрал больше голосов [32, с.14].
Система квалифицированного
большинства в некоторых
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что мажоритарная система обладает своими преимуществами и недостатками. Данная система всегда способствует образованию в парламенте достаточно крупных фракций, в то же время она крайне несправедлива по отношению к малым партиям. Дело в том, что голоса, поданные не за победившего кандидата или партию, вообще пропадают. В любом случае применение любой мажоритарной системы приводит к тому, что количество мест, полученное той или иной партией в парламенте, не соответствует числу полученных этой партией по стране голосов избирателей. При мажоритарных системах для партии важно победить в возможно большем числе округов, хотя бы с минимальным перевесом в каждом округе. Не смотря на данный недостаток, при данной системе легче формируются правительства в парламентарных республиках и монархиях, что лучше обеспечивает необходимые для любого государства стабильность и управляемость.
3. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Мажоритарная система обладают рядом недостатков, хотя, имеет и свои достоинства. Уже в XIX в.начались поиски более справедливых избирательных систем, более демократичных механизмов избрания депутатов либо иных избираемых лиц. Научные изыскания привели к созданию пропорциональной избирательной системы.
В поисках ответа на вопрос о будущей избирательной системе, наиболее сложные проблемы законодателю приходится решать применительно к выборам представительных органов всех уровней. Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами.
То же самое, хотя и в меньших масштабах, имеет место на выборах местных советов, иных представительных органов городов, районов и т.д. Следовательно, определяя порядок формирования «народного представительства», необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества. Одним из первых, озвучивших эту идею (в 1789 г.), был видный деятель Великой французской революции Оноре Мирабо. Последний отождествил парламент с картой государства. Как на карте, отражающей в уменьшенном масштабе все особенности рельефа страны, в парламенте должны быть представлены неодинаковые взгляды и интересы различных слоев населения в соответствии с их распространением и поддержкой в народе. Практически же эту идею начали воплощать в жизнь столетием позже, когда были разработаны соответствующие правила проведены первые парламентские выборы на основе новой системы пропорционального представительства (пропорциональной системы): к 1891 и 1892 г она была введена в ряде кантонов Швейцарии; в 1893 г. принята в Бельгии, в 1906 г. - в Финляндии (входившей в то время в состав Российской Империи), в 1909 г. в Швеции [21, с.321]. В последующие годы пропорциональная избирательная система распространилась во многих странах мира, прежде всего западноевропейских.
В «чистом» виде содержание
пропорциональной избирательной системы
заключается в следующем. Вся
страна (или ее территориальная единица,
на территории которой будет функционировать
соответствующий
Каждая партия составляет
список кандидатов, который может
быть больше или меньше в зависимости
от того, сколько она рассчитывает
получить голосов; может и превышать
число имеющихся вакансий. Возможно
также выдвижение общего списка коалицией
(блоком) нескольких партий или блокирование
без выставления единого
В некоторых странах
правом выставлять список кандидатов
имеют только партии (Австрия, Португалия),
в других - партии и иные зарегистрированные
в установленном порядке
«Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов она получила на выборах. В математической записи, если х - число парламентариев от партии А, а - количество полученных ей голосов, N - общее число парламентариев, V - общее число голосов избирателей, поданных на выборах, то должна соблюдаться пропорция: х/N = a/V. Преобразовав это выражение, получаем: численность фракции партии А: х=а:(V/N)» [30].
Далее, если впоследствии один из депутатов этой партии выбывает (смерть, отставка, переход на государственную должность, несовместимую с мандатом депутата), то обычно вакантное место сохраняется за партией А, и его занимает кандидат стоящий под следующим номером в избирательном списке. Проводить дополнительные выборы в таком случае не требуются.
Описанная выше модель пропорционального определения итогов выборов есть, однако, лишь абстрактная ее схема, некий идеал, реализовать который целиком и полностью невозможно. В жизни же многое происходит иначе. Устанавливая пропорциональную систему, законодатель сталкивается с рядом проблем, попытки решить которые приводит к появлению множества «вариаций» системы пропорционального представительства. Уже к началу двадцатого века насчитывалось более 100 ее разновидностей.
Первая проблема пропорциональной системы связана с практической реализацией того идеала пропорционального представительства, о котором было сказано выше. Сколько в точности мест должна получить каждая партия в соответствии с итогами голосования? Предположим, 5 мандатов в представительном органе оспаривают 5 партий. Список партии А получил 35 голосов, партии Б - 25, В - 15, Д - 10 и Е- 5.
Всего, таким образом, было подано 90 голосов. Чтобы определить, какое количество мандатов получит каждая из партий, необходимо рассчитать «цену» одного места, т.е. сколько голосов избирателей приходится на один депутатский мандат. Это количество голосов составит избирательную квоту (или избирательное частное, избирательный метр). Сколько данных квот приходится на определенную партию, столько она и получит мест. Как же рассчитать избирательную квоту?
Если подано в общей сложности V (действительных) голосов, а предстоит заместить N депутатских мест, то, очевидно, для получения одного мандата необходимо собрать не менее V:N=k. Избирательная квота, рассчитанная подобным образом, носит название естественная квота или квота Хэра (по имени предложившего и обосновавшего ее английского ученого) В нашем случае естественная квота - 90:5=18. 18 голосов таким образом - это то количество голосов, сколько «стоит» один мандат. Если партия получила количество голосов, в два раза превышающее избирательную квоту, то ей причитается 2 мандата и т.д. В нашем примере для получения 2 мест необходимо иметь поддержку 2*18=36 избирателей, 3 мандата «стоят» 54 голосов и т.д.
В общем случае, чтобы узнать количество избранных депутатов от каждой партии, необходимо разделить число голосов, подданных на ее список (x), на избирательную квоту (k) - x:k. Посмотрим теперь, сколько мест должна получить каждая партия в нашем примере. Для партии А, скажем, это - 35: 18 = 1 +17/18 (или 1,944...) депутата. Сходные результаты (наличие дробных частей) получаются и в остальных случаях. Математика позволяет нам оперировать дробными числами, но в парламенте должны заседать только целые депутаты. Если же учитывать только целые части деления, то партиям А и Б должны достаться по 1 месту, а остальным - 0. Однако 3 мандата (из 5) остаются нераспределенными. Кроме того, сохраняется большой остаток «невостребованных» голосов. Очевидно, последние должны каким-то образом учитываться при заполнении остающихся вакансий. В самом деле, партии А «чуть-чуть» не хватило для получения второго мандата. У нее самый большой остаток голосов - 17. У партии В (не получившей пока ни одного мандата) число остаточных голосов - 15, у партии Г - 10. Партиям, имеющим эти три наибольших остатка, мы и передаем три нераспределенных мандата. Результаты можно проиллюстрировать с помощью таблицы (Приложение 1). В описанной процедуре заключается сущность правила наибольших остатков, которое чаще всего используется при распределении мест в парламенте по пропорциональной системе на основе метода избирательной квоты.