Избирательная система в России

Автор: Оксана Масько, 15 Октября 2010 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Понятие избирательной системы в РФ

Содержание

Глава 1. Избирательная система в РФ
1.1. Понятие избирательной системы в РФ
1.2. Виды избирательных систем в РФ
Глава 2. Избирательный процесс в РФ:
2.1. Понятие и принципы избирательного процесса
2.2. Структура и стадии избирательного процесса

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Основанием для  включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации. М., 2007. С. 14.. 

Для проведения выборов образуются избирательные  округа на основании данных о численности  избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно - территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно - территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно - территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных  округов, включая ее графическое  изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после ее утверждения. 

Для проведения голосования и подсчета голосов  избирателей образуются избирательные  участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах Белоносовский В. Избирательное право. М., 2007. С. 127.. 

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях  иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей на каждом избирательном участке может не применяться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации. 

В ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" Федеральный  закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253. предусмотрено, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 284.. 

Статья 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным  избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением. Статья 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Федеральными законами, законами субъектов РФ может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. 

Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых  законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного  кандидата (за список кандидатов или  против него). Кандидатам и избирательным объединениям и блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 288.. 

Голосование на выборах проводится в календарный  выходной день. Время начала и окончания  голосования устанавливается законами, как правило -- с 8 до 22 часов. О времени  и месте голосования территориальные  и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.  

Наряду с основными (обязательными) стадиями необходимо различать  факультативные стадии избирательного процесса. Для факультативных стадий характерно то, что они могут претендовать на реальное автономное существование только в том случае, если прямо предусмотрены законодательством о выборах и лишь при наступлении упомянутых в нем обстоятельств. Исходя из этого, факультативной стадией избирательного процесса является стадия повторного голосования. 

Заключение 
 

Итак, мы дали понятие избирательной системы в РФ, рассмотрели виды избирательных систем в РФ, дали понятие и рассмотрели принципы избирательного процесса в РФ, а также рассмотрели структуру и стадии избирательного процесса. 

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы. 

Избирательный процесс регулирует деятельность субъектов  публично-правовых отношений по формированию легитимных органов публичной власти различных уровней (органов государственной  власти, местного самоуправления, а  в некоторых случаях - органов территориального общественного самоуправления). Избирательный процесс позволяет обеспечить связь непосредственной демократии с представительной. Через избирательный процесс реализуются конституционные права граждан участвовать в управлении государством непосредственно и через избираемые ими органы. 

Избирательный процесс - один из основных институтов избирательного права, являющегося  подотраслью конституционного права. Он включает правовые нормы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, важнейшими из которых являются акты, принимаемые избирательными комиссиями. При этом акты ЦИК РФ по своему характеру должны быть отнесены к числу ведомственных актов, а акты остальных избирательных комиссий - локальных. В соответствии с этим определяется их место в системе правового регулирования избирательного процесса и юридическая сила. 

Избирательный процесс развертывается во времени, проходя определенные стадии и циклы. Стадии - взаимосвязанные этапы деятельности субъектов избирательного процесса, обеспечивающие достижение его итогового результата - формирование выборного органа, замещение выборной должности. Цикличность избирательного процесса проявляется в повторяемости всех стадий в ходе проведения каждых очередных выборов.  

Основные стадии избирательного процесса определяются законом: назначение выборов; регистрация  избирателей и составление списков  избирателей; образование избирательных  округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий; выдвижение кандидатов; сбор подписей избирателей (внесение избирательного залога); регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования; определение итогов голосования и результатов выборов; опубликование итогов голосования и результатов выборов; выдача депутатского мандата и документа, подтверждающего избрание лица на выборную должность. 

Процесс формирования органов публичной власти посредством  выборов, влекущих трансформацию власти народа в публичную власть, прочно вошел в практику государственного строительства и местного самоуправления в нашей стране. С использованием процедуры выборов замещается пост Президента Российской Федерации, формируются Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления. Высшие должностные лица субъектов Федерации также замещают свои посты посредством выборов. В подавляющем большинстве случаев уставы муниципальных образований предусматривают прямые выборы глав муниципальных образований. Многообразие органов публичной власти, избираемых непосредственно населением, влечет за собой практически постоянное функционирование избирательной системы.  

Основной целью  избирательного процесса является формирование органов власти в соответствии с  установленными правовыми нормами. Она достигается путем совершения гражданами либо их объединениями действий на основе правовых норм.  

Список использованной литературы: 
 

Нормативные правовые акты: 
 

1. «Конституция  Российской Федерации» "Российская  газета", № 237, 25.12.1993. 

2. Федеральный  закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253. 

3. Федеральный  закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах  Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства  РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171. 

4. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919. 

5. Федеральный  закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ "О формировании  Совета Федерации ФС РФ" (ред. от 21.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3336. 

Литература: 
 

1. Баглай М.  В. Конституционное право Российской  Федерации. М., 2007. С. 784. 

2. Безруков А.В.  Реформирование избирательной системы  при проведении парламентских выборов в России // «Конституционное и муниципальное право», 2007, № 23. 

3. Белов С.  А. Избирательная система как  правовой институт. М., 2007. С. 120. 

4. Белоносовский  В. Избирательное право. М., 2007. С. 352. 

5. Борисов И.  Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации. М., 2007. С. 32. 

6. Борисов А.  Н. Комментарий к Федеральному  закону "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации". М., 2007. С. 800. 

7. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // «Журнал российского права», 2006, № 6. 

8. Выдрин И.  В. Избирательное право Российской  Федерации. М., 2007. С. 240. 

9. Головин А.  Г. Избирательное право России. М., 2007. С. 336. 

10. Голубок С.  А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160. 

11. Карапетян  Л. М. Конституция и партийно-политическая  избирательная система в России // «Конституционное и муниципальное  право», 2006, № 2. 

12. Лучин В.  О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 672. 

13. Миронов Н.  М. Конституционные и международно-правовые  основы системы избирательных  комиссий в Российской Федерации  // «Право и политика», 2006, № 9. 

14. Нудненко П.  В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // «Конституционное и муниципальное право», 2008, № 5. 

Информация о работе Избирательная система в России