Федеральное агентство
морского и речного
транспорта
Федеральное государственное
образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Волжская государственная
академия водного
транспорта»
Реферат
по дисциплине Введение
в специальность
На тему: История развития
мировой и российской
адвокатуры
Выполнил: Богданов
Константин Сергеевич.
Группа:
ДБЮ-11
Преподаватель:
декан Юридического факультета Крепак
С.В
Нижний
Новгород
2011 г.
1
Адвокатура (лат. advocatus, что значит призванный)
- социально-правовой институт, занимающийся
защитой прав, свобод и интересов доверителя
в суде и иными законными способами.
Адвокат (слово произошло от латинского
advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо,
профессия которого — оказание юридической
помощи физическим лицам и организациям,
в том числе защита их интересов в суде
. Одна из древнейших профессий. В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
(статья 48) гражданам гарантируется право
на получение квалифицированной юридической
помощи. Каждый задержанный, заключенный
под стражу, обвиняемый в совершении преступления
имеет право пользоваться помощью адвоката
(защитника) с момента соответственно
задержания, заключения под стражу или
предъявления обвинения.
2
История адвокатуры своими корнями уходит
в глубину веков. Возникновение этого
института было исторически обусловлено
объективно складывавшимися социальными,
экономическими, политическими, культурными
предпосылками. Неразрывна связь адвокатуры
и права.. Наличие правовых предписаний
вызывает необходимость обеспечения их
реального воплощения в жизнь, т.е. осуществления
правозащиты. Исторически первой появилась
такая форма охраны прав, как самозащита.
Человек сам решал, когда его право нарушено,
сам определял виновника, сам применял
к нарушителю определенные меры принуждения.
Таким образом, как только стали наблюдаться
случаи нарушения прав конкретных индивидов,
сразу возникла потребность в защите этих
прав. По мере того как усложнялась политическая
организация общества вследствие объединения
отдельных племен под властью общего вождя,
отправление правосудия становится не
под силу одному лицу. Глава общины нуждался
в помощниках; некоторые из них стали выполнять
функции, сходные с отправлением правосудия.
В древних государствах, например в Китае,
родители или друзья защищали обвиняемого,
тем самым, образуя первый уровень адвокатуры
- родственную адвокатуру. В Древней Индии
правосудие отправлялось царем как верховным
судьей и коллегиальными судами. Процесс
основывался на принципах гласности, устности,
состязательности, как в гражданских,
так и в уголовных делах. Уже известна
самостоятельная адвокатура, причем функции
правозаступничества и представительства
совмещались в одном лице. В Древнем Египте
судебный процесс носил письменный и тайный
характер. Стороны дважды обменивались
состязательными бумагами, после разбирательства,
которых принималось решение. Египтяне
тяжбы разрешали на основе формальных
доказательств, считая, что искусные уловки
и красноречие ораторов побуждали судей
смягчить строгость законов и относиться
с меньшим вниманием к требованиям справедливости.
Несмотря на то, что формально в Древнем
Египте адвокатура отсутствовала, одно
то, что египтяне были знакомы с методами
защитников, говорит о существовании там
адвокатуры до введения письменного процессуального
производства. У древних иудеев право
отождествлялось с религией. Судьи считались
наместниками Иеговы. Они должны были
быть беспристрастными и милосердными.
Судопроизводство основывалось на принципах
устности, гласности и состязательности.
У подсудимых было право на защиту, что
предопределило появление адвокатуры.
Сначала в качестве защитника мог выступать
любой человек, это считалось священной
акцией. "Научитесь делать добро, - говорится
в книге пророка Исайи, - ищите правды,
спасайте угнетенного, защищайте сироту,
вступайтесь за вдову". В более позднее
время при судах синедриона стали появляться
лица, которые готовились быть судьями,
они назывались кандидатами. Кандидаты
присутствовали на судебных заседаниях
и говорили речи в защиту обвиняемых. Таким
образом, по сути, они выполняли роль адвокатов,
но так как выступали не по приглашению
подсудимых и без предварительного соглашения
с ними, называть их таковыми все-таки
нельзя. Впоследствии в еврейском языке
появляется термин "адвокат".
3
Собственно, история адвокатуры в классическом
ее понимании начинается с Древней Греции,
с Афин и с Древнего Рима. В афинском суде
было обязательным непосредственное участие
сторон. Естественно, обыкновенные граждане
не разбирались в юриспруденции, не обладали
даром красноречия, а неумение говорить
означало верный проигрыш в деле. Возникла
потребность в сочинении речей для тяжущихся,
их стороны заучивали и произносили в
суде. Такие речи назывались логографиями.
Первым профессиональным логографом традиционно
считается Антифон (V в. до н.э.), который,
по словам Плутарха, ввел обычай брать
плату за сочинение судебных речей. За
ним последовали другие логографы, в числе
которых были знаменитые ораторы Лизий,
Исократ, Эсхил, Демосфен. Такой вид предоставления
услуг иногда именуется "немая адвокатура".
Но логографы не могли в полной мере удовлетворить
потребности лиц, состязавшихся в суде.
Логографии годились только для обвинительных
и исковых речей, их трудно было применить
в защитных речах и репликах. Кроме того,
в Афинах появился институт, в определенной
степени напоминавший прокуратуру. Частному
обвинителю было предоставлено право
избрать себе одного или даже нескольких
помощников из числа выдающихся ораторов,
а в важных делах народ и при отсутствии
частных жалобщиков назначал официальных
обвинителей. В качестве таковых выступали
известные ораторы Греции, начиная с Перикла,
выбранного народом для обвинения Кимона,
и кончая Демосфеном. Присутствие в процессе
обвинителей делало подсудимых беззащитными
перед лицом таких могучих противников.
Элементарное чувство справедливости
привело к тому, что суды стали в отдельных
случаях разрешать устную защиту тяжущихся
посторонним лицам. А так как закон требовал,
чтобы стороны сами отстаивали свои интересы,
суды действовали в обход этого постановления:
стороны по-прежнему должны были являться
в суд и вести прения, но им было дозволено
после произнесения первой речи просить
суд, чтобы вторую речь произнес кто-нибудь
из посторонних лиц. Вторая речь называлась
девтерологией, а произносившие ее – синегорами.
Первыми юристами в Риме были патроны,
совмещавшие две профессии - юрисконсультов
и адвокатов. Они не только защищали своих
доверителей в суде, но и давали им юридические
советы, в частности, при заключении сделок.
Одни юристы, не обладавшие даром красноречия,
занимались исключительно дачей юридических
консультаций, другие представляли интересы
сторон в судебном процессе. Первые назывались
юрисконсультами или правоведами. Их деятельность,
помимо консультирования по юридическим
вопросам и участия при заключении сделок
для соблюдения требуемых формальностей,
состояла в поддержке на суде адвокатов,
которые не всегда были основательно знакомы
с правом. С течением времени юрисконсульты
все больше отделялись
от адвокатов, а с изданием Законов XII таблиц
из простых советников превратились в
толкователей права: основной их деятельностью
стала интерпретация законов. В отличие
от юрисконсультов адвокаты продолжали
заниматься судебной защитой. Они по-прежнему,
до конца существования республики, назывались
патронами. Подобно тому, как в Греции
адвокатура была тесно связана с ораторским
искусством, патроны заботились не столько
о приобретении юридических знаний, сколько
о совершенствовании красноречия. Поэтому
многие из них были круглыми невеждами
в юриспруденции и за юридическими сведениями
обращались к юрисконсультам и законникам
(прагматикам). По древнеримскому праву
представительство разрешалось только
в исключительных случаях, и патроны являлись
на суд вместе с тяжущимися доверителями.
Адвокатами в то время назывались родственники
и друзья тяжущегося, которые являлись
в суд вместе с ним и давали ему советы
или просто своим присутствием его поддерживали.
С течением времени термин "адвокат"
стал распространяться на лиц, которые
помогали тяжущемуся в процессе, собирали
документы, покрывали издержки, определяли
средства защиты и сообщали о них патронам.
Иногда адвокатами именовались даже обыкновенные
свидетели, но это название продолжало
употребляться преимущественно по отношению
к родным и друзьям тяжущегося, поддерживавшим
его в суде. Такой обычай, аналогичный
древнерусскому обычаю прибегать к помощи
пособников, просуществовал до периода
империи. В республиканский период адвокатура
стала свободной профессией. Законодательная
регламентация ее почти не коснулась,
только практика и обычай вырабатывали
некоторые правила, регулировавшие различные
стороны этой профессиональной деятельности.
Несмотря на отсутствие четкого порядка
приема в адвокатуру, по свидетельству
Плиния-младшего, с древности существовал
обычай, по которому молодые люди, желавшие
посвятить себя адвокатуре, являлись первый
раз на форум в сопровождении какого-либо
покровительствовавшего им важного лица,
например бывшего консула. В период империи
профессия юриста, и особенно адвоката,
получает корпоративное оформление, состав
адвокатуры определяется специальными
императорскими списками .
4
Во Франции адвокатура развивалась не
сразу . Завоевав Галлию, римляне вместе
с другими институтами внедрили там и
институт адвокатуры. В V в. Галлия была
завоевана франками, но ее юридические
учреждения вначале не подвергались изменениям.
Клотарь I предписывал, чтобы во всех делах
сохранялись формы старого права и чтобы
все процессы между римлянами решались
по римским законам. Адвокатура продолжала
существовать в прежнем виде. Бургундский
закон подтвердил распоряжение Клотаря,
запретив, правда, адвокатам брать гонорар.
С распадом империи Карла Великого адвокатура
стала приходить в упадок. Главными формами
не только уголовных, но и гражданских
процессов были судебные поединки и Божие
суды (ордалии). В период феодальной раздробленности
адвокатура фактически перестала существовать.
Каноническое право заимствовало целый
ряд постановлений об адвокатуре из римского
права. К представительству в процессах
в духовных судах допускались как духовные,
так и светские лица. Но ввиду того, что
среди светских было немного людей, сведущих
в праве, большинство адвокатов принадлежало
к духовенству. Мало-помалу в их руки перешли
не только церковные, но и гражданские
и уголовные дела. Однако с появлением
Дигест Юстиниана и с принятием постановлений.
Вселенских соборов Лютеранского и Турского
духовным адвокатам было запрещено выступать
в светских судах.. С конца XIII в. адвокатура
начинает подвергаться законодательной
регламентации. В 1270г. появились знаменитые
Учреждения Людовика Святого, заложившие
основы французского судоустройства и
судопроизводства. Ограничив применение
судебных поединков и тем самым, предоставив
больший простор для деятельности адвокатов,
Людовик издал несколько постановлений
в отношении этой профессии, практически
воспроизводивших римское право. Прежде
всего, он предписывал им "не защищать
на суде незаконных дел". Далее, он требовал,
чтобы адвокаты были "официальными
защитниками бедных, вдов и сирот" и
чтобы в прениях с противниками они "говорили
вежливо и без грубости". Наконец, ссылаясь
на Кодекс Юстиниана, он запретил "заключать
какие бы то ни было сделки относительно
гонорара с клиентами во время производства
дела". Сын Людовика Филипп Смелый развил
и дополнил эти постановления. Указом
1274г. он определил, что: 1) адвокаты, становясь
таковыми, должны приносить присягу по
формуле, близкой к формуле римского права,
но дополненной пунктом о гонораре; 2) эту
присягу они должны повторять ежегодно;
3) размер гонорара должен устанавливаться
сообразно с родом дела и способностью
адвоката, но ни в каком случае не может
быть больше 30 турских ливров. Уже в XIV
в. появляются первые зачатки сословной
организации адвокатуры. Когда высший
суд королевства - парламент, поначалу
разъездной, становится оседлым, адвокаты,
практиковавшие при нем и сопровождавшие
его в путешествиях по государству, сами
образовали свободную ассоциацию и назвали
сословием, по образу римской адвокатуры
имперского периода, в противоположность
многочисленным цехам и промышленным
корпорациям того времени. Сословная организация
не была сразу определена законодательно,
но парижский парламент в своих актах
охотно признавал ее, а законодательство,
не касаясь отношений внутри этого сословия,
ограничивалось определением внешней
его организации. В течении XIV-XVI столетий
было издано около 50 указов, относящихся
к адвокатуре. Указы XIII в. выдвигали принесение
присяги. Эта церемония должна была повторяться
ежегодно. Формула присяги вначале мало,
чем отличалась от римской. Адвокаты давали
клятву в том, что они будут добросовестно
и усердно исполнять свои обязанности,
ведя только правые дела и отказываясь
от защиты или дачи совета, как только
убедятся в несправедливости и неправедности
дела. Впоследствии формула присяги была
расширена: адвокаты обязывались "уведомлять
суд, если заметят в деле что-нибудь касающееся
короля; не употреблять дерзостей в судебных
бумагах; не предлагать и не защищать обычаев,
которые они не считают истинными; вести
дела по возможности быстро; не прибегать
злонамеренно к проволочкам и уверткам;
не брать гонорара свыше 30 ливров; определять
его сообразно с родом дела и положением
тяжущихся; не заключать договоров о части
спорной вещи". В XIV в. было установлено
новое условие для принятия в число адвокатов
- внесение лица в специальный список..
Указ 1354г. официально предписал вести
список парламентских адвокатов, внося
в него достойных и способных и не допуская
неопытных. "Было бы ошибочно думать,
- говорил Де-лашеналь, изучавший парламентские
архивы, - что адвокаты должны были подвергаться
формальному экзамену... Мы не находим
в регистрах парламента никакого упоминания
о подобном экзамене. На практике прибегали
к более простому и быстрому способу: наводили
справки только относительно религии
и нравственности адвоката; что же касается
его способности, то она удостоверялась
его дипломом лиценциата прав". Таким
образом, требование к адвокату иметь
высшее юридическое образование установилось
на практике само собой. Законодательство
формально подтвердило его не ранее конца
XV в. Но многие факты не оставляют сомнения
в том, что это требование существовало
гораздо раньше. Представив свой диплом,
кандидат в адвокаты допускался к присяге
при отсутствии каких-либо препятствующих
тому причин. Обыкновенно присяга приносилась
в день открытия парламентских заседаний,
когда практикующие адвокаты возобновляли
свою присягу. "Каждый год, - пишет Делашеналь,
- 12 ноября, на следующий день после праздника
св. Мартина, парламент собирался под председательством
канцлера или же первого президента в
большой зал дворца, чтобы выслушать мессу
св. Духа. Она пелась торжественно между
шестью и семью часами утра духовенством
одного из четырех нищенских орденов в
присутствии многочисленной публики.
По окончании мессы председатель и члены
суда удалялись в большую камеру. Сначала
при закрытых дверях читались указы, касавшиеся
членов и приставов парламента. Затем
двери отворялись и прочитывались указы,
относящиеся к адвокатам, поверенным и
сторонам. Далее следовали просьбы о допущении
к профессии; они также читались громко.
Наконец, адвокаты и поверенные приносили
обычную присягу". К этому описанию
следует добавить, что молодые кандидаты
сопровождались, как в республиканском
Риме, старыми адвокатами. Имена практикующих
адвокатов заносились в список в порядке
даты их допущения к профессии. Древнейший
из сохранившихся до настоящего времени
список относится к 1340г. и включает 51 фамилию.
Первый адвокат списка назывался деканом.
Он председательствовал на общих собраниях
адвокатов и пользовался некоторыми привилегиями.
Каждый вносимый в список адвокат должен
был уплатить два экю, которые шли на устройство
"обычных месс". Хотя Вселенские соборы
запретили духовным лицам выступать в
роли адвокатов в светских судах, этот
запрет на практике не соблюдался. В числе
адвокатов было много лиц духовного звания
не только на протяжении средних веков,
но и в Новое время. При этом монахи как
лица, отрекшиеся от мирского и обязанные
беспрекословно повиноваться духовному
начальству, никогда в адвокатуру не принимались.
Хотя адвокаты назвали свое объединение
сословием, его внутренняя организация
в средние века отличалась от организации
в Новое время. Прежде всего, они не только
не были отделены от института поверенных,
а наоборот, составляли вместе с ним одну
ассоциацию. Это произошло следующим образом.
В помещении парламента с давних пор находилась
капелла св. Николая, который во Франции
считался покровителем юристов. В XIV в.
было образовано религиозное братство
св. Николая, членами которого стали адвокаты
и поверенные. Благодаря этой ассоциации
между адвокатами и поверенными установилось
тесное общение, в результате чего наряду
с братством возникли общины адвокатов
и поверенных. В сущности, по словам Делашеналя,
братство и община мало, чем друг от друга
отличались: одна ассоциация носила исключительно
религиозный характер, другая - светский.
Во главе общины стояли депутаты, избранные
ее членами. Они управляли имуществом
общины, являлись ее представителями.
Адвокаты, как было не раз подтверждено
указами, входили в состав парламентского
корпуса и занимали в нем место, следующее
за судьями и прокурорами. Парламент имел
право издавать всякого рода распоряжения,
касавшиеся внутренней дисциплины, распространявшиеся
и на адвокатов. В парламентских архивах
сохранилось немало документов, свидетельствующих
о привлечении адвокатов к дисциплинарной
ответственности. Применялись такие наказания,
как денежный штраф, удаление из заседания,
запрещение заниматься адвокатской практикой,
арест. Парламент требовал от адвокатов
аккуратного исполнения своих обязанностей
и наказывал их за опоздание на заседание
и за отлучку без разрешения из города.
За такие провинности налагался штраф
не свыше 10 парижских ливров. Первые указы
об оплате труда адвокатов, гонораре идут
по пути, намеченному законодательством
Юстиниана. Они устанавливали предельную
сумму гонорара за одно дело - 30 турских
ливров. В XIV в. турские ливры были заменены
на парижские. Взыскание гонорара производилось
в соответствии с постановлениями римского
права. Адвокат сам определял вознаграждение,
но обязательно до процесса. Если он не
оговорил такое условие вовремя или если
доверитель требовал уменьшения гонорара,
размер его устанавливался парламентом.
Нередко адвокаты прямо обращались к парламенту
с просьбой определить их гонорар. В других
случаях они сами назначали его размер,
и парламент ограничивался проверкой
его соразмерности потраченным усилиям,
причем часто уменьшал требования адвокатов.
В случаях проигрыша процесса и уклонения
доверителя от платежа адвокаты прибегали
к суду. Иск о гонораре в то время считался,
по праву Юстиниана, дозволенным и нисколько
не предосудительным. В целом сословная
адвокатура просуществовала без изменений
до начала Великой французской революции.
2 сентября 1790г. она была упразднена Учредительным
собранием. Один из декретов Учредительного
собрания гласил: "...Те, кто раньше назывались
адвокатами, не должны составлять ни сословия,
ни корпорации, носить особые одежды при
исполнении своих обязанностей". Однако
не прошло и 12 лет, как вновь стали проявляться
признаки сословной организации адвокатуры.
В 1802г. адвокатам было предписано носить
при отправлении своих обязанностей адвокатскую
мантию. В 1822г. вышел новый закон о независимости
адвокатуры. Причиной его появления стал
интересный прецедент. Прокуроры, назначая
дисциплинарный совет из выбранных сословием
кандидатов, оказывали исключительное
предпочтение одним и тем же лицам. Однако
на выборах 1822г. случилось так, что почти
все благонадежные не попали в список
кандидатов в совет. Это подтолкнуло прокуратуру
к инициированию принятия нового закона
об адвокатуре. В предисловии к нему министр
юстиции писал, обращаясь к королю: "Эта
профессия обладает привилегиями, которым
удивляются робкие умы, но необходимость,
которых давно доказана опытом. Независимость
адвокатуры столь же дорога для правосудия,
как и для нее самой. Без принадлежащей
адвокатам привилегии свободно обсуждать
решения, произносимые правосудием, ошибки
его стали бы чаще, умножились, были бы
непоправимы, или, лучше сказать, пустой
призрак правосудия занял бы место той
благодетельной власти, которая не имеет
другой опоры, кроме разума и истины...
Без внутренней организации, снимающей
с адвокатуры бесполезное иго постоянного
и непосредственного надзора, это сословие
не могло бы более надеяться на то, что
будет видеть в своих рядах великих людей,
составляющих его славу, а правосудие,
на котором отражается блеск и достоинство
их талантов, в свою очередь, утратило
бы своих вернейших союзников и лучших
руководителей". "Только имея перед
собой высокий идеал, адвокат может подняться
над уровнем обыденной деятельности, и
мы видели, что в этом отношении французская
адвокатура всегда была верна традициям
лучших времен римского патроната.
5
Другой моделью европейской адвокатуры
была адвокатура в Англии. Английская
адвокатура в стране обычного права и
самоуправления развивалась практически
без всякого воздействия на нее законодательной
власти. Ее организация не была определена
в законах, а основывалась на выработанных
веками обычаях. Первые сведения об английских
адвокатах мы находим в законах англосаксонских
королей. Адвокаты назывались защитниками.
Так, по закону Эдмунда X, человек, убивший
члена другой семейной общины, избирал
себе защитника, который своим посредничеством
должен был предотвратить кровную месть
и заменить ее выкупом. Действуя в системе
общего права, адвокаты в своей деятельности
опирались не на закон, а на прецеденты.
Обладая даром красноречия, они на суде
пытались оправдать своих подзащитных,
не давая их действиям юридической квалификации.
6
Развитие адвокатуры в России связанно
с принятием Судебных Уставов 1864г. в рамках
проведения правовых реформ императора
Александра II. Но еще до этих судебных
реформ роль адвокатов выполняли ходатаи
по чужим делам, стряпчие, которые оставили
о себе весьма неблагоприятные воспоминания.
Они находились в полной зависимости от
судей и практически не имели никаких
прав. По системе, установленной Указом
от 5 ноября 1723г., как и ранее, «тяжущиеся»
(т.е. гражданские) дела готовились не стряпчими,
а государственными чиновниками. «Тяжущиеся»
стороны должны были только представлять
свои прошения, документы и доказательства,
после чего суд объяснял дело и управлял
его ходом до окончательного решения.
Задача стряпчего, формальное участие
которого в то время сводилось к сбору
и составлению бумаг, заключалась в стремлении
запутать дело, затянуть его рассмотрение,
воздействуя закулисными средствами на
всемогущую неповоротливую судебную канцелярию.
Граждане, собственно, для этого и обращались
к стряпчему.
В 1775г. Екатерина II подписала указ «Учреждения
о губерниях». По нему стряпчие являлись
помощниками прокурора и защитниками
казенных интересов. Каких-либо требований
в виде образовательного или нравственного
ценза к стряпчим не предъявлялось. Не
существовало и внутренней организации.
Предусматривался ряд оснований, влекущих
отрешение от стряпчества, среди которых
упоминались и такие, как если стряпчий
предстанет перед судом пьяный или, проведя
время в пьянстве, пренебрежет тяжбу или
будет изобличен в картежной игре, и др.
Комиссия по составлению законов 1820г.
также весьма негативно характеризовал
стряпчих. Она отмечала, что в России те,
кто носят имя стряпчих, находятся в таком
неуважении, какого большая часть из них
действительно заслуживает, судя по примерам,
как некоторые из них исполняли принятые
на себя обязанности, о чем могут засвидетельствовать
самые присутственные места. Никто не
может с благонадежностью вверить им попечение
о своих выгодах и положиться на них.
Законом от 14 мая 1832г. был создан институт
присяжных стряпчих, направленный на упорядочение
деятельности судебных представителей
в коммерческих судах. В список лиц, которые
могли заниматься практикой в коммерческих
судах, включались только те, кто представит
аттестаты, послужные списки и другие
свидетельства об их звании и поведении.
Российское общество продолжало развиваться,
и к середине XIX века необходимость проведения
судебной реформы становилась все более
очевидной. Органической ее частью должен
был стать институт адвокатуры, по сути
дела еще неизвестной российскому судопроизводству.
Поэтому вопрос о будущем адвокатуры в
то время серьезно обсуждался российской
общественностью, которая пыталась найти
компромисс между сложившимся неуважением
имеющейся адвокатуре и неумолимыми требованиями
времени о создании состязательного процесса
в судах.
Для подготовки судебной реформы в 1861г.
Н.Д. Будаловым была образована комиссия.
Результатом работы стали «Основные положения
преобразования судебной части в России»,
утвержденные Александром II 29 сентября
1862г. Эти «Положения» состояли из трех
частей, посвященных, соответственно,
судоустройству, гражданскому и уголовному
судопроизводству. В них фиксировались
следующие институты: отделение суда от
администрации; выборный мировой суд;
присяжные заседатели в окружном суде;
адвокатура; принцип состязательности.
Такое начало «Основных положений», как
образование судебной части в России,
легло в основу учреждения «Судебных установлений»,
принятых затем 20 ноября 1864г. в виде закона.
Им впервые в России учреждается адвокатура
(присяжные поверенные), «без которых решительно
невозможно будет введение состязания
в гражданском и судебных прениях в уголовном
судопроизводстве с целью раскрытия истины
и предоставления полной защиты тяжущимся
обвиняемым перед судом». Адвокатура созданная
в ходе этой судебной реформы, стала быстро
завоевывать себе общественный авторитет.
Современники поражались обилию талантливых
адвокатов, их популярности у народа, росту
числа «выигранных дел». Демократические
движение 60-х годов вовлекло в адвокатуру
многих свободомыслящих, одаренных и образованных
юристов, которые по своим убеждениям
вынуждены были служить самодержавию,
но в тайне надеялись использовать судебную
власть как легальную возможность обличения
пороков существовавшего строя. Адвокатура
стала весьма престижной и высокооплачиваемой
сферой деятельности. Институт присяжных
поверенных создавался в качестве особой
корпорации, состоявшей при судебных палатах.
Но она не входила в состав суда, а пользовалась
самоуправлением, хотя и под контролем
судебной власти.
В законе определены условия, которые
предъявлялись к присяжным поверенным.
Фактически они совпадали с требованиями,
предъявлявшимися к судьям. Наряду с высшим
юридическим образованием для присяжного
поверенного требовался пятилетний стаж
работы по юридической специальности.
Но введены и ограничения. Присяжными
поверенными, в частности, не могли быть
лица, не достигшие 20-летнего возраста,
иностранцы, граждане, объявление несостоятельными
должниками, люди, состоявшие на службе
от правительства или по выборам, за исключением
лиц, занимавших почетные или общественные
должности без получения жалования, граждане,
подвергающиеся по судебным приговорам
лишению или ограничению прав состояния,
а также священнослужители, лишенные духовного
сана по приговорам духовного суда, лица,
состоявшие под следствием за преступления,
влекущие за собой лишение или ограничение
прав состояния, а также те, которые были
под судом за такие действия и не оправданы
судебными приговорами, исключенные из
службы по суду или из духовного ведомства
за пороки, исключенные из числа присяжных
заседателей. Для лиц нехристианских вероисповеданий
(т.н. «иноверцев») поступление в адвокатуру
было ограничено рядом дополнительных
условий. Совет присяжных образуется в
каждом округе судебной палаты для «правильного
и успешного надзора» за всеми присяжными
поверенными. Он совмещал обязанности
административного и судебного характера.
Осуществлял наблюдение за точным исполнением
присяжными поверенными своих обязанностей,
исполнением ими законов, установленных
правил и всего прочего в интересах доверителей.
Установлен порядок образования совета.
Он мог создаваться при наличии не менее
20 присяжных поверенных округа судебной
палаты. Число членов совета – «не менее
5 и не более 15, по решению общего собрания».
Предусматривалась возможность избрания
отделений совета присяжных поверенных
при окружном суде. Это делалось в тех
случаях, когда в каком-либо городе, в котором
хотя и не было судебной палаты, работало
более 10 присяжных поверенных. Предусматривалось
и правовое положение совета присяжных
поверенных. Так, к обязанностям и правам
совета присяжных поверенных относились:
Рассмотрение прошений лиц, желающих «приписаться»
к числу присяжных поверенных, или выйти
из этого звена, и сообщение судебной палате
о приписке их или отказе в этом; Рассмотрение
жалоб на действия присяжных поверенных,
наблюдение за точным исполнением ими
законов и установленных правил; назначение
поверенных по очереди для безвозмездного
хождения по делам лиц, пользующихся на
суде правом бедности; определение количества
вознаграждения поверенному по таксе,
в случае несогласия по этому предмету
между ним и тяжущимся, или когда не было
заключено между ними письменного условия;
Определение взыскания с поверенных, как
по собственному предусмотрению совета,
так и по жалобам, поступающим в совет.
Кроме того, совет присяжных поверенных
имел право подвергать их дисциплинарным
наказаниям:предостережение; запрещение
отправлять обязанности поверенного в
предложении определенного советом срока,
но не более 1 года; исключение из числа
присяжных поверенных; предание уголовному
суду в случаях, особенно важных. Специально
оговаривалось и то обстоятельство, что
исключенные из числа присяжных поверенных
лишаются права поступать в это звание
во всем государстве. Если присяжному
поверенному запрещалось два раза временно
отправлять его обязанности, в случае
его новой вины, которую совет признает
заслуживающей такого же взыскания, он
исключается советом из числа поверенных.
Никакое постановление совета присяжных
поверенных не может иметь силы, когда
в нем участвовало менее половины членов
совета. При равенстве голосов голос председателя
дает перевес тому мнению, которое им принято.
Но взыскания могут быть определены советом
только по числу двух третей голосов. На
все постановления совета, кроме предостережения
или выговора, могли быть принесены жалобы
в судебную палату, в двухнедельный срок
со времени объявления этих постановлений.
Протесты прокуроров допускались в то
же срок. Определения палаты по этим жалобам
и протестам были окончательными. Все
постановления относятся в равной мере,
как к советам, так и к отделениям совета
присяжных поверенных. В последнем случае
обжалование производится в местный окружной
суд. Был определен и порядок поступления
в число присяжных поверенных. «Желающий
должен подать о том прошение в совет поверенных».
К прошению прилагались все документы,
необходимые для установления в том, что
проситель удовлетворяет условиям, требуемым
для поступления в присяжные поверенные.
После того как совет присяжных поверенных
принял решение о принятии данного лица,
тот должен дать присягу по правилам своего
вероисповедания. Интересен и сам текст
присяги: «Обещаются и клянусь Всемогущим
Богом, пред святым его Евангелием и Животворящим
Крестом Господним Его Императорскому
Величеству Государю Императору, Самодержавцу
Всероссийскому, исполнять и не говорить
на суде ничего, что могло бы клониться
к ослаблению православной церкви, государства,
общества, семейства и доброй нравственности,
но честно и добросовестно исполнять обязанности
принимаемого мною на себя звания, не нарушать
уважения к судам и властям и охранять
интересы моих доверителей или лиц, дела
которых, будучи на меня возложены, памятуя,
что я во всем этом должен буду дать ответ
перед законом и перед Богом на страшном
суде его. В удостоверение сего целую слова
и крест спасителя моего. Аминь» . Принятие лиц нехристианских
вероисповеданий допускалось лишь с разрешения
Министерства юстиции.
Были описаны права и обязанности присяжных
поверенных. Они «могут принимать на себя
хождение по делам во всех судебных местах
округа судебной палаты, к которой они
приписаны». Присяжный поверенный, назначенный
для производства дела советом, не может
отказаться от исполнения данного ему
поручения, не предоставив достаточных
для этого причин. Присяжный поверенный
также не может действовать в суде в качестве
поверенного против своих близких родственников.
Он не может также быть поверенным в одно
и то же время у обеих спорящих сторон.
Переходить по одному и тому же делу последовательно
от одной стороны к другой. Обязывали присяжного
поверенного не оглашать тайн своего доверителя
не только во время производства, но и
даже после окончания дела.
Положения Судебных Установлений свидетельствует
о том, что присяжные поверенные не были
государственными служащими. Поэтому
на них не распространялось чинопроизводство.
Не имели они и права на служебные знаки
отличия. Присяжные поверенные – это установленные
в государственных интересах лица свободной
профессии. Они были независимы от суда
в своих действиях по ведению уголовных
и гражданских дел, подчинялись только
для них предусмотренному особому дисциплинарному
порядку.
Предусматривалась и ответственность
присяжных поверенных. Она могла быть
уголовной, дисциплинарной и гражданской.
Уголовная ответственность наступала
при совершении умышленных действий во
вред своим доверителям. Например: злонамеренное
превышение пределов полномочий и злонамеренное
вступление в сношение или сделки с противниками
своего доверителя во вред ему; злонамеренная
передача или сообщение противнику своего
доверителя документов. Присяжные поверенные
подлежали также уголовному наказанию
за оскорбление суда или участвующих в
деле лиц (в судебных речах или бумагах).Дисциплинарная
ответственность наступала при нарушениях
профессиональных обязанностей, не дающих
оснований для уголовного преследования,
а также при несоблюдении адвокатской
этики. Гражданская ответственность предусматривалась
при совершении действий, сопряженных
с нанесением материального ущерба доверителю,
а также небрежным исполнением своих обязанностей
(пропуск процессуальных сроков и т.п.)
Следует признать неправильным и то, российское
законодательство, в отличие от иностранного,
не разрешило профессорам, ведущим курс
юридических наук, заниматься адвокатской
практикой, приравнивая их к лицам, состоящим
на государственной службе. Присяжные
поверенные могли принимать на себя ведение
любых дел, как уголовных, так и гражданских.
Но ни в одних, ни в других делах они были
не единственными правозаступниками.
В гражданских процессах, кроме них, вести
дела тяжущихся могли также частные поверенные,
а в уголовных делах – и близкие родственники.
Кроме того, по делам, находящимся в производстве
мировых судей, к ведению дел допускались
все правоспособные граждане, но не более
как по трем делам в течение года в пределах
одного и того же мирового округа.
Присяжным поверенным запрещалось: покупать
или каким-либо другим способом приобретать
права своих доверителей по тяжбам;вести
дела в качестве поверенного против своих
родителей, жены, детей, родных братьев,
сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер;быть
поверенным обоих тяжущихся или переходить
от одной стороны к другой в одном и том
же процессе; оглашать тайны своего доверителя.
Что касается гонораров, то присяжные
поверенные могли заключать письменные
условия о гонораре за ведение дела по
соглашению сторон. Помимо этого, существовала
особая такса, имевшая двоякое значение.
Во-первых, суд руководствовался ею при
исчислении суммы издержек, подлежащих
взысканию с проигравшей стороны в пользу
выигравшей за приглашение адвоката. Во-вторых,
суд сам определял размер гонорара поверенного,
когда тот заключил письменного условия
с клиентом. Сначала предполагалось, что
Министерство юстиции по представлениям
Судебных Палат и советов присяжных поверенных
будет устанавливать твердую таксу оплаты
труда поверенного каждые три года. Но
это исполнено не было. И первая такса,
установленная в 1868г., оставалась единой
на весь период существования присяжной
адвокатуры в России. Это относилось только
к гражданским делам . Основным критерием
при определении размера гонорара принималась
цена иска. Так, за участие по делу в двух
инстанциях присяжных поверенных получал
определенный процент от суммы иска.По
делам, не подлежащим оценке, гонорар определялся
судом, исходя из значения и важности дела
для тяжущихся сторон, их материального
положения, а также времени и труда затраченного
поверенным, Эта сумма могла составлять
от 50 до 1200 рублей.Вознаграждение за ведение
дела в порядке «охранительного судопроизводства»
(используя современную терминологию
– «по назначению суда») также определялось
судом, в зависимости от сложности дела
в размере до 600 рублей, а по делам ценою
менее 500 рублей, - по усмотрению суда в
размере до 50 рублей.За ведение дела в
первой инстанции присяжный поверенный
получал 2/3 определенного таксой гонорара,
за ходатайство во второй инстанции –
1/3, а в кассационном департаменте Сената
– ¼.Право на получение гонорара в случае
проигрыша дела уменьшалось, присяжный
поверенный истца получал ¼, а поверенный
ответчика – 1/3 положенного ему гонорара.
Составление подробных правил о порядке
взимания сбора с присяжных поверенных,
а также контроля и отчетности по нему,
возлагалось на Судебные Палаты. Утверждали
эти правила руководители трех ведомств:
министр юстиции, министр финансов и государственный
контролер. Судебные Палаты обязаны были
принимать меры к точному соблюдению указанных
правил со стороны советов присяжных поверенных
и окружных судов.В судебном заседании
присяжные поверенные пользовались свободой
речи, но в то же время не должны были «ни
распространяться о предметах, не имеющих
никакого отношения к делу, ни позволять
себе должное уважение к религии, закону
и властям, ни употреблять выражения, оскорбительные
для чьей бы то ни было личности». Оскорбленное
лицо могло привлечь присяжного поверенного
на основании общих законов к ответственности
за клевету и обиду. Судебная реформа не
уделила должного внимания вопросу о помощниках
присяжных поверенных. В Судебных Установлениях
лишь говорилось, что присяжными поверенными
могли быть лица, «занимающихся в течении
пяти лет судебной практикой под руководством
присяжных поверенных в качестве помощников».Указывалось,
что с учреждением сословия присяжных
поверенных у них могут быть помощники
(по практическим занятиям), которые, кончив
курс юридических наук, но нигде не служившие,
могут тем не менее иметь сведения и в
судебной практике.
В 1874г. был издан закон, учредивший, наряду
с присяжной адвокатурой, институт частных
поверенных. Для того чтобы стать частным
поверенным и получить право на участие
в производстве гражданских дел, как мировых,
так и в общих судебных установлениях,
необходимо было получить особое свидетельство.
Оно выдавалось судами, в округе, где частный
поверенный осуществлял ходатайства по
делам. Этими же судами накладывались
и дисциплинарные наказания. Подробно
правовое положение было регламентировано
значительно позже. Запрещалось получать
звание частного поверенного женщинам.
Институт частных поверенных, в то время
подвергался острой, и, вероятно, справедливой
критике. Институт частных поверенных
законодатели ввели из-за недостатка присяжных.
Имелось в виду, прежде всего, ведение
ими только гражданских дел. Но частные
поверенные, пользуясь предоставленным
им ст. 565 Устава Уголовного Судопроизводства
правом, очень быстро сориентировались
в ситуации и стали активно вести уголовные
дела. Качество же их работ значительно
уступало профессиональным присяжным
поверенным. Это и неудивительно, поскольку
требования, предъявляемые законом к частным
поверенным, были заниженными. Так, им
мог стать всякий грамотный, совершеннолетний
и не учащийся, не отлученный от церкви
и не исключенный со службы, из своего
сословного общества или из ходатаев по
чужим делам, а также не лишенный по суду
всех прав состояния суду за деяния, влекущие
такое лишение прав.
7.Февральская революция 1917г. породила
надежду на демократизацию как российского
общества, так и адвокатуры.
Подкомитет по
законопроектам Временного правительства
готовил новый закон об адвокатуре России.
Прогрессивным явлением деятельности
Временного правительства было разрешение
женщинам заниматься адвокатской практикой.
Трудно сказать, как фактически преобразовало
бы Временное правительство адвокатуру
в России, но период его деятельности был
весьма кротким, и Великая Октябрьская
социалистическая революция 1917г., и последовавшая
за ней диктатура пролетариата привели
к уничтожению русской, так называемой
«буржуазной» адвокатуры и лишению ее
лучших традиций. Многие адвокаты были
уничтожены физически как представители
враждебного пролетариату класса. Другие
оказались в концлагерях. А оставшиеся
на свободе были лишены права выступать
в судах.Декретом о суде №1 от 24 ноября
1917г. социалистическая революция упразднила
все судебные учреждения российского
буржуазного государства, наряду с ними
– присяжную и частную адвокатуру. Этим
же декретом были созданы советские суды.
В качестве защитников и обвинителей допускались
все непорочные лица обоего пола, пользующиеся
гражданскими правами. Вопрос о судебной
защите решался именно таким образом,
хотя специальной организации защиты
создано не было. Коллегии правозащитников
создавались путем свободной записи всех
лиц, желающих оказать помощь революционному
правосудию, но нужна была рекомендация
Советов рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов. Согласно Инструкции от 19 декабря
1917г., обвиняемый мог воспользоваться
также защитником из числа лиц, присутствующих
в зале суда. Поскольку члены коллегии
правозащитников выступали лишь по наиболее
сложным уголовным делам, подсудным трибуналом,
то ее вряд ли можно было считать адвокатурой.
Всю иную юридическую помощь гражданам
оказывали бывшие присяжные поверенные,
присяжные юрисконсульты и другие лица,
нелегально занимавшиеся адвокатской
практикой.Кроме того, согласно Инструкции
в судебном заседании революционного
трибунала могли выступать из числа присутствующих
в зале один обвинитель и один защитник.
Государство считало необходимым массовое
привлечение трудящихся к работе в суде.
И поскольку граждане, участвующие в судах
в качестве защитников, никакой иной юридической
помощи не оказывали, то адвокатура в точном
смысле слова тогда не было. И пролетарскому
государству потребовалась новая форма
организация защиты. Это было осуществлено
Декретом о суде №2 от 7 марта 1918г. Он гласил:
«При Советах рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов учреждается коллегия лиц, посвятивших
себя правозаступничеству, как в форме
общественного обвинения, так и в форме
общественной защиты. В эти коллегии поступают
лица, выбранные Советами рабочих, крестьянских
депутатов. Только эти лица имеют право
выступать в суде за плату». Декретом предусматривалось,
что члены коллегий правозаступников
избирались и отзывались советами, при
которых состояли коллегии. Каждый обвиняемый
имел право сам пригласить себе защитника
или просить о назначении ему правозаступника.
Сохранялся порядок, согласно которому
в судебных прениях могли выступать по
одному обвинителю и защитнику из числа
присутствовавших в зале судебного заседания.
Адвокатура оказалась разрешенной, а «адвокаты
– народные представители» не были готовы
осуществлять в суде функции защиты и
представительства. Уровень правовой
культуры в судах резко упал, а защитники
и представители попали в зависимость
от местных властей. Контроль за деятельностью
коллегий защитников возлагался на губернские
отделы юстиции. Они должны были периодически
проводить совещания членов коллегий,
следственных комиссий и народных судей
для единого направления их деятельности.
Фактически же это означало полную зависимость
адвокатуры от государственных органов
в лице губернских отделов юстиции. В июле
1920 года на III Всероссийском съезде деятелей
советской юстиции было высказано мнение
о том, что коллегии обвинителей, защитников
и представителей сторон себя не оправдывали.
Они злоупотребляли доверием, получали
высокие гонорары и т.п. Таким образом,
была дана команда на уничтожение коллегий
еще до внесения изменений в законодательство.
Коллегии правозаступников окончательно
были упразднены Положением о народном
суде РСФСР 1920г.[7]. Согласно этому же
Положению были выделены из деятельности
коллегий правозаступников функции обвинения.
В силу ряда причин после революции формирование
новой адвокатуры было противоречивым.
В государстве после революционной поры
имели место серьезные отступления от
законности. Так, в 1917-1922 гг. уголовную
ответственность и судопроизводство устанавливали
в России высшие органы государственной
власти, органы государственного управления,
суды, непосредственно население. Образовывались
и действовали органы внесудебной репрессии.
Была существенно принижена роль права.
В отдельные периоды юридическая профессия
вообще, а адвокатура в особенности не
находило себе должного применения. Многие
бывшие присяжные поверенные были уничтожены
физически. Кто-то погиб в годы гражданской
войны, сражаясь в основном в рядах Белой
армии. Некоторые умерли от болезни, находясь
в концентрационных лагерях. Небольшому
числу удалось эмигрировать за границу.
За период гражданской войны численность
адвокатов в России сократилось с 13000 в
1917г. до 650 к 1921г. Присяжным поверенным,
оставшимся в России, пришлось сменить
профессию. Но вскоре назрел вопрос о возрождении
института адвокатуры. Тем более, что для
выхода и глубокого социально-экономического
кризиса в соответствии с новой экономической
политикой необходимо было развивать
экономику с –элементами рынка. Для защиты
же интересов предпринимателей, собственность
или пользование которых передавалось
часть национализированной промышленности,
также нужны были квалифицированные адвокаты
8
В советском праве не было четкого понятия
об этических принципах работы адвоката,
особенно в том, что касалось отношений
между адвокатом и клиентом, адвокатом
и судьей и адвокатом и прокурором или
следователем. История обучения юридическим
знаниям в СССР берет начало с открытием
юридического факультета Московского
Государственного Университета, но право
не воспринималось серьезно как наука до более позднего временит
при Сталине.В первой половине 30-х годов
адвокаты страдали от правового нигилизма
как за пределами адвокатуры, так и внутри
нее. Отсутствие уважения к закону, всеобщее
презрение к юристам характерно для всего
советского периода, но никогда оно не
было столь велико, как в первые два десятилетия
советской власти. К 1934г. право стали считать
постоянно действующим фактором легитимности
государства, в то же время разрабатывался
закон об адвокатуре и предполагалось,
что адвокатура должна иметь, по крайне
мере, внешние атрибуты законной и ответственной
организации. В тот же период времени начинались
многочисленные дебаты по вопросам права.
А. Вышинский выступал за усиление роли
адвокатуры в защите интересов пролетарского
государства. Более того, он хотел, чтобы
адвокатура осуществляла контроль над
местными политиками и юристами путем
принесения протеста на отдельные действия
судов и следователей. В 1935г. адвокатура
пострадала от чистки проходившей по всей
стране с разной степенью интенсивности
и влияния. Но правда, в ноябре 1936г., может
быть, потому, что адвокатов признали неизбежным
злом, был образован отдел правовой защиты
в Комиссариате Юстиции СССР (хотя поначалу
он не имел большого влияния). Проводилась
кампания по увеличению численности адвокатов,
особенно из числа трудящихся. Но эта кампания
не была полностью успешной, так как многие
адвокаты были все еще буржуазными специалистами.
Законопроект 1937г. оказался слишком либеральным,
так как содержал некоторые намеки на
сословие. После перетряски руководства
Комиссариата Юстиции в 1938 г. контроль
захватили Консерваторы. Вторая чистка
в 1938г. вновь не смогла создать новое соотношение
социальных сил среди адвокатов и значительно
увеличить влияние Коммунистической партии.
Сама структура адвокатуры, право ее рядовых
членов избирать членов президиума и председателя
– все это затрудняло контроль над ней.
В январе 1939г. с либеральным поведением
при выборах в коллегиях было покончено,
и коммунистов стали принудительно загонять
в коллегии. 16 августа 1939г. «Закон об адвокатуре»
был одобрен Советом Министров СССР. Он
руководил действиями 8000 адвокатов при
население 191 млн. Человек. Коллегии Адвокатов
пришли на смену Коллегиям Защитников.
Согласно этому закону адвокаты больше
походили на производственные единицы,
действующие под руководством заведующего
(единолично управляющего), чем на юристов.
Свободно организованные коллективы упразднялись,
а всех адвокатов переводили в юридические
консультации, которые должны были подчиняться
президиуму коллегии адвокатов. Хотя,
без сомнения, в основе модели консультации
лежала дореволюционная консультация,
более мощные механизм контроля был уже
характерной чертой эпохи сталинизма.
Заведюущие были прямо подчинены президиумам,
а не общим собраниям. Больше не разрешалась
частная практика, за исключением особых
обстоятельств в сельских районах, где
практиковали врачи и учителя. Юрисконсульты
больше не могли быть членами коллегии
адвокатов. Более того, главным для адвоката
было его политическое лицо, начиная с
этого времени, у адвокатов появились
дополнительные побудительные мотивы
к вступлению в политическую партию, даже
если они и не отдавали ей своих идеологических
предпочтений. Фактически адвокатура
привлекла многих людей идеалами законности
в противовес партийности. Адвокаты даже
утратили часть контроля за установлением
размеров своих гонораров, так Комиссариат
Юстиции имел место право выпускать инструкции,
устанавливающие обязательные тарифы
за оказание юридической помощи. До самого
конца сталинского периода Комиссариат
Юстиции успешно пользовался этим правом,
продолжая все больше и больше сокращать
возможности самой адвокатуры определении
собственной гонорарной политике, выпуская
инструкцию за инструкцией (в следующих
документах Наркомату представлялись
большие полномочия: на управление выборами
президиума согласно Приказу Наркомата
Юстиции от 26 октября 1939г. №98; на контроль
за приемом в коллегии согласно Приказу
от 22 апреля 1941г. №65; на установление ставок
оплаты согласно приказам от 2 октября
1939 г. №85, от 25 сентября 1940г. №29, от 24 января
1941 г. №18; на подготовку молодых адвокатов
согласно инструкциям от 23 апреля 1940г.
№47; на дисциплинарное разбирательство
согласно Приказу от 11 апреля 1940г. №47 (адвокат
мог обжаловать наложение дисциплинарного
взыскания в Наркомате/ Министерстве Юстиции).
Это декретное управление было микроиллюстрацией
картины функционирования всей советской
системы. Сталинское руководство расширило
определение «антигосударственной деятельности»
и часто возлагало бремя доказывания на
обвиняемого. В уголовном Кодексе 1934г.
«террористам» было отказано в праве на
защиту и апелляцию. Статья 111 Конституции
1936 годы упоминало праву на защиту, но
допускала разные толкования. В результате
практически была сведена к нулю роль
адвоката защиты, особенно в делах о политических
преступлениях, тогда применялась печально
известная статья 58 УК о антигосударственной
агитации. В годы Большой Чистки, 1936 –
1938 гг., особое совещание – тройки ОГПУ
решали судьбу обвиняемых по политическим
преступлениям без адвоката. Если адвокат
защиты присутствовал при разбирательстве
на обычном уголовном процессе, он был
обязан признать вину своего клиента.
Роль адвокатуры не только не повышалась,
но и продолжала сохранять подчиненное
положение в советской правовой системе.
Кроме того, адвокаты страдали от сокращения
сферы их деятельности, так как разрешение
споров по гражданским экономическим
делам было перенесено из судов, как это
было при НЭПе, в государственные органы.
Лишь не многие адвокаты допускались к
политическим делам. Президиум Коллегии
Адвокатов в ходе консультации с КГБ отбирал
тех адвокатов, кто мог иметь специальное
свидетельство – «допуски». Пытаясь добиться
расположения влиятельных лиц, некоторые
адвокаты требовали еще более строгого
наказания для своих клиентов, нежели
прокуроры, хотя такие адвокаты являлись
скорее исключением, чем правилом. Несмотря
на приниженное положение адвокатуры,
в целом члены коллегии по – прежнему
сохраняли верность своей профессии. Даже
при отсутствии единой общегосударственной
ассоциации адвокатуры во многом сохранила
свою корпоративную целостность, имела
ограниченную автономию особенно в вопросах
дисциплины и платежей. В 1951г. Московская
Городская Коллегия Адвокатов (МГКА) даже
создала собственные исследовательские
отделы по красноречию, криминологии,
гражданским делам. Как и царские присяжные
поверенные, советские адвокаты даже при
Сталине были заинтересованы в глубоких,
красноречивых выступлениях на суде. Но
здесь следует видеть различия в подходе,
как об этом говорил один адвокат в конце
пятидесятых годов. М.М. Флятте предупреждал,
что адвокаты при царизме в тактических
целях использовали сентиментальность,
а советское время – только факты, а не
буржуазные дикции. Тем не менее, известно,
что в это время адвокаты изучили речи
западных адвокатов на суде и наиболее
заметные выступления адвокатов при царизме,
хотя многие из них считали себя более
образованными, нежели присяжные поверенные,
участвовавшие в состязательной системе.
Адвокаты стали получать более или менее
системное образование к концу сталинского
периода. В 1935г. юридическое образование
было реорганизовано совместно с декретом
ВЦИК и Совнаркома от 5 марта. В это время
были созданы юридические институты. Однако
адвокаты продолжали получать образование
отдельно от других работников юстиции.
Юридическое образование было фактически
«в загоне» до начала послевоенного периода,
пока в октябре 1946г. ЦК не издал постановление
«О расширении и улучшении юридического
образования». Послевоенный период, не
смотря на попытку власти дать юристам
образование более высокого класса, большинство
студентов выбирали заочные вузы (особенно
должностные лица юстиции). К 1950г., однако,
все адвокаты должны были, как минимум,
закончить курс, эквивалентный степени
бакалавра права, далее они объединялись
с другими будущими юристами в школах
права. Один адвокат, окончивший МГУ в
1950г., отмечал, что поскольку большинство
студентов – юристов хотело работать
с фиксированной зарплатой после окончания
института, они не хотели практиковать
в качестве адвокатов. Таким образом, адвокатура
не была самой желаемой юридической профессией
в начале пятидесятых годов, так как рассматривалась
многими как связанная с финансовым риском.
Следовательно, выходило, что те студенты,
которые все – таки вступали в адвокаты,
были действительно заинтересованы в
юридической практике адвоката.
Н.С. Хрущев, который пришел на смену Сталину,
стремился усилить роль права и профессиональных
юристов в строительстве социализма. На
одной из сессии Верховного Совета СССР
В 1957г. была пронесена речь о том, как адвокаты
должны «помогать усилению социалистической
законности и отправлению правосудия»
Москва, 1957 год. Адвокатам защиты предоставлялось
гораздо больше возможностей участвовать
на более ранних стадиях уголовного разбирательства
дел некоторых категорий клиентов в результате
внесения изменений в Основе уголовно
– процессуального законодательства
СССР (1958г.) и в отдельные уголовно – процессуальные
кодексы союзных республик. Предоставлялось
больше прав защите, защитнику разрешалось
представлять несовершеннолетних, инвалидов,
людей, не говоривших на языке, который
использовался в суде, с начала предварительного
расследования (статья 22 Основ уголовно
– процессуального законодательства),
В 1961г. Верховный Совет издал указ об особенностях
судопроизводства, по которому вводился,
в частности, открытый процесс при полном
составе суда, защите давалось достаточное
время для подготовки к процессу.В то время
как Хрущев определенно поддерживал эти
правовые реформы, он был не единственной
силой, стоявшей ха их проведением. Либеральные
юристы, а среди них были и некоторые адвокаты,
работали над проектом Основ уголовно
– процессуального законодательства
и боролись с консерваторами в правоохранительных
учреждениях, включая прокуратуру, и в
аппарате ЦК. В ходе этих дебатов возродился
конфликт мнений о праве на защиту, впервые
проявившейся в конце 30-х годов при Сталине
Адвокаты защиты были среди самых либеральных
реформаторов и поддерживали ученых –
правоведов в этих дебатах. В дополнение
к работе над проектами уголовно – процессуального
кодекса адвокатов уголовной секции МГКА
в 1956-1958 гг. адвокаты Коллегии, специализировавшие
по гражданским делам, участвовали в работе
подкомитета Верховного Совета по пересмотру
гражданского и гражданско–процессуального
кодексов. Участие в рассмотрении гражданских
дел по вопросам права собственности было
широко распространено среди адвокатов,
так же как по финансовым хищениям, жилищным
вопросам, семейному праву, интеллектуальной
собственности и праву наследования. В
50-е годы значение роли адвокатов в уголовном
и гражданском судопроизводстве уже не
подвергалось никакому сомнению. Их «терпели»
даже в кассационном суде, хотя большинство
случаев ходатайства адвокатов и их кассационные
жалобы на этом уровне не удовлетворялись
судом. Типичное объяснение роли адвоката
защиты на суде было следующим: «Защитник,
как прокурор, разъясняет в ходе судебного
разбирательства общественно – политическое
значение дела, подвергает анализу и оценке
полеченные доказательства в суде, дает
юридическую оценку установленным фактам,
характеризует личность обвиняемого и
высказывает свое понимание меры преступления
или призывает к оправданию обвиняемого.
То же самое и в гражданском деле». Советский
адвокат защиты не был законным представителем
обвиняемого по сути в качестве независимой
стороны, определяющей линию своего поведения.
К 50-м годам многие адвокаты были членами
КПСС. В личном плане членство в партии
обеспечивало карьеру в адвокатуре, но
часто не адекватно выражало действительные
идеологические предпочтения. Если отойти
от законодательных реформ, касающихся
роли защиты, следует сказать, что в адвокатуре,
насчитывавшей приблизительно 12 900 человек
при населении Советского Союза 191 млн.,
в начале 60-х годов происходили изменения
в уставных документах. В 1961г. Коллегии
адвокатов Москвы и Ленинграда заменили
общие собрания (конференциям) представителей
консультации. Это изменение сузило возможности
для влияния рядовых адвокатов на решение
профессиональных проблем. Возможность
созыва конференции вместо общего собрания
адвокатов была подтверждена Законом
РСФСР об Адвокатуре 1980г. В Законе РСФСР
об адвокатуре от 25 июля 1962г. пересматривалась
часть закона 1939г. (Ведомости Верх. Сов.
РСФСР - №29-1962.-СТ. 450, сравнение сталинского
законодательства с законом 1962г. Однако
это был не реформаторский закон, поскольку
Министерству Юстиции, а когда оно было
распущено, юридическим комиссиям, исполкомам
и местным советам вменялось в обязанность
осуществлять «общее руководство коллегиями
адвокатов». Сюда включались вопросы шкалы
ставок и установления сроков стажировки.
Конечно, узурпация автономии адвокатуры
Министерством Юстиции – тема, к которой
постоянно возвращались в течение многих
десятилетий как при царизме, так и при
авторитарном режиме Советов. В июле 1955г.
Министерство Юстиции вновь захватило
контроль, когда стало получать регулярные
отчеты президиумов коллегий о поведении
и практике отдельных адвокатов и функционировании
консультаций. В законе не было статьи,
которая защищала бы адвоката от дачи
показаний против своего клиента. Закон
«только удерживал адвоката от разглашения
информации «по данному делу». В 50-е годы
выросло число студентов – юристов. Численность
студентов – юристов возросла в 50-е годы
примерно до 45 тыс. Человек (60% учились
в заочных вузах). Темп роста численности
юристов занимали новые должности. Внутри
юридической профессии наблюдалась некоторая
мобильность, особенно там, где бывшие
прокуроры и судьи переходили в адвокатуру.
Процесс, начавший при Хрущеве, носил эволюционный
характер и не всегда развивался однозначно
при Брежневе. Конечно, юристов, в том числе
адвокатов, можно было заверить, что они
могут проводить шумные кампании в пользу
реформ правовой системы и их за это не
казнят. Кроме того, у юрисконсультов,
юристов, пользовавшихся меньшим престижем
в обществе, работавших на большинстве
предприятий, стало больше обязанностей
с введением реформ Косыгина. Возможно,
от этого выиграли и адвокаты, работавшие
на предприятиях в качестве консультов
(там, где не было собственной юридической
службы). В то же время Зигурд Зайл отмечает,
что «у адвокатов вызывало озабоченность
вторжение юрисконсультов», их численность
росла в связи с увеличением спроса на
правовые услуги в экономической сфере.
Однако в то же время госчиновники продолжали
ограничивать контроль адвокатов над
ставками гонорара. В 1965г. Государственный
Комитет по труду и заработной плате при
Совете Министров СССР принял «Типовые
правила по оплате труда адвокатов» и
«Инструкции по оплате правовой помощи,
оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям,
институтам, колхозам и другим организациям».В
области применения хозяйственного права
обязанности адвокатов действительно
расширились, и произошло это по инициативе
государства, хотя большинство гражданских
дел продолжали рассматриваться без участия
адвокатов. 12 июня 1971г. Брежнев говорил
о «дальнейшем укреплении и развитии советского
законодательства, гарантирующего строжайшее
соблюдение социалистической законности
и правопорядка», что, в частности, касалось
прерогатив государства в экономической
области. 23 декабря 1970г. ЦК КПСС и Совет
Министров выпустили совместное постановление
«Об улучшению правовой работы в народном
хозяйстве», которым предусматривались
меры по работе адвокатов на тех предприятиях,
где не было постоянных юрисконсультов.
Тем самым ликвидировался пробел в их
юридическом обслуживании. 8декабря 1972г.
Министерство Юстиции СССР утвердило
типовой договор «Об оказании правовых
услуг на предприятиях, в институтах и
других организациях (кроме колхоза) юридическими
консультациями при коллегиях адвокатов».
В 1973г. Министерство Юстиции утвердило
новый типовой договор, разрешивший адвокатам
предоставлять правовые услуги колхозам.
В конце 70-х – начале 80-х годов шла дальнейшая
разработка вопросов правового обоснования
адвокатуры как института. В брежневской
конституции 1977г. содержалась статья о
коллегии адвокатов (ст. 161), в которой адвокатура
официально признавалась конституционном
органом. С другой стороны, в этом качестве
она становилась в большей степени государственным
делом, нежели оставалась полуавтономной
профессией. В Законе РСФСР «Об адвокатуре»,
принятом после одобрения всесоюзного
закона в 1979г., четко определялись новые
права и обязанности адвокатов. Данный
документ в одно и тоже предоставлял адвокатуре
большую легитимность и подчеркивал ее
зависимость от Министерства Юстиции.
Коллегии адвокатов рассматривались как
«общественные организации», но они могли
быть образованы только с одобрением местных
государственных органов и республиканского
министерства юстиции.В законе «Об адвокатуре»
принятый 30 ноября 1979г. говорится о том,
что в соответствии с Конституцией СССР
основной задачей советской адвокатуры
является оказание юридической помощи
гражданам и организациям.Адвокатура
в СССР содействует охране прав и законных
интересов граждан и организаций, осуществлению
правосудия, соблюдению и укреплению социалистической
законности, воспитанию граждан в духе
точного и неуклонного исполнения советских
законов. Бережного отношения к народному
добру, соблюдения дисциплины труда, уважения
к правам, чести и достоинству других лиц,
к правилам социалистического общежития.Коллегия
адвокатов являются добровольными объединенными
лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.Высшим
органом коллегии адвокатов является
общее собрание (конференция) членов коллегии,
ее исполнительным органом – президиум,
контрольно-ревизионным органом – ревизионная
комиссия.Изучение судебной практики
показало, что конституционный принцип
обеспечения обвиняемому права на защиту
соблюдается и это положительно влияет
на качество осуществления правосудия.
Вместе с тем по отдельным делам не полностью
выполняют требования некоторых норм
уголовно – процессуального законодательства,
что приводит к нарушению права на защиту.Десятилетиями
правительственные чиновники держали
численность адвокатов на низком уровне
(1 адвокат на 13000 человек), продолжали контролировать
адвокатов путем учета их дел, следя за
из поведением в зале суда. Кроме того,
адвокаты еще были обязаны выступать с
публичными лекциями о социалистической
законности. Считалось, что адвокаты наиболее
автономны в юридической профессии, их
близость к государству меньше, чем у представителей
других юридических профессий. Эффективность
работы адвоката в суде была ограничена
в определенной степени заинтересованностью
государства в обеспечении высокого уровня
осуждения, затрудненным доступом к клиентам
и к материалам дела до процесса и иногда
во время процесса. Сами адвокаты рассматривались
как помехи для проведения расследования
и причин запутывания уголовного дела.
Следователи и прокуроры обычно побеждали
в этой игре, особенно на стадии досудебного
разбирательства. Адвокаты выступали
в суде по 70% уголовных дел, но присутствовали
лишь на одной трети предварительных расследований.
В 1986-1988 гг. в СССР произошел «корпоративный
бум»: во всех сферах деятельности – от
медицины до «оборонки» – стали появляться
кооперативы. Это и понятно – кооперативы
и малые предприятия стали первыми ласточками
приближавшейся экономической свободы
предвестниками рынка. Оказание правовых
услуг не могло быть исключением. Стали
возникать правовые кооперативы. Надо
помнить, что в то время общественное мнение
не восприняло кооперативы как нечто положительное.
Среди первых кооператоров от закона были
люди с неуживчивыми характерами, но при
этом хорошие юристы, были и плохие юристы,
от которых избавлялись в традиционных
учреждениях, были и люди нечистые на руку,
была и «зеленая молодежь», быстрее других
понявшая, какую золотоносную жилу им
предоставило время.