Исполнительная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:00, реферат

Описание работы

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия.

Содержание

Введение. 2
1. Общее понятие исполнительной власти. 3
2. Понятие и виды органов исполнительной власти. 8
Заключение. 18
Список используемой литературы. 20

Работа содержит 1 файл

Адми право.doc

— 351.00 Кб (Скачать)
gn="justify">К элементам  внутренней формы относятся также  штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные  служащие обязаны соблюдать.

    С точки зрения своей формы орган  исполнительной власти может быть представлен  отдельным должностным лицом  или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.

    Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.

  Органы  исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. В учебной литературе их принято классифицировать:

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

по  основаниям образования:- образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов федерации (президентуры - президенты и их администрация, правительства и т.д.);

- создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

по  порядку образования:

- избираемые (президенты, главы администраций субъектов федерации);

- образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

    Исходя  из федеративного государственного устройства РФ, на первый план выдвигается территориальный масштаб деятельности исполнительных органов. В соответствии с данным критерием из единой системы выделяются:

-федеральные органы исполнительной власти;

-органы исполнительной власти субъектов РФ; 

    Последняя группа наиболее разнообразна, так  как включает в свой состав соответствующие  органы республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Территориальный масштаб деятельности имеет и  ряд иных организационно-правовых выражений  как применительно к федеральным  органам исполнительной власти, так  и к аналогичным органам субъектов Федерации. Так, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы (управления, уполномоченные и т.п.), действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему исполнительных органов республик, краёв, областей и т.п. Кроме того, отдельные федеральные органы создают межтерриториальные исполнительные органы, действующие на территории нескольких субъектов Федерации (например, органы военного управления).

    Органы  исполнительной власти субъектов РФ по своей организационной сути также можно характеризовать как территориальные, так как их компетенция ограниченна территорией данного субъекта. Однако, учитывая, что в составе этих субъектов есть государства (республики) и административно-территориальные единицы (т.е. собственно территории), для их общей характеристики стал всё чаще использоваться термин региональное управление.

    В качестве одного из проявлений территориального принципа построения системы органов  исполнительной власти иногда называют образование местных исполнительных органов. Однако ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не содержит никаких упоминаний такого рода органах. Даже территориальные органы, которые образуются федеральными органами исполнительной власти в субъектах Федерации, подобным образом не характеризуются.

Тем не менее, в ряде конституций республик, входящих в состав РФ, прямо предусматриваются органы местной государственной власти и управления, т.е. исполнительные и распорядительные органы (конституции республик Ингушетия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан, Адыгея, Башкортостан, Хакасия). Например, в ст. 94 Конституции Республики Коми записано: местная администрация – орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий государственное управление; она входит в систему исполнительной власти республики. Статья 108 Конституции Республики Башкортостан предусматривает два вида местной власти: местное государственное управление (в районах и городах) и местное самоуправление. В других случаях это одновременно органы исполнительной власти и местного самоуправления (г. Москва).

    Так или иначе, но в подобных случаях  налицо стремление прежде всего республик  обеспечить входящие в их состав административно-территориальные  единицы соответствующими звеньями исполнительной власти.

Исходя  из установленного порядка образования органов исполнительной власти, выделяются:

- исполнительные органы, формирование которых в соответствии с пунктом «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

На федеральном  уровне все основные вопросы образования  органов исполнительной власти сконцентрированы в руках Президента РФ. Указом Президента «О системе федеральных органов  исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. установлено, что создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.1

Кроме того, на федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ); 

- исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 43 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краёв, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ

На республиканском  уровне порядок образования органов  исполнительной власти в деталях различен. Решающую роль здесь играют высшие должностные лица республик главы государств, президенты – главы исполнительной власти (ст. 54 Конституции Республики Ингушетия; ст. 85 Конституции Республики Коми).

В краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах порядок примерно такой же. Так, губернатор Ставропольского края формирует исполнительный орган – Правительство края, являясь одновременно его председателем (ст. 63 Устава – Основного закона Ставропольского края); глава администрации Читинской области формирует аппарат областной администрации (ст. 38 Устава – Основного закона Читинской области) и т.п. В ведении московских властей (мэрия, правительство) находится формирование органов исполнительной власти – отраслевых и функциональных органов городской администрации (ст. 52, 54 Устава – Основного закона г. Москвы).

    Органы  исполнительной власти можно различать  и по характеру компетенции. С этих позиций выделяются:

- органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по вопросам основным их деятельности. Это – Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав РФ, а так же правительства (администрации), созданные в некоторых краях, областях, городах федерального значения, автономные области, автономных округах. Во многих случаях на территориальном и региональном уровнях ими руководят губернаторы;

- органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении полученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это - федеральные и республиканские министерства, иные отраслевые исполнительные органы;

- органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. Как правило, это – государственные комитеты, федеральные комиссии, а так же аналогичные органы субъектов Федерации (например, государственные комитеты в республиках);

- органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).

    По  порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. К числу первых относятся правительства, государственные комитеты, федеральные комиссии, а также администрации субъектов РФ, если это прямо зафиксировано в их статусе.

Так, наиболее важные вопросы глава администрации  Архангельской области выносит  на рассмотрение на возглавляемого им консультативного органа – совета администрации области. Члены совета назначаются главой администрации (ст. 27 Устава Архангельской области). А Уставом Псковской области предусмотрено образование коллегии администрации области (ст.40).

    Вопросы здесь решаются по принципу большинства  голосов. Единоначальными являются, как правило, все остальные исполнительные органы, прежде всего министерства. Единоначально может действовать и соответствующая администрация. Единоначалие тесно переплетается с началами коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей в министерствах, например, создаются коллегии, различного рода консультативные и иные советы.

    В качестве критерия классификации исполнительных органов используется также способ их создания. С таких позиций можно различать:

- исполнительные органы, образуемые в установленном порядке. Таких органов большинство как на уровне РФ, так и её субъектов (например, образование министерств и иных исполнительных органов главами государств или главами исполнительной власти);

- в отдельных случаях используется способ избрания. Однако он не распространяется на тот или иной исполнительный орган, а относится к тем должностным лицам, которые возглавляют соответствующий исполнительный орган. Так, избирается Председатель Правительства Республики Хакасия (ст.89 Конституции Республики Хакасия); избираются главы администраций субъектов РФ, не являющихся республиками (например, мэр г. Москвы); избираются президенты республик, являющиеся главами исполнительной власти (например, ст. 71 Конституции Республики Бурятия).

    Разнообразны  организационно-правовые формы органов исполнительной власти. Здесь довольно много различных модификаций, очень часто происходят изменения, в силу чего устойчивым данный вид классификации признать не представляется возможным. Тем не менее, по данному критерию сейчас доступны для выделения:

- правительства (РФ, входящих в её состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);

- министерства (федеральные, республиканские);

- государственные комитеты (федеральные и республиканские);

- федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, - федеральные надзоры (только на федеральном уровне);

- администрации или мэрии (в субъектах федерации, не являющимися республиками);

- департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы, структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах Федерации.

      По функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

- основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

- вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Вспомогательные органы действуют при основных органах  внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.  

Заключение.

    Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Органы исполнительной власти субъектов РФ являются неотъемлемой составляющей органов исполнительной власти РФ.

Информация о работе Исполнительная власть