Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:07, курсовая работа
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.
Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» устанавливаются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.
§3. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
Статья 4 Закона «о правовом положении иностранных граждан в России» говорит, что Иностранные граждане пользуются Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это означает, что ответственность также в равном мере распространяется и на граждан, и на иностранных граждан (лиц без гражданства). Но в этом вопросе также проявляется особенности административно - правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенность этой является специальная мера наказания, которой могут быть подвергнуты только иностранные граждане (лица без гражданства) - административное выдворение. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации Статья 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могу быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Подобное наказание предусмотрено КоАП РФ за нарушение режима Государственной границы РФ (часть 2 статьи 18.1.); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.); нарушение иммиграционных правил (статья 18.11.). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием - административным штрафом.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.
Очевидно, что судья (должностное лицо пограничной службы), рассматривая дело о соответствующем административном правонарушении, вправе ограничится применением к виновному иностранному гражданину или лицу без гражданства только штрафа и не назначать дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Содержание административного выдворения за пределы Российской Федерации достаточно специфично. Оно состоит в контролируемом перемещении иностранного гражданина (лица без гражданства) с территории Российской Федерации через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Средства, выделяемые из федерального бюджета на мероприятия по административному выдворению, расходуются на приобретение проездных документов для выдворяемого лица (а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - также проездных документов для должностного лица органа внутренних дел, сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина или лица без гражданства); содержание выдворяемого лица до исполнения решения об административном выдворении; оформление документов, необходимых для осуществления выдворения; совершение иных действий, непосредственно связанных с выдворением Правила расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны (утв. Постановления Правительства РФ от 24 октября 2002 г. №769)..
В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина абзац 2, ч.5 ст.18 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002 г. М.: Ось-89 (с изменениями и дополнениями).
Административное выдворение как меру административного наказания не следует смешивать с мерой административного пресечения, применяемой уполномоченными должностными лицами пограничных органов и пограничных войск и связанной с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ Ст. 14 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I “О Государственной границе Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями).
Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется должностными лицами:
пограничных органов - при совершении административных правонарушений, связанных с нарушением режима Государственной границы РФ (часть 2 статьи 18.1. КоАП РФ) и нарушением режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4. КоАП РФ);
органами внутренних дел - при совершении административных правонарушений, связанных с нарушением иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8 КоАП РФ), нарушением правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.), нарушением иммиграционных правил (статья 18.11.).
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации Ч.1 ст.32.10 КоАП РФ. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется (если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с этим государством).
В случае если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с этим государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению. До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.
[1] Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. [Текст] Саратов, 1976; С. 17.
[2] Гражданин и аппарат управления. Т. 1. [Текст] М., 1982. Т. 2. [Текст] М., 1984;
[3] Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. [Текст] М., 1994. С. 80, 81.
[4] Ануфриев Е.Н. Административное право. Учебное пособие для студентов.[Текст] М., 2002. С. 45.
[5] Никифоров М. В. Административное право: канд. юрид. наук.[Текст] Н. Новгород, 2000. С. 61.
[6] Попов С.А. Административное право. .[Текст] Волгоград. ВолГУ. 2007. С. 33.
[7] Никифоров М. В. Административное право: канд. юрид. наук.[Текст] Н. Новгород, 2000. С. 64.
[8] Ануфриев Е.Н. Административное право. Учебное пособие для студентов. [Текст] М., 2001. С. 23.
[9] Высшие судебные инстанции неоднократно разъясняли судебным органам, что отказ выполнить неправомерное требование должностного лица не может рассматриваться как деяние, влекущее ответственность. (См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1986. № 9. С. 3). ' ВВС СССР. 1979. № 49. Ст. 846; См. также: ст. 250 КоАП РСФСР.