Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:38, реферат
Целью данной работы является исследование административно-правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Для этого нам необходимо решить ряд задач: рассмотреть безопасность дорожного движения, как вид общественной безопасности; проанализировать правовое обеспечение безопасности дорожного движения; раскрыть роль ГИБДД МВД РФ в обеспечении безопасности дорожного движения.
Введение
Глава 1. Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности
1.1 Понятие, виды общественной безопасности. Безопасность дорожного движения, правовые основы ее обеспечения
1.2 Правовое положение органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и организация их деятельности
1.3 Административно-правовое принуждение как средство обеспечения безопасности дорожного движения
Глава 2. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
2.1 Анализ состояния безопасности дорожного движения. Виды правонарушений в области дорожного движения
2.2 Понятие, признаки административной ответственности. Административные наказания за правонарушения в области дорожного движения
2.3 Производство по делам о правонарушениях в области дорожного движения
Заключение
Библиографический список
Приложения
- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения периодические медицинские осмотры водителей.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, запрещено в какой бы то ни было форме, понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ7
1.2 Правовое положение
органов обеспечивающих
безопасность дорожного
движения, и организация
их деятельности
Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в борьбе с преступностью занимает милиция. Она является составной частью системы Министерства внутренних дел РФ. Правовой статус МВД РФ регламентирован Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996г8. В нем определена компетенция МВД РФ, его задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности.
Милиция в РФ подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется МВД РФ, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Министр внутренних дел РФ осуществляет руководство всей российской милиции.
Правовые основы организации и деятельности милиции определены Законом «О милиции»9, Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) В РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 12 февраля 1993г.10 и другими нормативными актами.
Службами и подразделениями милиции общественной безопасности - патрульно-постовой службой, службой участковых инспекторов, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД), службой вневедомственной охраны и рядом других - осуществляется административная деятельность. Она регулируется нормами административного права.
Надведомственный контроль за соблюдением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения возложен на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, которая наделена широкими полномочиями по регулированию отношений в сфере автомобильного транспорта.
Задачи, функции и полномочия, организационно-правовые формы и методы деятельности органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения11 определены Типовым положением об Управлении (отделе, отделении) Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, типовым положением об отделе (отделении) Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, утвержденными приказом МВД РФ от 28 сентября 1998г. № 618 и Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ12. В пункте 9 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определена сфера деятельности Государственной инспекции13:
Работники ГИБДД осуществляют регистрацию и учет автомототранспортных средств, контроль за соответствием их технического состояния требованиям безопасности дорожного движения, контроль за соответствием содержания автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов. Средств регулирования дорожного движения требованиям безопасности, выдачу удостоверений на право управления автомототранспортных средств.
ГИБДД принимает участие в разработке проектов строительства и реконструкции городов, вносит предложения по улучшению состояния дорожных условий; организации переходов, мест стоянок, размещению дорожных знаков, светофоров и автоматизированных систем управления дорожным движением, контролируют соблюдение требований безопасности движения при проведении дорожно-строительных работ и т.д. ГИБДД оказывает содействие дорожным организациям в обеспечении сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также в соблюдении порядка пользования ими.
В состав ГИБДД входят службы, отделы, отделения и группы: руководитель и его заместители - начальники служб, ДПС1 (инспектора дорожно-патрульной службы), технический надзор (государственные инспектора технического надзора). Регистрационно-экзаменационный отдел (государственные инспектора РЭО), административная практика (инспектор по исполнению административного законодательства), розыск (инспектор по розыску), дознание (инспектор дознаватель), пропаганда безопасности дорожного движения (инспектор пропаганды), дорожный надзор (государственный инспектор дорожного надзора), организационно-аналитический отдел (инспектор-следователь КПО) и другие. Дорожно-патрульная служба14 является структурным подразделением ГИБДД МВД РФ и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактичекие, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования. Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Основными задачами ДПС являются:
Для выполнения этих задач ДПС оказывает в пределах своей компетенции содействие и помощь участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов; осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области дорожного движения; регулирует дорожное движение; обеспечивает организацию движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий. ДПС осуществляет охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности. Предотвращает и пресекает преступления и административные правонарушения на улицах, дорогах и иных общественных местах, а также розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий.
Правовую основу деятельности ДПС составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Закон РФ от 18 апреля 1991г. № 1026-1 «О милиции», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты МВД РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно требованиям, сформулированным в Наставлении сотрудники ДПС должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно. Смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении с гражданами сотрудники ДПС должны быть вежливыми и тактичными, их действия - законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются.
В состав ДПС ГИБДД МВД РФ входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения15, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы.
По согласованию с МВД РФ образуются специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения16.
Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделения ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
В подразделениях ДПС организуется учет и анализ информации, имеющей значение для выполнения основных задач, стоящих перед ними.
Учету и анализу подлежат:
- дорожно-транспортные происшествия на обслуживаемой территории и принимаемые меры по их предупреждению;
- преступления, связанные с использованием транспортных средств;
- данные о состоянии дисциплины и соблюдения законности в деятельности сотрудников ДПС;
- предложения организаций, общественных объединений и граждан, касающееся совершенствования деятельности ДПС и обеспечению безопасности дорожного движения.
Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, правоприменительной деятельности осуществляется в порядке и сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами МВД РФ. Для повышения оперативности в проведении учетно-аналитической работы подразделения ДПС оснащаются электронно-вычислительной техникой, соответствующим программным обеспечением.
Деятельность ДПС осуществляется на основе текущих планов работы строевого подразделения, составляемыми в установленном в органах внутренних дел порядке на основе анализа и прогнозирования оперативной обстановки. По согласованию с начальниками ГИБДД, командирами строевых подразделений в план могут вноситься изменения и дополнения. Планы работы групп, отделений, рот, батальонов, входящих в состав более крупных строевых подразделений, утверждаются вышестоящими командирами. Итоги выполнения планов рассматриваются на оперативных совещаниях при командире строевого подразделения. По окончании планового периода составляется отчет (справка) с последующим докладом руководителю, утвердившему план. Контроль за выполнением планов осуществляют командиры (начальники штабов) строевых подразделений, а также соответствующие начальники ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, ОВД. Работа ДПС организуется исходя из наличия сил и средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются:
- состояние аварийности на обслуживаемой территории;
- протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним;
- интенсивность движения транспорта и пешеходов.
На основе статистических данных ведется Топографический анализ дорожно-транспортных происшествий17 и нарушений правил дорожного движения на обслуживаемой территории18. В настоящее время ведение топографического анализа является неотъемлемой частью при планировании повседневной работы ДПС, он позволяет своевременно реагировать на сложившуюся обстановку, менять маршруты патрулирования, выставлять дополнительные посты в места наибольшей концентрации ДТП. При проведении топографического анализа учитываются и заносятся на карту все ДТП, а также анализируется работа инспекторского состава на линии. Грамотно внося корректировки в расстановку сил и средств. Руководитель может добиться снижения аварийности на определенном участке автомобильной дороги, значительно уменьшив количество смертей на дороге.
Расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования (См. приложение № 1) в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов ДПС19. (См. приложение № 2).
Дислокация включает:
- схему района, города, транспортного участка;
- оценку оперативной обстановки;
- обязательные нормы выставления сотрудников ДПС и транспортных средств;
- перечень постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период осложнения оперативной обстановки;
- виды нарядов, порядок взаимодействия и связи между ними;
- сведения о месте расположения и телефоны медицинских учреждений, органов внутренних дел, станций технического обслуживания транспортных средств;
- сведения о метах наибольшей концентрации ДТП;
- сведения о местах расположения организованных стоянок транспорта и других объектов сервиса.
Дислокация разрабатывается командиром строевого подразделения в границах обслуживаемой территории на основе анализа состояния аварийности по месту, дням, времени суток совершений ДТП и с учетом особенностей условий движения по дорогам, режима работы организаций, учебных заведений, торговых центров, других объектов, работа которых обуславливает эпизодическое увеличение потоков транспортных средств и пешеходов. Количество постов и маршрутов патрулирования в дислокации может превышать рассчитанное по обязательным нормам выставления нарядов. Они подразделяются на подлежащие обязательному закрытию и посты, маршруты патрулирования, закрываемые в зависимости от оперативной обстановки, складывающейся в течении дней недели или суток. Решение о маневрировании силами и средствами принимается командиром строевого подразделения и фиксируется в книге постовых ведомостей. Обязательная норма ежесуточного выставления нарядов определяется для строевого подразделения на год путем деления штатной численности на коэффициент потребности инспекторского состава ДПС, который составляет 2.39 для смены продолжительностью 8 часов. При продолжительности смены более 8 часов коэффициент увеличивается на 0.29 единицы на каждый дополнительный час. При определении обязательной нормы ежесуточного выполнения нарядов штатная численность контрольных постов милиции, входящих в структуру строевых подразделений ДПС не учитывается. При проведении на территории обслуживания мероприятий, требующих значительного увеличения плотности нарядов за счет привлечения к службе инспекторского состава в дни его отдыха и праздничные дни, для компенсации выходных дней командиры строевых подразделений вправе в последующие дни произвести обоснованное сокращение обязательных норм ежесуточного выставления нарядов. Дислокация согласовывается с начальником ГИБДД, утверждается руководством МВД, ГУВД, УВД и пересматривается не реже одного раза в год.