Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:26, доклад
Государственный контроль — одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства. Государственный контроль реализуется различными государственными органами: парламентами, счетными палатами, судами, уполномоченными по правам человека, избирательными комиссиями, контрольно-инспекционными органами правительств и министерств.
Государственный контроль — одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства. Государственный контроль реализуется различными государственными органами: парламентами, счетными палатами, судами, уполномоченными по правам человека, избирательными комиссиями, контрольно-инспекционными органами правительств и министерств.
1. между
контролируемым органом и
2. объектом
контроля является как
Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.
3. контролирующий
часто наделяется правом отменять решения
контролируемого.
Различные виды
государственного контроля выделяются
по:
- Характером и объемом контрольных полномочий;
- Время проведения контроля;
- Характером организационных связей субъекта
контроля с подконтрольным объектом;
- Субъектами, осуществляющими контроль.
В зависимости
от характера и объема контрольных
полномочий выделяют общий и специальный
контроль. При такой классификации важен
объем контрольных полномочий контролирующего
субъекта, их характер и закрепления в
нормативно-правовом акте, который регламентирует
деятельность субъекта контроля.
Контроль как функция управления осуществляется
почти всеми государственными органами
и их должностными лицами. При условии,
что контроль не выделяется как их основная
функция (тогда это - специальный контроль),
указанные субъекты осуществляют общий
контроль в рамках своей основной деятельности.
В зависимости от времени проведения контроля
он может быть предварительным, текущим
(оперативным) и следующим.
Предварительный
контроль выполняет предохранительную
функцию, и смысл его заключается в выявлении
и предупреждении возможных негативных
явлений, которые могут наступить при
наличии обстоятельств, которые уже существуют
и могут негативно проявиться в будущем.
Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе исполнения управленческих решений, поставленных задач, взятых обязательств. Задача такого контроля заключается в проверке соблюдения условий на конкретных стадиях выполнения, выявлении возможных недостатков и заблаговременном предупреждении возможных негативных последствий неправомерных действий.
Последующий
контроль в отличие от предыдущих
видов имеет целью выяснить соответствие
результата начальном решению. Основной
целью такого контроля является оценка
достигнутого и разработка стратегии
на будущее.
Последующий контроль, или контроль за
выполнением поставленных задач, управленческих
решений или поручений должностных лиц,
осуществляется по окончании деятельности,
по ее результатом и ни изменять, ни вмешиваться
в процесс выполнения управленческого
решения уже не может.
В зависимости от субъектов,
осуществляющих контроль, в частности относительно
- Контроль в самой системе органов исполнительной
власти -
- Контроль со стороны Президента Украины -
- Контроль со стороны Верховной Рады Украины - парламентский
- Контроль со стороны органов судебной
власти - судебный контроль;
- Специфическая разновидность контроля со
стороны органов прокуратуры -
Такая классификация видов
Внутренний контроль и его
При внешнем контроле
Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля.
1. Контроль
включает в себя проверку
2. При осуществлении
контроля соответствующие
3. Контроль,
как правило, касается
а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил;
б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
4. Административный
надзор, как правило, связан с
применением мер
— субъект
административного надзора
— основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране);
— специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
— проводится систематически за конкретным объектом;
— осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;
— связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны
соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.
Учитывая
вышесказанное, можно сделать вывод
о том, что административный надзор
— это вид государственной
управленческой деятельности, который
осуществляется специальными органами
исполнительной власти в отношении
организационно неподчиненных предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц и граждан по поводу исполнения
ими требований действующего законодательства
с применением мер
Плановые мероприятия(проверки) | Внеплановые мероприятия (проверки) | |||
Распорядительные документы органа государственного контроля (надзора) | Приказ органа государственного контроля (надзора); удостоверение (направление); акт; предписание, распоряжение, другой распорядительный документ | Приказ органа государственного контроля (надзора);удостоверение (направление); акт | ||
Уведомление о проведении проверки | Необходимо письменное уведомление субъекта не позже чем за 10 дней до осуществления проверки | - | ||
Cpок проведения | Не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, если иное не установлено законом | Не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней, если иное не установлено законом | ||
Продление срока | Продление срока не допускается | Продление срока не допускается | ||
Особенности | Плановые проверки проводятся в соответствии с годовыми или квартальными планами, которые утверждаются контро лирующими органами до 1 декабря года, предшествующего плановому, или до 25 числа последнего месяца предшествующего квартала | При проведении внеплановой проверки выясняются лишь те вопросы, необходимость которых стала основанием для проведения проверки, о чем указывается в удостоверении (направлении) на ее провед |