Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:42, реферат
Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права .
В настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами к пониманию и месте государственной службы в современном казахстанском государстве, а также с реформами, проводящимися в данном направлении.
Введение
1. Сущность и принципы государственной службы
2. Понятие государственного служащего и его правое положение
3. Классификация государственных служащих
Заключение
Государственный служащий имеет определённое правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную службу прохождение и прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.).
Правовое положение служащего, находящегося на государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.
Правовое положение
государственных служащих зависит
также от условий, в которых протекает
государственная служба. Поэтому
особенности правового
Права государственного служащего перечисленные в ст. 8 ЗАКОНА РК «О государственной службе в РК» можно объединить в две группы. В первую из них войдут те права государственного служащего, которые реализуются в процессе непосредственного осуществления должностных полномочий: 1. пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам республики Конституцией и законами Республики Казахстан; 2. участвовать в пределах своих полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами; 3. получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; 4. посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации, независимо от формы их собственности; 5. требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим; 6. на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан; 7. на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований; 8. на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; 9. беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения; 10. на продвижение по службе с учетом квалификации способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей; 11. требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений; 12. на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда; 13. на социальную и правовую защиту; 14. на увольнение с государственной службы по собственному желанию; 15. на пенсионное и социальное обеспечение; 16. на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.
Основные обязанности государственного служащего, закреплённые в ст.9 Закона «О государственной службе РК» можно также сгруппировать в две группы. В одну из них включаются обязанности по непосредственному осуществлению должностных полномочий: 1. соблюдать Конституцию и законодательство республики; 2. приносить присягу государственного служащего в порядке, утвержденном Президентом Республики Казахстан; 3. обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры; 4. осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями. В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности: 5. соблюдать государственную и трудовую дисциплину; 6. принимать на себя ограничения, установленные законом; 7. соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством; 8. выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий; 9. хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку; 10. сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; 11. обеспечивать сохранность государственной собственности: 12. незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями; 13. повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 28 «О государственной службе РК».
Для некоторых видов государственных служащих существуют некоторые дополнительные права и обязанности. Например, военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использования оружия в порядке, определяемом законодательством; для них определены некоторые ограничения общегражданских прав и свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности (например, согласно правовым нормам общевоинских уставов Вооружённых Сил РК), материальная и гражданско-правовая ответственность военнослужащих. В правовое положение государственного служащего входят нормы, устанавливающие определённые ограничения для служащего в связи с государственной службой. Эти основные ограничения закреплены в ст. 10 Закона «О государственной службе РК». Государственный служащий не вправе: 1. быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления; 2. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 3. заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 4. быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном; 5. использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию; 6. участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки; 7. в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.
Государственный
служащий в порядке, установленном
законодательством, в течение месяца
после вступления в должность
обязан на время прохождения
Особенности правового положения различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу. Особое правовое положение различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РК «О прокуратуре», и т.д
Правовое положение
государственных служащих с изменением
условий прохождения
3. Классификация государственных служащих
В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих. К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:
1) назначаемыми
Президентом Республики
2) назначаемыми
и избираемыми Палатами
2-1) возглавляющим
аппарат Верховного Суда
3) являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;
4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы, их заместители.
Для административных государственных служащих устанавливаются категории должностей. Реестр должностей административных государственных служащих по категориям утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются. Занятие административной государственной должности осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных Законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» от 23 июля 1999 года. Также занятие административной государственной должности государственным служащим может осуществляться без конкурсного отбора в порядке перевода в случае его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности с согласия государственного служащего и уполномоченного органа или его территориального подразделения. При наличии у государственного служащего не снятого в установленном законодательством Республики Казахстан порядке дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение занятие административной государственной должности в порядке перевода не допускается. Право на занятие административной государственной должности вне конкурсного отбора имеют депутаты Парламента, депутаты маслихатов, работающие на постоянной основе, политические государственные служащие, судьи, прекратившие свои полномочия, за исключением прекративших их по отрицательным мотивам, и соответствующие предъявляемым квалификационным требованиям. Порядок занятия административных государственных должностей депутатами Парламента, депутатами маслихатов, работающими на постоянной основе, политическими государственными служащими, судьями определяется Президентом Республики Казахстан. Не допускается установление при поступлении на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по любым иным обстоятельствам.
Заключение
Современная государственная
служба РК представляет собой правовую
материю, которая находится в
постоянном движении: она изменяется,
дополняется, идёт поиск новых инструментов
в разрешении существующих проблем,
разрабатываются новые норматив
Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Казахстан находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственной управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.
Реформирование государственной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются: необходимость реформ системы государственного управления и создания новой государственности в РК; обеспечение действия принципа разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную; осуществление правовой реформы; проведение экономической и хозяйственной реформы; укрепление органов государственной власти; укрепление органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления;
Правовое регулирование
государственно-служебных
Согласно передовому мировому опыту, в органах государственного управления существует строгое разделение политической и административно - исполнительной деятельности, а также соответствующих им должностей. Практически во всех странах с рыночным управлением успешно прошел испытание временем и, как показала практика является наиболее эффективным и распространенным. По общеизвестным и объективным причинам основные параметры проводимых экономических реформ в Казахстане задавались из центра и осуществлялись по схеме “сверху - вниз”. Ключевой проблемой при создании эффективной системы государственного управления является рационализация структуры центральных исполнительных органов и упорядочение их деятельности. Положительное решение этой проблемы создаст соответствующее условия для рационализации территориального управления и оптимального перераспределение функции между центральными и местными исполнительными органами, что является целью второго этапа реформ.
Таким образом цель реформирования государственной службы в Республики Казахстан заключается в создании эффективной системы государственного управления, обеспечивающей устойчивое социально - экономическое развитие за счет эффективного государственного регулирования.