Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:15, курсовая работа
Современный облик российского нотариата стал складываться с конца 80-х-начала 90-х годов двадцатого столетия, когда Россия вначале в составе СССР, а затем и как самостоятельное государство встала на путь политических и экономических преобразований. Изменение отношений собственности, приватизация, качественная реформа системы и самого "духа" гражданского законодательства изменили гражданский оборот, потребовали более эффективных форм защиты прав и интересов его участников. Все это востребовало к жизни многие традиционные правовые институты, в том числе и нотариат. Поскольку прежняя система государственного нотариата не отвечала потребностям нового гражданского оборота, потребовалась реформа системы нотариата. Важнейшим прорывным моментом здесь стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.1. Понятие нотариата и его задачи в правой системе России………..…5
1.2. Особый характер нотариальных функций……………………………....7
1.3. Социальные функции нотариата……………………………………….…9
1.4. Функции, отражающие содержание и специфику
нотариальной деятельности……………………………………………….…14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…18
Кафедра_______________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Нотариат»
тема: Функции нотариата
| Выполнил: Студент 6 курса (6 лет обучения) Группа 606 заочной формы обучения специальность «Юриспруденция» института безопасности жизнедеятельности
Проверил: _____________________________
|
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1. Понятие нотариата и его задачи в правой системе России………..…5
1.2. Особый характер нотариальных функций……………………………....7
1.3. Социальные функции нотариата……………………………………….…9
1.4. Функции, отражающие содержание и специфику
нотариальной деятельности………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Современный облик российского нотариата стал складываться с конца 80-х-начала 90-х годов двадцатого столетия, когда Россия вначале в составе СССР, а затем и как самостоятельное государство встала на путь политических и экономических преобразований. Изменение отношений собственности, приватизация, качественная реформа системы и самого "духа" гражданского законодательства изменили гражданский оборот, потребовали более эффективных форм защиты прав и интересов его участников. Все это востребовало к жизни многие традиционные правовые институты, в том числе и нотариат. Поскольку прежняя система государственного нотариата не отвечала потребностям нового гражданского оборота, потребовалась реформа системы нотариата. Важнейшим прорывным моментом здесь стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Другой причиной реформы нотариата и изменения его положения в правовой системе России стал приоритет прав человека как высшей ценности, что нашло прямое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Нотариат является одним из правовых средств, с помощью которых государство обеспечивает защиту прав и свобод граждан, носящих как личный, так и имущественный характер.
Закон предъявляет много требований к лицам, претендующим или уже исполняющим обязанности нотариуса. Все это вполне оправданно, поскольку цена ошибки нотариуса может быть достаточно высокой и серьезно отразиться на судьбе как одного человека, так и больших организаций. Одно из главных требований к нотариусу - высокопрофессиональное знание современного российского законодательства, судебной практики его толкования и применения, а также в определенной степени норм иностранного и международного частного права.
Не случайно Президент Российской Федерации В.В.Путин говорит о нотариате: "Во французской системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, а железобетонное решение. И ошибиться нотариусу нельзя, потому что тогда он обязан возместить ущерб. Российский нотариат как составная часть Международного союза латинского нотариата стремится в своей работе обеспечить высокий уровень правовых гарантий для всех граждан и организаций, обращающихся к нотариусам.
2003 год знаменателен для российского нотариата, входящего в систему Международного союза латинского нотариата, по двум причинам.
Во-первых, исполняется 10 лет со дня принятия основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которые привели к качественному преобразованию и возрождению после 1917 г. в нашей стране небюджетного нотариата.
Во-вторых, исполняется 200 лет со дня принятия во Франции Закона 25 вантоза XI года (16 марта 1803 г.), создавшего принятую теперь в 67 государствах мира модель системы латинского нотариата.
Термин "нотариат многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере[1].
Исторически возникновение нотариата связано с развитием гражданского оборота и гражданского общества, необходимостью содействия его субъектам в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, совершении сделок и закреплении приобретаемых прав в юридической форме. История нотариата совпадает с историей доказательств, когда доказательству устному пришло на смену доказательство письменное. Одна из книг по истории французского нотариата A.Moreau так и называется "Les metamorphoses du scribe" - "Метаморфозы писаря", что достаточно удачно отражает исторический путь развития данной юридической профессии.
Наиболее афористично необходимость развитых юридических процедур в гражданском обороте выразил Гегель, писавший: "Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной. Нотариат в гражданском обществе обеспечивает защиту частной собственности и бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом.
"Второе рождение" в 1993 г. российского нотариата связано с экономическими реформами, процессами приватизации, изменением отношений собственности в России. Данные изменения потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе и путем развития системы нотариата. Длительное время находившийся на "периферии" законодательства и юридической практики нотариат за последние несколько лет занял достойное место в правовой системе России. Как справедливо констатирует президент Федеральной нотариальной палаты России Е.Н.Клячин, первые итоги функционирования небюджетного нотариата подтвердили правильность сделанного выбора в 1993 г.
В правовой системе России стала складываться новая комплексная отрасль права - нотариальное право, объединяющая систему норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства.
Уникальность института нотариата (имеется в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, современный нотариат России позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.
Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, Конституциями республик в составе России, данными основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. В ГК (ст. 185, разд. V "Наследственное право") право совершения отдельных нотариальных действий предоставлено должностным лицам органов местного самоуправления и другим лицам. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий[2].
Функции отражают основные направления деятельности системы нотариата, показывая содержательное значение нотариальной деятельности. Нотариальные функции носят в целом особый характер, отражая специфику нотариального производства и нотариальной деятельности в сфере гражданского оборота. Их особенности вытекают из публично-правового характера нотариальной деятельности и особенностей компетенции нотариуса, действующего в рамках бесспорной гражданской юрисдикции.
Функции нотариата можно подразделять на:
1) социальные, характеризующие место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России, и
2) содержательные, отражающие характер нотариальной деятельности.
Разграничение нотариальных функций позволяет отразить место нотариата в современном обществе как особого правового института (социальные функции нотариата) и показать специфику его деятельности в отношении участников нотариального производства (содержательные функции нотариата).
Вопрос о нотариальных функциях приобрел особую остроту в связи с постепенным "размыванием" компетенции нотариата, когда присущие ему полномочия стали передаваться другим органам либо на основании закона (например, п. 4 ст. 185 ГК), либо в силу складывающейся практики и ведомственного нормотворчества (органы ГАИ (ГИБДД) в отношении сделок с транспортом). Возникает вполне резонный вопрос - а имеют ли в таком случае нотариальные функции специфику, выделяющую нотариат из ряда других органов гражданской и административной юрисдикции, насколько присущие нотариальным действиям особенности определяют необходимость их осуществления только в рамках нотариального производства?
На наш взгляд, спецификация нотариальных функций, осуществляемых в рамках нотариального производства, определяет невозможность передачи их полномочий другим органам и лицам. В самом деле, правомерно ли удостоверение доверенностей организациями связи и банками - коммерческими организациями, не обеспечивающими соблюдение самой удостоверительной процедуры? Та легкость, с которой в последнее время удостоверительные нотариальные функции стали возлагаться на другие органы, свидетельствует о недопонимании содержательной стороны нотариального производства, публично-правового и некоммерческого характера нотариальной деятельности. В конечном счете это может привести и уже приводит к нарушению прав граждан и организаций, возникновению правовой неопределенности и конфликтных ситуаций[3].
Можно выделить следующие социальные функции нотариата в гражданском обороте:
1) предупредительно-
2) правореализационная;
3) правоохранительная;
4) фискальная.
Предупредительно-
В настоящее время подведомственность судов определена четко в законе, в то время как публично-правовая компетенция нотариуса недостаточно отражена по наиболее важным видам юридических действий, требующих независимой, профессиональной и ответственной юридической оценки.