Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:03, реферат
Формирование правовой государственности - сложный и длительный процесс, сопряженный с преодолением многих трудностей. В ряду проблем становления правового государства в Узбекистане важное место занимают вопросы, связанные с государственными институтами, функционирующими на принципах парламентаризма, ибо к началу XXI века окончательно утвердилась непреложная истина - не может быть в стране полноценной демократии без полномочного парламента. Не случайно представления о демократии граждане связывают со своей реальной возможностью участвовать в управлении государством, а через парламент - влиять на законотворческий процесс.
Формирование Олий Мажлис.
Формирование правовой
государственности - сложный и длительный
процесс, сопряженный с преодолением
многих трудностей. В ряду проблем
становления правового
Однопалатный парламент 1991-2004 гг. и переход к двухпалатной парламентской системе
С обретением Узбекистаном государственной независимости 1 сентября 1991 года начался качественно новый этап развития национального парламента как одного из важнейших институтов государственной власти. Новейшая история национального парламентаризма общепризнанно подразделяется на три основных периода.
Первый период: 1991-1994 годы
Второй период: 1995-2004 годы
Третий
период: с 2005 года по
настоящее время.
Первый период: 1991-1994 гг.
Верховный Совет
последнего созыва, который можно
назвать парламентом
Шестнадцатая сессия
Верховного Совета 23 сентября 1994 года
приняла постановление о
По итогам выборов,
прошедших в три тура (25 декабря
1994 года, 8 и 22 января 1995 года), был сформирован
парламент в составе избранных
245 депутатов. Выборы проходили под флагом
многопартийности.
Второй период: 1995-2004 гг.
Второй период начался в 1995 году и продлился десять лет. На смену Верховному Совету был сформирован однопалатный парламент Республики Узбекистан - Олий Мажлис.
Состав Олий Мажлиса первого созыва (1995-1999 гг.) был представлен 69 депутатами от Народно демократической партии Узбекистана, 47 - Социал-демократической партии "Адолат", 14 - партии "Ватан тараккиёти" и 7 - партии "Миллий тикланиш", оставшаяся часть депутатов вы двигались от органов представительной власти.
Выборы в Олий Мажлис второго созыва (2000-2004 гг.) проходили с участием, наряду с представительными органами власти, пяти политических партий и инициативных групп избирателей. В Олий Мажлисе второго созыва были зарегистрированы фракция Социал-демократической партии "Адолат", объединяющая 11 депутатов, фракция Демократической партии "Миллий тикланиш" - 10 депутатов, фракция партии "Ватан тараккиёти" - 20 депутатов, фракция Национально-демократической партии "Фидокорлар" - 34 депутата, фракция Народно-демократической партии Узбекистана - 49 депутатов, блок депутатов от представительных органов власти - 107 депутатов и блок депутатов от инициативных групп избирателей - 16 депутатов. В дальнейшем в связи с объединением двух партий - "Ватан тараккиёти" и "Фидокорлар" - в одну партию "Фидокорлар" на второй сессии Олий Мажлиса второго созыва объединились и члены их фракций в парламенте, образовав одну фракцию, объединяющую 54 депутата.
В составе Олий Мажлиса второго созыва наряду с фракциями политических партий и депутатских гpупп функционировали 13 комитетов:
- Комитет по бюджету, банковским и финансовым вопросам;
- Комитет по вопросам реформирования экономики и предпринимательства;
- Комитет по вопросам науки, образования, культуры и спорта;
- Комитет по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи;
- Комитет по вопросам охраны окружающей среды и природы;
- Комитет по печати и информации;
- Комитет по социальным вопросам и занятости;
- Комитет по законодательству и судебно-правовым вопросам
- Комитет по демократическим
институтам, негосударственным
- Комитет по вопросам сельского и водного хозяйства и продовольствию;
- Комитет по международным делам и межпарламентским связям;
- Комитет по делам молодежи;
- Комитет по вопросам безопасности и обороны.
Также в парламенте работали 3 постоянные комиссии:
- Комиссия по Регламенту, этике и по обеспечению деятельности депутатов;
- Комиссия по проблемам семьи и женщин;
- Комиссия по нормативно-правовым терминам.
Однопалатный парламент позволил в условиях отсутствия правовой базы в новом государстве быстро, без задержек принять необходимое законодательство, стимулирующее ускоренное развитие страны и показал в этом плане свою динамичность. Законотворчество стало главным направлением работы депутатов. С 1995 по 2004 годы Олий Мажлис принял 240 законов, 778 постановлений, внес 1573 изменения и дополнения в действующие законодательные акты, ратифицировал более 130 международных договоров и соглашений. Высший законодательный орган страны стремился на данном этапе разработать и принять законы, способствующие укреплению государственного суверенитета, гражданского мира и социальной стабильности, углублению демократических, социально-экономических реформ в обществе. В результате парламент значительно расширил и укрепил правовую базу самостоятельного развития страны по пути демократии и прогресса. К примеру, в законах «О политических партиях», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмане)», «Об органах самоуправления граждан», других законодательных актах, принятых Олий Мажлисом первого созыва, получили дальнейшее развитие нормы, заложенные в Конституции Республики Узбекистан. Немаловажным на правлением деятельности однопалатного Олий Мажлиса явился парламентский контроль, в рамках которого Комитеты и комиссии Олий Мажлиса рассматривали ежегодно около 60 вопросов в порядке контроля за исполнением законодательных актов, конвенций, национальных программ.
Выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и переход к двухпалатному парламенту (декабрь 2004 г.-январь 2005 г.).
В результате конституционной
реформы в связи с переходом
к двухпалатному парламенту, на основании
внесенных изменений в
Третий период
Третий период развития
национального парламентаризма
начался с совместного
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняла Программу законотворческих работ на 2005-2009 годы, разработанную на основе приоритетных направлений и целевых задач реформирования и модернизации страны, выдвинутых главой государства.
С созданием двухпалатного
парламента законодательная власть
в Республике Узбеки стан поднялась
на новый уровень своего развития.
А главное - значительно повысилось
качество принятых законов, хотя законотворческий
процесс существенно