Финансовые взаимоотношения между центром и регионами Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, реферат

Описание работы

Цель реферата: определить финансовые взаимоотношения между центром и регионами Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

1. определить сущность, цели и задачи региональной политики государства

2. рассмотреть взаимоотношения федерального центра с регионами России

3. выявить проблемы взаимоотношения центра и регионов России

Содержание

Введение


1. Сущность, цели и задачи региональной политики государства

2. Финансовые взаимоотношения федерального центра с регионами России

3. Проблемы взаимоотношения центра и регионов России

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Конечно, данный процесс должен проходить на взаимовыгодной основе и не может, да и не должен затрагивать республики, области, округа, построенные по национальному признаку.  

Что касается дальнейшего  развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности  в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов. 

Реформирование  межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет идти в том направлении, которое определено в «Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг» и бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 9 марта 2007г., хотя не так быстро и эффективно, как бы этого хотелось. 

В данной Концепции  определены следующие основные задачи: 

1) укрепление  финансовой самостоятельности субъектов  Федерации; 

2) создание стимулов  для увеличения поступлений доходов  в региональные и местные бюджеты; 

3) создание стимулов  для улучшения качества управления  региональными и муниципальными  финансами; 

4) повышение  прозрачности региональных и  муниципальных финансов; 

5) оказание методологической  и консультационной помощи субъектам  Федерации в целях повышения  эффективности и качества управления  региональными и муниципальными  финансами, а также в целях  реализации реформы местного самоуправления. 

В Бюджетном  послании определены следующие основные задачи на 2008-2010 годы: 

- превращение  федерального бюджета в эффективный  инструмент макроэкономического  регулирования; 

- обеспечение  долгосрочной сбалансированности бюджетов всех уровней 

- дальнейшее  удлинение горизонта бюджетного  планирования. [6, с.7] 

Вывод. Основными  направлениями совершенствования  межбюджетных отношений в России должны стать: 

1) укрепление  финансовой самостоятельности субъектов  Федерации; 

2) укрупнение  регионов на взаимовыгодной, экономически  целесообразной основе; 

3) создание четкой  нормативно-правовой основы, объективно  оценивающей усилия нуждающихся  регионов, направленные на рост  своей социально-экономической базы; 

4) введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности 

5) обеспечение  определенных финансовые преимуществ  для регионов-доноров, за счет  которых живут регионы, получающие федеральную помощь. 

Так как мы придерживаемся оптимистических взглядов, то дальнейшее развитие межбюджетных отношений пойдет именно по направлениям, указанным  выше. 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
 

Межбюджетные  отношения -- это отношения между  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.  

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно  новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и  перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.  

Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве. 

Наиболее значимыми  проблемами бюджетной системы РФ являются:  

1) проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти;  

2) недостаточно  эффективная нормативно-правовая  основа, регулирующая межбюджетные  отношения; 

3) чрезмерная  межрегиональная дифференциация регионов в плане социально-экономического развития; 

4) неэффективная  система распределения финансовой  помощи нуждающимся регионам  и муниципалитетам посредством  межбюджетным трансфертов, поощряющая  иждивенческие настроения и отбивающая  у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность. 

Основными направлениями  совершенствования межбюджетных отношений  в России должны стать: 

1) укрепление  финансовой самостоятельности субъектов  Федерации; 

2) укрупнение  регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе; 

3) создание четкой  нормативно-правовой основы, объективно  оценивающей усилия нуждающихся  регионов, направленные на рост  своей социально-экономической базы; 

4) введение эффективной  дифференцированной системы выделения  трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности; 

5) обеспечение  определенных финансовые преимуществ  для регионов-доноров, за счет  которых живут регионы, получающие  федеральную помощь. 

Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то мы, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, придерживаемся все-таки оптимистических взглядов.  

Процесс реформирования межбюджетных отношений в ближайшие 3-4 года будет идти в следующих  направлениях: 

1) укрепление  финансовой самостоятельности субъектов  Федерации; 

2) создание стимулов  для увеличения поступлений доходов  в региональные и местные бюджеты; 

3) создание стимулов  для улучшения качества управления  региональными и муниципальными  финансами; 

4) повышение  прозрачности региональных и  муниципальных финансов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Региональная  политика - очень важная составляющая практически любой политики как  на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. 

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при  разумной, целостной и учитывающей  интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев. 

Поэтому назрела  необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических  реформ в нашей стране, но также  и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство. 

Как мне  кажется, федеральный центр в  России должен выступать не только как управляющий  и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения  между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей). Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Литература 

1. Анализ  тенденций  развития регионов  России в  2001-2003 гг. - М., Тасис, 2004.-144с.

2. Анализ тенденций  развития регионов России. Типология  регионов, выводы и предложения.-М.:Тасис,2004.-96с. 

3. Ассекритов  С., Широбокова В. Межбюджетные  отношения: про-блемы и подходы  к их решению//Экономист, 2004. - 1. С. 57-66. 

4. Виноградов  В.В. Экономика России. М.: Юристъ, 2002.- 437 с. 

5. Витковский  О.В. Проблемы региональной политики, организации территории//Вопросы  экономической и политической  географии зарубежных стран.-2004,7.С.30-43 

6. Воронин В.В.  Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. - Самара: Самарск. гос. экон. акад., 2002. - 352 с. 

7. Гладкий   Ю.Н., Доброскок В.А., Семёнов С.П.  Экономическая гео-графия России: Учебник. - М.: Гардарика , 2003. 752 с. 

8. Домнина   И., Маркова Н.. Монахова Т. Государственное регулиро-вание в регионах// Экономист, 2004. - 3. С. 43-54 

9. Иванова   В., Крепышева Н. Финансово-кредитные   организации в системе регионального  правления социально-экономическим  развити-ем//Экономист, 2003. - 7. С. 27-33. 

10. Иванченко   Л. А., Гневко В. А. Организационные   и правовые при-оритеты управления  региональной экономикой. СПб.: ВС, 2004. 

11. Игнатов   В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика,  право). Ростов-на-Дону: Март, 2005. 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

1. Конституция  Российской Федерации. - М.: ЭКСМО, 2008. - 64 с. 

2. Акимов А.К.  Социальная политика: региональные  аспекты. - Якутск, 2007. - 380 с. 

3. Артоболевский  С.С. Региональная политика: опыт  развитых стран и становление  РФ. - М.: Издательство УРСС, 2008. - 103 с. 

4. Бильчак B.C., Захаров В.Ф. Региональная экономика.  Учеб. пособие для Вузов. Калининград:  Янтарный сказ, 2008. - 316 с. 

5. Гранберг А.Г.  Основы региональной экономики.  Учебник для Вузов. - М.: Государственный  университет, Высшая школа экономики. 2008. - 495 с. 

6. Лексин В.Я., Швецов А.И. Государство и регионы:  теория и практика государственного  регулирования территориального  развития. М.: УРСС, 2007. - 372 с. 

7. Макконнелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.:Пер. с англ. 11-го изд. Т.I. - М.: Республика, 2008. - 399 с. 

8. Речицкая Л.В.  Региональная экономика. М.: Банки  и биржи, 2008. - 248 с. 

Информация о работе Финансовые взаимоотношения между центром и регионами Российской Федерации