Философия права Петражицкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:51, реферат

Описание работы

Одним из основоположников психологической теории права является Л. Петражицкий (1897-1931). Психологическая теория права характеризуется следующими чертами – она подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное право «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде официально действующих в государстве нормативно-правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право – это чисто психическое явление, особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживания и т.п., оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется позитивным правом

Содержание

Введение
1. Петражицкий Л.И. – один из основателей психологической
теории права
2. Общая характеристика теории права Петражицкого Л.А.
2.1. Деление права на интуитивное и позитивное
2.2. Интуитивное право
2.3. Справедливость
2.4. Позитивное право и его виды
2.5. Законное право
2.6. Обычное право
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реферат_философия права Петражицкого.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     с.

     Введение

     1. Петражицкий Л.И.  – один из основателей  психологической 

       теории права

     2. Общая характеристика  теории права Петражицкого  Л.А.

         2.1. Деление права  на интуитивное  и позитивное

         2.2. Интуитивное право

         2.3. Справедливость

         2.4. Позитивное право и его виды

         2.5. Законное право

         2.6. Обычное право

     Заключение

     Список  использованных источников 

 

      Введение 

     В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих  процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, поскольку каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

     За  время существования науки были созданы десятки самых различных  теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи, самых различных  предположений.

     В данной работе мы рассмотрим психологическую  теорию права.

     Одним из основоположников психологической теории права является Л. Петражицкий (1897-1931). Психологическая теория права характеризуется следующими чертами – она подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное право «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде официально действующих в государстве нормативно-правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право – это чисто психическое явление, особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживания и т.п., оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется позитивным правом.

     Интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый характер, его содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и отношениями и прочее. Отсюда делается вывод о том, что есть интуитивное право данного класса, данной семьи, данного кружка детей, преступников и т. д.

     В работе мы более подробно рассмотрим положения данной теории права.

 

      1. Петражицкий Л.И.  – один из основателей  психологической

     теории  права 

     Одним из выдающихся теоретиков права в  России был Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931).

     Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Колонтаево Витебской губернии, в семье выходцев из Польши. После окончания Киевского  университета он продолжил образование  в Германии, где опубликовал свои первые научные труды, посвященные проблемам цивилистики, в том числе двухтомное капитальное исследование «Учение о доходе». Уже в своих ранних работах, имевших большой резонанс как в Германии, так и в России, Петражицкий выдвигает идеи общетеоретического значения. Так, он выступает за создание особой отрасли правоведения – политики права – как прикладной дисциплины, призванной сменить традиционную философию права. Построенная на научной основе политика призвана воздействовать на ход развития права, направляя его в сторону правового идеала. Таким правовым и социальным идеалом Петражицкий полагал идеал любви. Причем он считал это положение не подлежащей оспариванию аксиомой.

     Вернувшись  в Россию, Петражицкий в 1897 г. защитил  докторскую диссертацию «Право добросовестного  владельца на плоды» и с 1898 по 1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии и философии права юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В начале ХХ века были опубликованы основные теоретические труды профессора Петражицкого, принесшие ему славу создателя самобытной психологической теории права: «Очерки философии права» (1900), «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (тт. 1-2, 1907).

 

      2. Общая характеристика теории права Петражицкого Л.А.

     2.1. Деление права  на интуитивное  и позитивное 

     Л.И. Петражицкий в своем труде  «Теория права и государства  в связи с теорией нравственности»  делит право на интуитивное и  позитивное. Здесь право выступает  в виде широкого родового понятия, представляющего собой несоизмеримо больше, чем право в смысле юридического словоупотребления, оно включает в себя и «императивно-атрибутные переживания, которые чужды представлений каких бы то ни было авторитетно-нормативных фактов – законов, обычаев и т.д. – и независимы от них».

     Развитие  интуитивного и позитивного права  определяется в общих и основных чертах действием одних и тех  же социально-психических процессов, действующих по одним и тем  же законам, и лишь в связи со специфическими различиями интеллектуального состава интуитивного и позитивного права получаются частично различные результаты развития, разные частные, по большей части несущественные, различия по содержанию.

     Между этими видами права существуют по природе своей неизбежные разногласия. Основания этого положения, указывающее вместе с тем характер разных категорий неизбежных разногласий, состоит в следующем:

     Во-первых, т.к. интуитивное право у разных элементов общества, разных классов  и индивидов, имеет различное  в частностях содержание, то уже в следствие этого, такого позитивного права, которое совпадало бы по содержанию с интуитивным правом всех элементов общества, не может быть.

     Во-вторых, т.к. интуитивное право развивается  и, стало быть меняет свое содержание в истории постепенно, развитие же позитивного права по самой природе этого права подвержено задержкам и разным иным отступлениям от постепенного развития, то позитивное право должно неизбежно в разных своих частях отставать от развития интуитивного права и вообще расходиться с ним по содержанию, вследствие специфических различий процессов развития.

     В-третьих, т.к. позитивное право согласно своей  природе и социальной унификационной функции расходится и должно неизбежно  расходиться с интуитивным правом по степени приспособляемости к конкретным обстоятельствам, в частности должно устанавливать резкие границы, точно определяемые объемы в области объектов и релевантных фактов, игнорировать неподдающиеся контролю факты и проч., то и при отсутствии в тех или иных областях разногласий и конфликтов указанных выше категорий неизбежно должны получаться разногласия между позитивно и интуитивно-правовыми решениями конкретных дел и житейских вопросов, конкретных казусов.

     Таким образом, что касается отношений  между интуитивным и позитивным правом по содержанию, то здесь имеются минимальные и максимальные пределы согласия между ними, и фактическое отношение состоит в колебаниях в разные моменты истории, у разных народов и т.д., между этими пределами.  

     2.2. Интуитивное право 

     Установленные выше общие положения о праве содержат по мнению Л.И. Петражицкого соответствующие учения об интуитивном праве:

  • учения о природе его как императивно-атрибутивных переживаний и отличии от нравственности как чисто императивных переживаний;
  • учение о дальнейших особенностях и тенденциях, связанных с этой природой, в области мотивационного и воспитательного действия соответствующих переживаний, в области условий выполнения, реакций на нарушение и проч.;
  • учение об элементах интуитивного права – о подлежащих эмоциях и представлениях: объектных, субъектных и релевантных фактах;
  • учение о соответствующих проекциях: о нормах, правоотношениях, обязанностях и правах интуитивного права и их  представляемых элементах.

      Л.И. Петражицкий считает, что задачей  специального учения об интуитивном праве является дополнительное выяснение того, что специально свойственно интуитивному праву по сравнению и по отношению к позитивному.

     Законы, массовое правовое поведение людей, служащее нормативным фактом в области  обычного права, и другие нормативные факты представляют не что иное, как продукты проявления интуитивного права соответствующих лиц, индивидов и масс, получающие затем в психике других самостоятельное значение.

     Интуитивное право имеет свою, ограниченную, сферу существования и действия, и вопросы формальностей, технических порядков и т.п., поскольку они подвергаются правовому решению, относятся к исключительной компетенции позитивного права.

     По  поводу же действия интуитивного права  в пользу соответственных изменений  позитивного права, а также по поводу соответственного влияния интуитивного права на толкование, научную разработку и применение позитивного права автор замечает, что подлежащее действие интуитивного права по большей части остается скрытым и незаметным не только в смысле отсутствия соответственного словесного или письменного выражения, но и в смысле отсутствия знания и понимания действующими, например, отстаивающими известное толкование существующего права или известную его реформу под влиянием давления интуитивного права, того, что их заставляет действовать в соответственном направлении. Интуитивное право действует в качестве незримого, закулисного фактора, на сцене же появляются разные иные аргументы и соображения, составляются разные теории, политические, социальные учения. Несмотря на свою подчас большую поверхностность, односторонность и произвольность, подлежащая аргументации, теории, учения, раз они по своему направлению соответствуют требованиям зарождающегося и укореняющегося интуитивного права, представляются люди весьма удачными и убедительными, приобретают распространение и популярность, иногда такую же веру и почитание, как бывает в религиозной области. Сила их коренится не в их интеллектуальном содержании, а в эмоциональной интуитивно-правовой почве.

     Сферой  действия интуитивного права является область наделения благами и  причинения зол, распределение благ и зол, в отличии от позитивного  права, которое решает не относящиеся  к этой сфере вопросы, вопросы  формальностей, технических порядков и т.п.

     Интуитивное право, вследствие своей нефиксированности, независимости от нормативных фактов, является гибким и изменчивым и зачастую имеет специфически индивидуальный характер. Но именно интуитивное право, в силу более сильной психологической мотивации, играет решающую роль в определении поведения человека и зачастую определяет возникновение позитивных законов. 

     2.3. Справедливость 

     По  словам Л.И. Петражицкого справедливость представляет собой не что иное, «как право в нашем смысле, а  именно интуитивное право».

     Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни, психическое явление, и для научного, достоверного познания соответствующих феноменов требуется применение соответствующего метода, самонаблюдения и соединенного метода. Применяя этот метод Л.И. Петражицкий считал, что мы имеем дело не с переживаниями симпатии по чьему-либо адресу, не с суждениями об общественной целесообразности или вообще какими бы то ни было приспособленными суждениями и расчетами и т. д., а с принципиальными, нормативными переживаниями в смысле соответствующего образованного выше понятия; здесь имеются этические эмоции, эмоции долга, соответствующее поведение представлено у автора как должное, независимо от каких либо целей и расчетов. Из этого следует, что представление или восприятие чужого поступка, представляющегося нам явно несправедливым по отношению к кому-либо, вызывает соответствующее этическое порицание или негодование; воспоминания же о собственном поступке этого рода вызывает соответствующие этические угрызения совести.

     Применяя  деление права на два вида: интуитивное  и позитивное и изучая переживания  справедливости с этой точки зрения автор констатирует, что здесь  мы имеем дело с интуитивно правовыми  синонимами, с суждениями не о том, что полагается по закону, а по нашим собственным, независимым от внешних авторитетов убеждениям.

     Сообразно с этим сами законы, правовые обычаи подвергаются критике с точки  зрения справедливости, другие порицаются или даже отвергаются с негодованием как несправедливые.

Информация о работе Философия права Петражицкого