Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:51, реферат
Одним из основоположников психологической теории права является Л. Петражицкий (1897-1931). Психологическая теория права характеризуется следующими чертами – она подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное право «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде официально действующих в государстве нормативно-правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право – это чисто психическое явление, особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживания и т.п., оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется позитивным правом
Введение
1. Петражицкий Л.И. – один из основателей психологической
теории права
2. Общая характеристика теории права Петражицкого Л.А.
2.1. Деление права на интуитивное и позитивное
2.2. Интуитивное право
2.3. Справедливость
2.4. Позитивное право и его виды
2.5. Законное право
2.6. Обычное право
Заключение
Список использованных источников
Содержание
с.
Введение
1. Петражицкий Л.И. – один из основателей психологической
теории права
2. Общая характеристика теории права Петражицкого Л.А.
2.1. Деление права на интуитивное и позитивное
2.2. Интуитивное право
2.3. Справедливость
2.4. Позитивное право и его виды
2.5. Законное право
2.6. Обычное право
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В
мире всегда существовало и существует
множество различных теорий, объясняющих
процесс возникновения и
За
время существования науки были
созданы десятки самых
В данной работе мы рассмотрим психологическую теорию права.
Одним из основоположников психологической теории права является Л. Петражицкий (1897-1931). Психологическая теория права характеризуется следующими чертами – она подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное право «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде официально действующих в государстве нормативно-правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право – это чисто психическое явление, особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживания и т.п., оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется позитивным правом.
Интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый характер, его содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и отношениями и прочее. Отсюда делается вывод о том, что есть интуитивное право данного класса, данной семьи, данного кружка детей, преступников и т. д.
В работе мы более подробно рассмотрим положения данной теории права.
1. Петражицкий Л.И. – один из основателей психологической
теории
права
Одним из выдающихся теоретиков права в России был Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931).
Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Колонтаево Витебской губернии, в семье выходцев из Польши. После окончания Киевского университета он продолжил образование в Германии, где опубликовал свои первые научные труды, посвященные проблемам цивилистики, в том числе двухтомное капитальное исследование «Учение о доходе». Уже в своих ранних работах, имевших большой резонанс как в Германии, так и в России, Петражицкий выдвигает идеи общетеоретического значения. Так, он выступает за создание особой отрасли правоведения – политики права – как прикладной дисциплины, призванной сменить традиционную философию права. Построенная на научной основе политика призвана воздействовать на ход развития права, направляя его в сторону правового идеала. Таким правовым и социальным идеалом Петражицкий полагал идеал любви. Причем он считал это положение не подлежащей оспариванию аксиомой.
Вернувшись в Россию, Петражицкий в 1897 г. защитил докторскую диссертацию «Право добросовестного владельца на плоды» и с 1898 по 1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии и философии права юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В начале ХХ века были опубликованы основные теоретические труды профессора Петражицкого, принесшие ему славу создателя самобытной психологической теории права: «Очерки философии права» (1900), «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (тт. 1-2, 1907).
2. Общая характеристика теории права Петражицкого Л.А.
2.1.
Деление права
на интуитивное
и позитивное
Л.И.
Петражицкий в своем труде
«Теория права и государства
в связи с теорией
Развитие
интуитивного и позитивного права
определяется в общих и основных
чертах действием одних и тех
же социально-психических
Между этими видами права существуют по природе своей неизбежные разногласия. Основания этого положения, указывающее вместе с тем характер разных категорий неизбежных разногласий, состоит в следующем:
Во-первых, т.к. интуитивное право у разных элементов общества, разных классов и индивидов, имеет различное в частностях содержание, то уже в следствие этого, такого позитивного права, которое совпадало бы по содержанию с интуитивным правом всех элементов общества, не может быть.
Во-вторых, т.к. интуитивное право развивается и, стало быть меняет свое содержание в истории постепенно, развитие же позитивного права по самой природе этого права подвержено задержкам и разным иным отступлениям от постепенного развития, то позитивное право должно неизбежно в разных своих частях отставать от развития интуитивного права и вообще расходиться с ним по содержанию, вследствие специфических различий процессов развития.
В-третьих,
т.к. позитивное право согласно своей
природе и социальной унификационной
функции расходится и должно неизбежно
расходиться с интуитивным
Таким
образом, что касается отношений
между интуитивным и позитивным
правом по содержанию, то здесь имеются
минимальные и максимальные пределы согласия
между ними, и фактическое отношение состоит
в колебаниях в разные моменты истории,
у разных народов и т.д., между этими пределами.
2.2.
Интуитивное право
Установленные выше общие положения о праве содержат по мнению Л.И. Петражицкого соответствующие учения об интуитивном праве:
Л.И. Петражицкий считает, что задачей специального учения об интуитивном праве является дополнительное выяснение того, что специально свойственно интуитивному праву по сравнению и по отношению к позитивному.
Законы, массовое правовое поведение людей, служащее нормативным фактом в области обычного права, и другие нормативные факты представляют не что иное, как продукты проявления интуитивного права соответствующих лиц, индивидов и масс, получающие затем в психике других самостоятельное значение.
Интуитивное право имеет свою, ограниченную, сферу существования и действия, и вопросы формальностей, технических порядков и т.п., поскольку они подвергаются правовому решению, относятся к исключительной компетенции позитивного права.
По поводу же действия интуитивного права в пользу соответственных изменений позитивного права, а также по поводу соответственного влияния интуитивного права на толкование, научную разработку и применение позитивного права автор замечает, что подлежащее действие интуитивного права по большей части остается скрытым и незаметным не только в смысле отсутствия соответственного словесного или письменного выражения, но и в смысле отсутствия знания и понимания действующими, например, отстаивающими известное толкование существующего права или известную его реформу под влиянием давления интуитивного права, того, что их заставляет действовать в соответственном направлении. Интуитивное право действует в качестве незримого, закулисного фактора, на сцене же появляются разные иные аргументы и соображения, составляются разные теории, политические, социальные учения. Несмотря на свою подчас большую поверхностность, односторонность и произвольность, подлежащая аргументации, теории, учения, раз они по своему направлению соответствуют требованиям зарождающегося и укореняющегося интуитивного права, представляются люди весьма удачными и убедительными, приобретают распространение и популярность, иногда такую же веру и почитание, как бывает в религиозной области. Сила их коренится не в их интеллектуальном содержании, а в эмоциональной интуитивно-правовой почве.
Сферой действия интуитивного права является область наделения благами и причинения зол, распределение благ и зол, в отличии от позитивного права, которое решает не относящиеся к этой сфере вопросы, вопросы формальностей, технических порядков и т.п.
Интуитивное
право, вследствие своей нефиксированности,
независимости от нормативных фактов,
является гибким и изменчивым и зачастую
имеет специфически индивидуальный характер.
Но именно интуитивное право, в силу более
сильной психологической мотивации, играет
решающую роль в определении поведения
человека и зачастую определяет возникновение
позитивных законов.
2.3.
Справедливость
По словам Л.И. Петражицкого справедливость представляет собой не что иное, «как право в нашем смысле, а именно интуитивное право».
Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни, психическое явление, и для научного, достоверного познания соответствующих феноменов требуется применение соответствующего метода, самонаблюдения и соединенного метода. Применяя этот метод Л.И. Петражицкий считал, что мы имеем дело не с переживаниями симпатии по чьему-либо адресу, не с суждениями об общественной целесообразности или вообще какими бы то ни было приспособленными суждениями и расчетами и т. д., а с принципиальными, нормативными переживаниями в смысле соответствующего образованного выше понятия; здесь имеются этические эмоции, эмоции долга, соответствующее поведение представлено у автора как должное, независимо от каких либо целей и расчетов. Из этого следует, что представление или восприятие чужого поступка, представляющегося нам явно несправедливым по отношению к кому-либо, вызывает соответствующее этическое порицание или негодование; воспоминания же о собственном поступке этого рода вызывает соответствующие этические угрызения совести.
Применяя деление права на два вида: интуитивное и позитивное и изучая переживания справедливости с этой точки зрения автор констатирует, что здесь мы имеем дело с интуитивно правовыми синонимами, с суждениями не о том, что полагается по закону, а по нашим собственным, независимым от внешних авторитетов убеждениям.
Сообразно с этим сами законы, правовые обычаи подвергаются критике с точки зрения справедливости, другие порицаются или даже отвергаются с негодованием как несправедливые.